Известное и часто цитируемое выражение классика русской литературы Н. В. Гоголя о двух извечных российских проблемах справедливо и в наши дни, по крайней мере в отношении дорог. Московский регион все острее ощущает потребность в увеличении пропускной способности автомагистралей. Пробки на дорогах стали обыденным явлением, а вопрос «Как доехал?» теперь все чаще звучит вместо привычного «Как дела?».
Транспортную проблему в настоящее время с полным правом можно назвать национальной, ее активно обсуждают в СМИ, авторы приводят высказывания государственных деятелей, законодателей, чиновников, экспертов, которые рассуждают о новых проектах и планах на перспективу: о дорогах — дублерах наиболее загруженных магистралей, о многоуровневых развязках и даже о трассах, которые будут сооружены на железной дороге над проходящими поездами, локомотивами, цистернами и пр. Вместе с тем объемы финансирования дорожной отрасли в стране уменьшились за последние годы в три раза. Позитивным фактором можно считать принятие Советом Федерации в ноябре этого года проекта федерального закона «О дорожных фондах РФ». Президент России В. В. Путин не раз говорил о том, что государству необходимы солидные долгосрочные инвестиции в строительство и в дело модернизации автотранспортных сетей. Граждане, в свою очередь, с нетерпением ждут, когда же ситуация с автомобильными дорогами начнет кардинально меняться. Будут ли дороги, которые сооружают сейчас или которые планируют построить в будущем, платными? Где и когда начнут вести новые трассы в Московском регионе? А может быть, следует более внимательно относиться к организации движения и содержанию существующих магистралей?
О новых проектах автомобильных дорог
Москва
Основное внимание в ближайшие восемь лет согласно планам правительства Москвы будет уделено Звенигородскому проспекту, магистралям в районе аэропорта Внуково, дорогам вокруг Делового центра «Москва-Сити», Четвертому транспортному кольцу и некоторым радиальным магистралям. Движение по Звенигородскому проспекту планируют открыть в 2007 году. В настоящее время продолжаются работы на одном из сложных участков — в тоннеле под Серебряным бором, где будут одновременно проходить автомагистраль и линия метро до района Строгино. По заключению НИиПИ Генплана решить проблемы движения в столице способны только магистрали общемосковского значения, находящиеся в так называемом срединном поясе города. Открытие в ноябре двух развязок на Третьем транспортном кольце — на пересечении Сущевского Вала с Шереметьевской улицей и Ленинградского шоссе с улицей Беговой — стало заметным событием в столице в 2005 году, позволившим улучшить ситуацию с автомагистралями в столице. По-строенная Звенигородская эстакада от Третьего транспортного кольца до улицы Мневники, продолжение улицы Николая Старостина до МКАД и другие реализованные в последнее время проекты изменили положение с дорогами, по крайней мере в этих районах Москвы. Работа, конечно, идет, но динамика данного процесса такова, что рост автомобильного парка столицы существенно опережает темпы деятельности дорожных служб. Можно отметить и такой проект, как модернизация системы работы городских светофоров, а в перспективе — организация автоматизированного управления транспортом. Сегодня один из вариантов данного проекта уже действует на Дмитровском шоссе.
Подмосковье
Самый масштабный проект здесь — Центральная кольцевая автомобильная дорога (ЦКАД). Эта трасса протяженностью около 480 км и шириной в каждом направлении по четыре полосы пройдет по маршрутам Малого и Большого бетонных колец. В проекте предусмотрено строительство обходных дорог вокруг Ногинска, Электростали, Бронниц, Звенигорода, Голицына. На радиальных дорогах, идущих из Москвы, будут сооружены многоуровневые развязки. Планируемое начало строительства — 2006 год.
До конца 2005 года должен быть утвержден окончательный вариант скоростной платной трассы Москва — Санкт-Петербург, которая пойдет в обход городов и деревень. Платными трассами станут дорога от МКАД в районе транспортной развязки с Молодогвардейской улицей до трассы М-1 «Беларусь» и дорога, обеспечивающая подъезд к аэропорту Домодедово. То внимание, которое было уделено министром транспорта РФ Игорем Левитиным и губернатором Московской области Борисом Громовым мероприятию, посвященному открытию в конце октября нынешнего года транспортной развязки в подмосковном Королеве, говорит о понимании высокими чиновниками важности и остроты проблемы. Остаются нерешенными вопросы о том, когда начнется активная работа в данном направлении и от разработки проектов соответствующие структуры перейдут к реализации планов. Хотя следует отметить, что определенные работы по строительству и реконструкции дорог в Подмосковье уже идут.
Комментарии
Обращаясь к теме недвижимости, отметим, что темпы строительства жилья, освоение новых территорий и, соответственно, цены на квартиры напрямую зависят от развития транспортной инфраструктуры. А при покупке жилой недвижимости особое внимание уделяют сейчас «дороге к дому».
Делясь своими впечатлениями о зарубежных городах в одном из журналов «Недвижимость & цены», риелторы рассказали о состоянии и качестве автотрасс в странах, где они побывали. Московский регион существенно отстает от них в этом отношении.
О своем видении дорожных проблем региона и их решении, о влиянии транспортной инфраструктуры на развитие рынка недвижимости с читателями журнала делятся специалисты этого рынка, руководители и сотрудники государственных служб. Взгляд на проблему профессионалов, работающих в данном сегменте российской экономики, отражает отношение многих граждан к транспортному вопросу.
Иван ГРАЧЕВ, председатель экспертного совета Комиссии Совета Федерации по формированию рынка доступного жилья
Автомобиль я сам не вожу, но как пассажир могу произвести оценку ситуации. С 1993 года, когда я в первый раз был избран депутатом Госдумы, и по настоящее время практически ежедневно совершаю поездки из Митина в центр города. Так вот, за двенадцать лет скорость передвижения существенно снизилась.
Кардинального решения для улучшения ситуации на автодорогах никто не придумал. Мне довелось быть в Париже, Токио, Нью-Йорке, где тоже большие пробки. Но в отличие от Москвы там не бывает безвыходных ситуаций, всегда можно найти объезд. У нас уж если заблокирован центр города или Ленинградка, то никаких вариантов нет, часа два можно простоять.
Это, на мой взгляд, связано с радиальной структурой города, которую удастся исправить только строительством дополнительных колец. И еще: в центре Москвы улицы забиты стоящими машинами. Думаю, эту часть столицы надо перекрывать для некоторых видов транспорта, организовать здесь подземные парковки. Конечно, необходима реконструкция трасс. А улучшением организации движения существенно положение не исправить. Если говорить о наиболее проблемном участке автотрасс, то для меня им является путь в Домодедово из центра. Сооружение Четвертого транспортного кольца в Москве, бесспорно, поможет разгрузить дороги. Что же касается жилья… Любителей жить рядом с автотрассой, пожалуй, немного. Если под окнами дома проходит крупная дорога, то это скорее минус, чем плюс. Заграждения не оченьто спасают от шума, от выхлопных газов, к тому же в Москве бензин грязный… Отмечу, что транспортная инфраструктура и факт приобретения гражданами недвижимости, конечно, взаимосвязаны, и при оценке стоимости жилья время проезда в центр столицы имеет большое значение.
Дмитрий ИВЛИЕВ, директор по рекламе и PR Группы компаний ПИК
Ситуация на дорогах в Москве продолжает ухудшаться с каждым годом, несмотря на строительство новых дорог и развязок. Темпы строительства явно не поспевают за скоростью расширения автопарка. Я это наблюдаю на протяжении двенадцати лет — таков мой водительский стаж.
Какие реш