Как заявил вчера замначальника департамента управления перевозками Российских железных дорог (РЖД) Сергей Елисеев, в ближайшее время компания планирует создать многоуровневую систему логистических центров. Масштабам данного проекта можно только позавидовать – более-менее серьезные логистические центры в России можно пересчитать по пальцам, тогда как РЖД планируют создать их во всех своих филиалах. Стремления компании наладить взаимоотношения с другими транспортниками неудивительны – чего стоит только проблема вечных простоев вагонов на подходах к морским портам. К тому же стратегия железнодорожников полностью совпадает с планами Минтранса. В течение ближайшего года последний собирается вложить в развитие логистических центров не менее 600 млн руб.
Опрошенные RBC daily эксперты и участники рынка считают, что у проекта РЖД весьма неплохое будущее, однако отмечают, что лучше бы распределением транспортных потоков занимались независимые логистические центры.
ОАО «Российские железные дороги» было образовано в октябре 2003 г.
Единственный акционер общества – Российская Федерация. На сегодняшний день это крупнейшая транспортная компания страны, на долю которой приходится около 40% совокупного грузооборота и около 40% пассажироперевозок. Результатами первого года работы РЖД стало увеличение грузооборота на 8,4% (до 1,8 млрд ткм) и пассажирооборота на 2,6% (до 159 млрд км). Доходы от грузовых перевозок в 2004 г. составили 529,5 млрд руб., увеличившись по сравнению с 2003 г. на 13%. Чистая прибыль РЖД достигла 8,8 млрд руб. В первом полугодии текущего года компания увеличила объем перевезенных грузов на 3,8% – до 615,94 млн т. Чистая прибыль РЖД снизилась в 3,61 раза, составив 3,4 млрд руб., доходы увеличились на 10,2% – до 356,2 млрд руб.
Вчера в Москве открылась конференция «Взаимодействие государственных и частных структур железнодорожного, морского, речного транспорта в процессе реформирования в цепях поставок на основе логистических технологий».
Замначальника департамента управления перевозками ОАО «РЖД» Сергей Елисеев заявил, что необходимо создать четкую систему логистических центров, которая должна предусматривать наличие главного логистического центра, а также региональных и районных. Для этих целей Сергей Елисеев предложил создать самостоятельную структуру в составе ОАО «РЖД» под предварительным названием ОАО «Российская логистическая система». В качестве готовых логистических центров на железной дороге он привел пример Новороссийского порта, центров в Ростове и Петербурге. В настоящее время предусмотрено создание логистических центров на Дальневосточной и Северо-Кавказской железных дорогах.
То, что представители крупнейшей транспортной компании страны заговорили о необходимости внести серьезные изменения во взаимодействие различных видов транспорта, неудивительно. Чего стоят только постоянно возникающие простои вагонов на подходах к морским портам. «По подсчетам РЖД, простой одного состава перед портом в течение 10 суток приносит потери в 500 тыс. руб., а общие потери (с учетом потерь морских перевозчиков и других участников процесса доставки грузов) за тот же срок составляют 4,5 млн руб.», – отметил Сергей Елисеев.
К тому же стратегия железнодорожников полностью совпадает с планами Минтранса. Как заявил на той же конференции замминистра транспорта Сергей Аристов, министерство намерено сделать ставку на реорганизацию логистических центров в нескольких узловых регионах страны. Сейчас эффективные логистические центры действуют на Московской, Октябрьской, Свердловской, Северной, Красноярской железных дорогах. В течение ближайших двух-трех лет Минтранс планирует организовать подобные центры на всех остальных железных дорогах.
Сергей Аристов сообщил, что сегодня финансирование транспортной инфраструктуры, в частности создания логистических центров, составляет не более 2% от ВВП России. Тем не менее сейчас поставлена задача довести эту цифру до 4% и уже в течение ближайшего года вложить в создание логистических центров не менее 600 млн руб.
Очевидно, что привлечь подобные средства непросто. По словам Сергея Аристова, в создании логистических центров ставка будет делаться на использование механизмов государственно-частного партнерства. Сейчас доля внебюджетных инвестиций в их организацию составляет порядка 40%, и необходимо поднять эту цифру как минимум в 2,5 раза – в среднем до 300 млрд руб. в год. Эту возможность, по словам Аристова, дает принятый недавно закон «О конфессионных отношениях». Помимо этого закона, для эффективного создания логистических центров необходим закон о резервировании земель для строительства авто- и железных дорог, а также о переводе земель из одной категории в другую. Проекты этих законов сейчас уже разработаны и находятся на рассмотрении соответствующих комитетов Госдумы.
Опрошенные RBC daily эксперты и участники рынка считают, что у проектов РЖД и Минтранса весьма неплохое будущее. Однако к их реализации можно было бы подойти несколько по-другому. «Создание логистических центров – дело хорошее.
Но только в случае, если это делают конкретные предприятия в конкретных местах, а не тогда, когда это осуществляется в общем и целом по указанию РЖД», – сказал RBC daily директор аналитических проектов ИАА SeaNews Алексей Безбородов. Эксперты предполагают, что если железнодорожники будут вкладывать средства в создание логистических центров, то они же в дальнейшем будут их контролировать. «Однако логистические центры, которые будут заниматься организацией транспортных потоков, должны быть независимыми, – резюмировал Алексей Безбородов. – Когда они принадлежат кому-то, это плохо».
Евгения ГаврилюкRBCdaily