Чтобы сохранить для потомков один из самых красивых природных уголков Москвы, столичные власти решили перекрыть въезд машин на территорию Воробьевых гор. Ни один автомобиль больше не должен там отравлять воздух, портить вековые деревья и распугивать редких птиц.
Но не стоит путать заказник со смотровой площадкой, куда, как и раньше, по улице Косыгина смогут попасть все желающие, в том числе и свадебные экипажи. Сам парк занимает территорию в 100 гектаров, состоящую в основном из леса. Тянется он вдоль Москвы-реки от Ленинского проспекта до той самой стометровой площадки. А перекрыть планируется асфальтированные дороги между заказником и рекой - Воробьевскую и Андреевскую набережные. Кроме того, закроются все съезды в лес с улицы Косыгина.
Как рассказала "РГ" Вера Сеземан, зам. директора Природного заказника "Воробьевы горы", мера это вынужденная. Определенные ограничения на въезд и передвижение по территории действовали еще в советское время, однако в последнее время правила мало кто соблюдал. По парку ходили и ездили все желающие - нередко такие гуляния заканчивались костром из редких деревьев, охотой на птиц и последующим шашлыком. Больше других вред природе наносили водители. Именно автомобили, по мнению эколога, и являются "главными врагами всего живого".
Как можно после этого говорить о сохранении свежего воздуха? "А на берегу Москвы-реки мы насчитали сразу восемь кафе, владельцы которых не соблюдали элементарных правил гигиены", - заявил руководитель департамента природопользования столицы Леонид Бочин.
Сегодня Воробьевы горы всего за миллион рублей удалось превратить в экологически неприкосновенный уголок столицы, который населили редкие виды птиц и животных. В день города там был открыт и первый в истории столицы экологический туристический маршрут. Вот для поддержания такого порядка и решено было раз и навсегда закрыть въезд автомобилей-нарушителей. Счастливыми обладателями пропусков в "зеленую" зону станут лишь сотрудники президиума Российской Академии наук, Андреевского монастыря и жители соседнего коттеджного поселка.
Отдыхающим же придется передвигаться по заповеднику либо на своих двоих, либо на специальном экологическом поезде. Переговоры о его закупке дирекция Воробьевых гор ведет с итальянцами. Если стороны сойдутся в цене, то в следующем году можно будет прокатиться по набережной на комфортабельном поезде на электрической тяге.
Однако, по словам Веры Сеземан, сотрудники заказника относят к вредителям не только автомобилистов, но и велосипедистов, повадившихся устраивать в лесу гонки. "Представляете, выкатали все "под яйцо", - говорит зам. директора природного заказника. - Есть места, где не осталось ничего живого. Более того, они там сделали искусственные трамплины и рытвины. Еще чуть-чуть и в заказнике начнется линейная эрозия".
Выгнать вредителей не получается, а забором Воробьевы горы обнести нереально. Единственный выход Сеземан видит в оборудовании для велосипедистов специальной площадки подальше от Воробьевых гор. Но власти пока никак не отреагировали на предложение экологов.
Елена Домчева Российская газета