В российской столице завершилась Международная выставка "Арх-Москва". Вручены призы лучшим отечественным проектам. Но подлинными героями смотра стали не российские мастера, а западные звезды архитектуры.
В Доме художника редко бывают такие аншлаги. Все выходные у подъезда выстраивались длиннющие очереди, спекулянты торговали билетами в три раза дороже номинала. У дверей, ведущих в аудиторию, где шли выступления приглашенных на выставку западных звезд, пришлось выставлять вооруженную охрану - на лекцию Даниэля Либескинда и Захи Хадид пришло в пять раз больше слушателей, чем может вместить зал ЦДХ. По правде говоря, у Захи Хадид и у Даниэля Либескинда выступления были похожи как две капли воды. Обе звезды говорили о космополитизме современной архитектуры, отдавали дань уважения российскому конструктивизму и высказывали надежды поработать в Москве.
В этом году "Арх-Москва" зримо показала, что архитектура прекратила быть уделом специалистов - чертежников и инженеров, а превратилась в модное занятие, где обкатываются чисто дизайнерские идеи и образы. Взять, например, проекты голландца Ларса Спайбрука, демонстрируемые в специальном разделе выставки. Сначала он представляет проект башни, которая изменяет цвет в зависимости от "настроений горожан" (настроение определяется с помощью интерактивного опроса). Затем предлагает построить пустой павильон, который "генерирует различные звуки". Другими словами, уровень проектов сегодня определяется не их прикладными качествами, а остроумием мастера.
Эту тенденцию в полной мере уловили и отечественные зодчие. "Архитектор - это не строитель, он художник и артист", - видимо, именно так рассуждали члены жюри, когда присуждали диплом первой степени проекту Александра Бродского "Дом престарелых футболистов". Суть проекта очень проста: внутренний двор четырехугольного строения превращен в футбольное поле, где растет старое дерево. Проект больше напоминал детский рисунок, а не чертеж мэтра. В номинации "Лучшая некоммерческая экспозиция" главный приз получила экспозиция Влада Савинкина и Владимира Кузьмина "Протофайлы", где были выставлены обычные деревянные бруски или в буквальном смысле слова топором обработанные доски, - все это подавалось как возврат к истокам естественной архитектуры. Кстати, именно этот дуэт и оформил всю некоммерческую экспозицию "Арх-Москвы" в Доме художника.
Помимо чисто "артистических" проектов, дипломы получили и вполне реальные "народные" постройки. Так, первой премии удостоился Дом на Мосфильмовской улице, сконструированный бюро Сергея Скуратова. Это здание явно вписывается в мировой контекст и очень напоминает те самые мемориальные башни, что собирается поставить Либескинд в Нью-Йорке.
На фоне таких архитектурных успехов и ироничных проектов только одна деталь омрачила праздник "Арх-Москвы". В последний день выставки "круглый стол" провела английская организация "Сэйв", которая занимается охраной памятников. Как выяснилось, по мнению западных аналитиков, в Москве сложилась критическая ситуация с охраной памятников: уже и для стороннего взгляда ясно, что замена подлинных архитектурных шедевров муляжами - культурное преступление. Англичане решили выставить московский позор на показ всему миру - издать в сентябре бюллетень по ситуации с исторической архитектурой в столице России.
На что похожа "архитектурная" Москва?
Даниэль ЛИБЕСКИНД, американский архитектор, автор нового проекта Всемирного торгового центра в Нью-Йорке
"Теперь невозможно вести разговор о "чистой архитектурной форме". Я еще не видел ни одного проекта, который на практике не оказался бы измененным. Что уж тут говорить о проекте для такого мегаполиса, как Нью-Йорк. Единственное, что остается талантливому архитектору в этой ситуации, - сохранить личный почерк, какую-то часть проекта, которая бы кричала: "Это оригинальное, авторское решение!".
Заха ХАДИД, всемирно известный архитектор иранского происхождения, лауреат Притцеровской премии
"Сегодня исчезают национальные и географические различия в архитектуре. Точно так же, как исчезают языковые и политические границы. Еще будучи студенткой, в 1970-е годы я приезжала в Москву. Это был закрытый город, наш гид ничего не мог толком объяснить и показать. Теперь это такой же мегаполис, как Нью-Йорк. Думаю, приглашение иностранных архитекторов для космополитической столицы - дело нормальное и даже необходимое".
Сергей СоловьевНовые известия