Категории каталога
Каталог / Мода и стиль / Это интересно / Что мешает реализации крупнейшего национального проекта

Что мешает реализации крупнейшего национального проекта

Ударные темпы, которыми готовился и принимался пакет законов по формированию рынка доступного жилья, подразумевал и не менее активную работу для реализации принятых решений. Однако подвижки пока малозаметны. О том, что предстоит сделать в ближайшее время для осуществления национального проекта "Доступное жилье", с нашим обозревателем беседует директор Департамента строительства и ЖКХ министерства регионального развития Леонид Чернышов.

- Леонид Николаевич, появились ли механизмы привлечения на рынок доступного жилья новых категорий граждан?

- Сперва надо концептуально определиться с понятием доступности жилья, какое и для кого оно доступно.

В этом, на мой взгляд, кроется краеугольный камень проблемы. В свое время я неоднократно оппонировал по данному поводу разработчикам принятых законов.

Львиная доля так называемого жилищного пакета посвящена обслуживанию создаваемой в Российской Федерации двухуровневой системы ипотечного кредитования. Рефинансирование, ипотечные кредиты - это, согласитесь, не стройка, а фондовый рынок, который, как известно, в нашей стране еще не сформирован.

Для одних людей доступно иметь квартиру в центре Москвы, для других - на окраине райцентра. Но в обоих случаях, касаемых ипотечного кредитования, мы говорим о собственниках жилья, оставляя за кадром весьма существенный слой населения, который по природе своей, по определению не хочет обременять себя собственностью. Мировая практика свидетельствует, что таких людей, склонных к свободе передвижения в зависимости от конъюнктуры на рынке труда, насчитывается в среднем до 50 процентов. Они довольствуются арендой по договорам коммерческого найма. Человек желает работать эффективно и жить комфортно.

Есть еще категория малоимущих, которые не могут стать собственниками.

В Жилищном кодексе об этом сказано достаточно подробно, и договоры социального найма будут действовать впредь.

Как видим, круг претендентов на ипотечное кредитование существенно сужается. По различным оценкам, сейчас к нему готово 10 процентов населения. В перспективе с ростом экономики и благосостояния этот показатель может достичь 30 процентов.

Не следует забывать о накопительной схеме финансирования строительства жилья. Теперь узаконена деятельность жилищно-накопительных кооперативов, в перспективе ссудо-сберегательных касс. Этот инструмент частично заимствован из зарубежного опыта, ссудные кассы были также в дореволюционной России. Именно с помощью таких форм отстраивалась Америка, поднималась из руин Германия.

Кроме того, есть еще один финансовый инструмент, уже испытанный временем. Долевое строительство. Правда, в принятом законе появился определенный перекос в пользу прав инвестора. Человек теперь может во внесудебном порядке в любой момент взыскать свой пай, да еще и с процентами. Подобное нововведение уже отпугнуло застройщиков от долевого строительства. Эксперты предрекают сокращение его объемов, хотя сегодня по долевой и накопительной схемам строится примерно 40 процентов жилья.

- Но это поправимо?

- Будут внесены соответствующие поправки в закон.

Отмечу, что принятие столь объемного пакета, конечно же, беспрецедентно. Сроки и масштабность не могли не отразиться на качестве. Что-то реально улучшить сейчас, что-то проявится по ходу ввода в действие новых законов. Ведь часть из них вступит в силу в 2006-2007 годах.

Само по себе создание национального проекта "Доступное жилье" - далеко не ординарное, я бы сказал, революционное событие. Готовились бы законы по одиночке в "плановом порядке", уверен, их принятие затянулось бы на долгие годы. Застряли бы бумаги в череде согласований между министерствами и ведомствами. Теперь же предпринят прорыв. Отдельные шероховатости, неточности и просчеты можно и нужно устранять по ходу дела.

Значение "жилищного пакета" будет со временем достойно оценено. Создано правовое поле в соответствующих секторах фондового и строительного рынков, рынка эксплуатации жилья, градостроительной политики и т. п.

Но качество пострадало. От этого никуда не денешься. Это признают и в профессиональном сообществе, и в органах власти.

- Однако же есть огрехи, лежащие на поверхности?

- Их целесообразно устранить уже сейчас.

- Например?

- Например, будут вноситься изменения в законы о долевом строительстве, накопительных кооперативах, Жилищный кодекс и ряд других. Предстоит сбалансировать интересы дольщиков и застройщиков. Другой пример - ликвидация жилищно-строительных кооперативов, предусмотренная Жилищным кодексом. Какая в этом необходимость? Система ЖСК, которых в России более 35 тысяч, функционирует сорок лет, в жилищной сфере сформировалась самобытная ниша, отлажен механизм управления. Готовится поправка, сохраняющая ЖСК.

- Как известно, в развитие пакета законов следует выпустить более двухсот документов. Какова их судьба?

- Не стану лукавить. К такому объему мы оказались не готовы. Да и немыслимо в одночасье разработать и подписать двести нормативно-правовых актов. Тридцать из них вообще потребуются не раньше 2006-2008 годов, когда будут вводиться соответствующие нормы Жилищного и Градостроительного кодексов. Примерно семьдесят относятся к компетенции министерств и ведомств - это внутренние приказы минрегиона, ФСФР, минюста, минфина, минэкономразвития и т.д. Такая работа в разгаре. Сорок документов входят в прерогативу субъектов Федерации. Семнадцать регионов уже отчитались об их принятии.

Что касается правительства России, то 6 июня утверждены перечни документов, необходимых для реализации Жилищного и Градостроительного кодексов, на выходе - аналогичный документ по формированию рынка доступного жилья. Причем два постановления уже приняты: в апреле, например, о форме заявлений по переустройству и перепланировке жилых помещений, в мае - формы типовых договоров социального найма. Практически готово Положение о предоставлении субсидий для оплаты жилищных и коммунальных услуг. Подготовлены формы разрешений на строительство и ввод в эксплуатацию жилых зданий, документ о градостроительном плане земельного участка.

Всего правительство наметило выпустить до конца года 54 нормативных акта в развитие жилищного пакета, 38 из них готовит минрегион.

- Пакет законов был принят не полностью. Что осталось?

- Законопроект об инвестиционных соглашениях в сфере ЖКХ трансформировался в проект рамочного закона о концессионной деятельности в целом для российской экономики. Жилищно-коммунальное хозяйство присутствует в нем как один из фрагментов, чтобы привлечь в этот сектор частный бизнес. Дума собиралась рассмотреть его до конца текущей сессии.

На осеннюю сессию будет внесен законопроект о налоге на недвижимость. Пока вчерне подготовлена методика оценки по рыночной стоимости. Ставки налога, судя по всему, будут ниже, чем предлагались ранее. Скорее всего, этот налог начнет работать уже в 2006 году.

- Доступность жилья, понятное дело, зависит в первую очередь от роста благосостояния. Каким видится вам будущее национального проекта?

- В последнее время принято жонглировать большими цифрами. Называется сумма накоплений граждан в банках - чуть ли не 3 триллиона рублей. Да еще, мол, впечатляющие денежные резервы население хранит у себя дома. Отчего же отсутствует активный интерес к ипотеке? На мой взгляд, наш народ на генетическом уровне не приемлет жить в долг. Если занял, то надо скорее отдать. Долгосрочный кредит воспринимается почти как кабала. Таков уж менталитет отличный от европейского или, того пуще, американского. Это находит свое подтверждение в том, что в 2004 году 200 тысяч семей выбрали долевое строительство жилья.

Мы вступили в новую формацию, новые экономические отношения, а массовое мышление осталось на прежнем уровне. Потребуется время, чтобы привить вкус к кредитованию, страхованию, другим подобным институтам.

- С 2007 года прекращается бесплатная приватизация жилья. Кто не успел, тот опоздал. А если не по своей вине немало людей остаются в ведомственных домах, приватизация в которых именно сейчас "временно приостановлена"?

- По закону гражданин имеет право на приватизацию как в муниципальном, так и ведомственном жилье. Надо отстаивать это право в суде. Администрирование здесь бессильно. Вот еще один плюс принятого "жилищного пакета". Наличие законодательной базы позволяет решать многие вопросы нашей непростой жизни цивилизованными, правовыми способами.


Михаил МахлинРоссийская газета

Дополнительные статьи по теме "Это интересно"

У молодца не без золотца

Золотой человек, золотое сердце, золотые рукиПочти в каждом языке есть устойчивые выражения, в которых то, чем говорящий дорожит и восхищается, сравнивается с золотом. А как быть, если закрались сомнения в подлинной ценности этого всеобщего эквивалента? Если вам вдруг показалось, что ваше изделие из золотане вполне золотое?

Реклама:
Где заказать рерайтинг текстов узнай на сайте eTXT.ru