Категории каталога
Каталог / Мода и стиль / Это интересно / Этапы пути Большого

Этапы пути Большого

В июле этого года начнется реконструкция Большого театра. Ей предшествовало множество споров, касающихся методов и масштабов реставрационных работ, которые не должны повредить или изменить исторический облик здания. Впрочем, Большому не привыкать к трансформациям: то здание, к которому мы привыкли, — результат многочисленных переделок.

История Большого театра полна драматических событий. Дважды он сгорал дотла, был чудом сохранен во время Гражданской войны, пострадал от взрыва фашистской бомбы в 1941 году.

Декор — забота зрителей
Своеобразным «прародителем» современного Большого театра являлся Петровский театр, хозяином которого был обрусевший англичанин Михаил Медокс (Майкл Мэддокс). Свое название театр получил по расположению на улице Петровке. Еще раньше он именовался Знаменским, поскольку находился на улице Знаменке в усадьбе графа Воронцова, но после большого пожара Петр Урусов, владелец театра, продал права на него вышеупомянутому М. Медоксу.
В 1780 году М. Медокс покупает землю на Петровке и приступает к постройке театра (архитектор Христиан Розберг). Он стоял примерно на том же месте, что и сейчас, однако главный фасад был обращен к Петровке. Декора на фасадах почти не было, выразительность зданию придавали пропорции окон на каждом из трех этажей: они были расположены друг над другом и уменьшались с повышением этажа.
Кроме того, первый этаж здания был облицован грубым камнем. Между вторым и третьим этажами располагались три ниши, которые на многих сохранившихся чертежах пусты, но, вероятно, они предназначались для размещения скульптур. Внутреннее убранство театра было выполнено в так называемом итальянском стиле. Ложи располагались на нескольких ярусах, обособленно друг от друга, а «окно», выходящее в зал, можно было в любой момент закрыть драпировкой. Историки утверждают, что многие посетители театра абонировали ложи на весь сезон и обустраивали их на свой вкус: меняли обои, привозили мебель. Декора в зрительном зале было немного: как считал хозяин театра, перенасыщенность внутренними декорациями мешала бы созерцанию зрелища.
Спустя 25 лет, в 1805 году, в театре произошел большой пожар, превративший здание в руины. Несмотря на это, представления не прекращались, но проходили в домашних театрах московской знати. Одним из таких мест для временных постановок было помещение на улице Моховой, где сегодня располагается университетская церковь Св. Татьяны. В 1808 году труппе выделили здание на Арбатской площади, построенное архитектором Карлом Росси. Оно просуществовало всего три года, до большого пожара 1812 года.

От аскетизма к помпезности
В 1815 году было принято решение реконструировать пространство перед театром (будущая Театральная площадь) и сам Петровский театр. Первоначально проектирование нового здания было поручено петербургскому архитектору Андрею Михайлову, но в связи с тем, что он перерасходовал средства, при этом не доведя дело до конца, проект был передан Осипу Бове.
Он взял за основу существующий проект, но довольно сильно изменил его. О. Бове уменьшил высоту здания и изменил его пропорции, разработал торжественный декор и оригинальную конструкцию зрительного зала. Портик, как и сегодня, украшала квадрига Аполлона работы петербургского скульптора Петра Клодта. Новое здание получило название Большого Петровского театра.
В 1843 году была предпринята первая крупная реконструкция здания театра: была изменена планировка лож, чтобы улучшить видимость сцены. В 1853 году Большой Петровский театр сгорел. Сохранившаяся линия стен и устоявшие колонны портика послужили основой для восстановления здания, предпринятого архитектором Альбертом Кавосом, происходившим из театральной семьи и специализировавшимся на архитектуре театров. Он решил не просто восстановить здание театра, но и внести в его конструкцию ряд существенных изменений. На фасаде здания появились пилястры, скульптурный фриз заменили отдельными барельефными вставками, стены практически полностью были покрыты лепниной в стиле эпохи Возрождения. Фойе, располагавшееся над вестибюлем, было украшено не только картинами, фресками, но и большим количеством зеркал. Помимо этого архитектор расширил зрительный зал, а для улучшения акустики сузил ложи к сцене и увеличил их число до шести.
Тогда же зал получил то оформление, которое существует и по сей день: декор отличался особой роскошью, преобладали белый, золотой и малиновый цвета. Сам А. Кавос писал об этом так: «Я постарался украсить зрительный зал как можно более пышно и в то же время по возможности легко, во вкусе Ренессанса, смешанном с византийским стилем». Гордостью театра стала огромная люстра, состоящая из трех рядов светильников. Но еще больший восторг у публики вызывал занавес сцены, на котором был изображен въезд в Москву Минина и Пожарского после изгнания польских войск.
Большой театр и после капитальной реконструкции А. Кавоса несколько раз подвергался переделкам. В 1893 году появились трещины в наружных и внутренних стенах. После обследования фундаментов оказалось, что они возведены на деревянных сваях, верхние части которых после понижения уровня грунтовых вод сгнили и вызвали значительную осадку здания. Понижение уровня грунтовых вод произошло после заключения реки Неглинки в трубу. Еще одной причиной стали работы по устройству дренажей, водопроводных и канализационных линий.
В 1895–1896 годах начались работы по укреплению проседавших фундаментов. В это же время были добавлены новые помещения для актеров, хранилище под декорации, проведено электричество и отопление, а неоренессансный декор императорского фойе заменили отделкой в стиле неорококо.
В таком виде театр просуществовал до коронации Николая II (1896 год). По коронационному сценарию императорская свита должна была разместиться на сцене, но места не хватало, и архитектор Эдуард Гернет пристроил к театру узкий прямоугольный объем, загородивший задний портик, созданный О. Бове.

Малые перемены в большом количестве
До начала Второй мировой войны масштабных реконструкций в Большом театре не проводили, хотя постоянно шла работа по переоборудованию. В 1921 году был переложен практически весь пол партера, кирпичные своды заменены железобетонными. Все ложи и ярусы соединили: отсутствие отдельных входов на галерею было призвано подчеркивать отсутствие классового неравенства зрителей. Параллельно были восстановлены росписи стен в главном фойе, оборудованы специальные помещения для труппы.
Сцена, одна из крупнейших в мире, как и во всех старых театрах, имела целый ряд неудобств в эксплуатации. Боковые и задняя стены, «прорезанные» арочными проемами, значительно ограничивали сцену по глубине и ширине и отделяли ее от боковых оперативных пространств и арьерсцены. Деревянные стропила загромождали всю верхнюю часть сцены. К тому же к 1938 году прогиб стропильных ферм над сценой из-за ветхости стал угрожать безопасности всей конструкции.
Поэтому реконструкция сцены началась с замены старого перекрытия на основной сцене и арьерсцене, ширина сцены увеличилась: были убраны внутренние боковые кирпичные стены. После осуществления этих работ значительно улучшились условия для творческой работы коллектива, в частности, расширилась площадь сцены (без нарушения габаритов и архитектурного облика здания), появились новые механизмы и средства освещения.
В 1940–1941 годах были разработаны два проекта реставрации Большого театра, связанных в основном с усовершенствованием систем пожарной безопасности, вентиляции, изменением положений репетиционных залов, помещений для персонала и т. п. В начале 1941 года группа архитекторов под руководством Ивана Жолтовского представила проект наружной реконструкции здания Большого театра и перепланировки Театральной площади.
С 15 апреля 1941 года спектакли шли только в филиале, основное здание было закрыто. Были начаты большие работы по замене деревянных перекрытий (ферм) над зрительным залом, которые проводились с особой тщательностью и осторожностью, чтобы не пострадала акустика зала. А 28 октября 1941 года немецкий бомбардировщик сбросил на театр 500-килограммовую бомбу, которая пробила фасадную стену и разорвалась в вестибюле, нанеся огромный ущерб театру. В здании сразу начались ремонтно-восстановительные работы. Внутренний вид театра после этой реконструкции стал практически таким, каким его задумал А. Кавос.

Новейшая история
Еще позже, в 1950-х годах, в Большом создали систему вентиляции, изменили занавес, восстановили разбитую бомбой скульптуру П. Клодта. К 200-летию театра, которое торжественно отмечалось в 1976 году, было обновлено убранство зрительного зала, проведен ремонт закулисных помещений.
Постоянные мелкие улучшения в театре проводились до следующего длительного закрытия в конце 1990-х годов. Тогда большая часть работ состояла в замене электропроводки, ремонте подгнившего деревянного фундамента, металлических и деревянных перекрытий, восстановлении некоторых росписей.
Нынешняя реконструкция, по словам руководства театра, начнется в начале июля 2005 года, а закончится к середине 2008 года. Задача перед архитекторами, инженерами, строителями стоит более чем сложная: сохранить исторический облик Большого и одновременно превратить его в технически совершенное здание, отвечающее современным требованиям, принятым сегодня при реконструкции выдающихся архитектурных памятников.


Ирина ЖерноваМ2 - Квадратный метр

Дополнительные статьи по теме "Это интересно"

У молодца не без золотца

Золотой человек, золотое сердце, золотые рукиПочти в каждом языке есть устойчивые выражения, в которых то, чем говорящий дорожит и восхищается, сравнивается с золотом. А как быть, если закрались сомнения в подлинной ценности этого всеобщего эквивалента? Если вам вдруг показалось, что ваше изделие из золотане вполне золотое?

Реклама:
Где заказать рерайтинг текстов узнай на сайте eTXT.ru