10 января в столице вступил в силу закон "О внесении изменений и дополнений в Закон города Москвы от 9 сентября 1998 года №21-73 "О гарантиях города Москвы лицам, освобождающим жилые помещения". На сегодня это один из самых важных документов для москвичей: в городе осуществляется программа переселения из пятиэтажек, аварийных и ветхих домов, ведутся реконструкция жилых кварталов и "точечное" строительство жилья на обустроенных территориях, и все участники этих событий должны понимать основания и порядок происходящих действий, знать о своих обязанностях и правах. Прокомментировать, каким стал городской закон о жилищных гарантиях, что положительное в нем появилось и чего недостает, как он соотносится с федеральным законодательством, об этом мы попросили рассказать депутата МГД Ирину Рукину. Являясь председателем комиссии МГД по экономической политике, она приняла активное участие в его подготовке.
- Работа над изменениями закона "О гарантиях..." длилась чуть более полугода, но насколько она была напряженная, можно судить по тому, что новый закон принимался в трех чтениях; и всякий раз депутаты Московской городской Думы вносили десятки поправок по его улучшению. Естественно, что по целому ряду вопросов между Думой и правительством города возникали противоречия, которые мы обсуждали на комиссиях в Думе и на совещаниях в Департаменте жилищной политики и жилищного фонда. В результате при окончательном принятии этого закона, как нам кажется, по основным позициям удалось найти компромиссные варианты.
В первую очередь это касается оснований для освобождения гражданами жилых помещений, того, что они теперь четко установлены в законе. Нет смысла их перечислять, главное, что они есть и конкретизированы.
Второе, на чем особенно мы настаивали, это право граждан на информацию. В законе появилось положение о том, что территориальные органы исполнительной власти города Москвы, на основании постановлений принимают решения по каждому строению, подлежащему освобождению, и обеспечивают свободный доступ граждан к информации о реализации градостроительных планов в городе Москве. Об этом, в частности, были и мои поправки. Я считаю их принятие важным, потому что они сразу снимают огромный вал вопросов, возникающих у граждан из-за отсутствия информации. По крайней мере до сих пор так было в моей практике, когда информацию, порой элементарную, приходилось получать от чиновников через депутатский запрос.
Следующий момент, это, конечно, размер денежного возмещения (компенсации). В законе четко зафиксировано, что размер компенсации соответствует рыночной стоимости освобождаемого жилого помещения, и, если собственнику предоставляется натуральное возмещение (в виде квартиры) размером, превышающим освобождаемое, доплата с собственника не взимается . Это очень важно. В то же время надо иметь в виду, что по закону количество комнат в предоставляемом жилом помещении не должно превышать количество комнат в освобождаемом жилом помещении. Так называемая бабушкина оговорка, пусть там будет больше метраж, но количество комнат должно быть тем же самым.
Если говорить о моем отношении к этой статье, то я лично не удовлетворена ее формулировкой. В своих поправках я неоднократно настаивала на использовании понятия "выкупная цена жилого помещения", тем более что оно принято в новом Жилищном кодексе Российской Федерации. В соответствии с ЖК в выкупную цену включаются все убытки, причиненные собственнику изъятием жилого помещения, в том числе, например, в связи с изменением места проживания, с поиском другого жилого помещения, с временным пользованием иным жилым помещением, с оформлением прав собственности на другое помещение, с переездом и другими обстоятельствами.
Департамент жилищной политики отказался принять мою поправку о выкупной цене, мотивируя это тем, что семья и так получает новую хорошую квартиру, гораздо лучшую, чем была; и поэтому достаточно ограничиться понятием рыночная стоимость.
Еще один момент, который я считаю принципиально важным, то, что мы дали в законе четкое понятие района проживания. Из-за его отсутствия возникало немало острых конфликтов, когда при переселении для государственных нужд, т.е. в интересах города, людям предоставлялось .жилье в любом районе города, в том числе и в новостройках. Теперь спорам на эту тему поставлена точка. В законе район проживания определен, как территория, ограниченная одним или несколькими прилегающими к нему районами в пределах административного округа Москвы, привычная для повседневного быта и уклада жизни граждан, проживающих на этой территории по месту жительства. Хотя и здесь есть оговорка: если из одной квартиры переселяются две разные семьи, например, родители и взрослые дети со своими детьми, одна из семей получит квартиру в своем районе, другая - в любом другом районе города.
- Ирина Михайловна, на фоне многочисленных сюжетов по ТВ и жалоб граждан депутатам о несправедливом переселении, в том числе и в другие районы Москвы, возникает опасение, что в законе найдутся еще какие-нибудь "лазейки", и он по-прежнему будет нарушаться в этой части. Что вы посоветуете делать тогда обиженным новоселам?
Требовать от чиновников исполнения закона. Сегодня у нас есть понятие района проживания, надо настаивать на своих правах. Однако замечу, что если граждане хотят каких-либо исключений, они должны знать: законодательных оснований для предоставления исключений нет.
- Таковы главные положительные новации закона о жилищных гарантиях, а какие его можно отнести к недостаткам?
- Множество проблем вызывает у граждан то, что оформление права собственности на жилые помещения затягивается по разным субъективным и объективным причинам на достаточно большой срок, до года, а иногда и больше. В частности, это происходит из-за того, что город в свою очередь долго не может вступить в права собственности. На срок проведения государственной регистрации права собственности города на жилое помещение и договора, определяющего переход права собственности на жилое помещение между собственником, освобождающим жилое помещение, и отселяющим лицом, отселяющее лицо вправе заключить с собственником договор краткосрочного найма на предоставление жилого помещения. И вот в этом договоре кроется причина многих потенциальных неприятностей для граждан. Подписав его, переселенцы "зависают" в своих правах на все время действия документа. То есть они уже не могут предпринять никаких действий с жильем до тех пор, пока не вступят в права собственности: ни обменять его, ни продать, ни оформить дарственную на него и т.д. Для того чтобы граждане могли предотвратить неприятные ситуации, обезопасить себя хоть в чем-то, мы и настаивали на принятии защитной нормы.. Чтобы собственник жилого помещения не позднее, чем за год до предстоящего изъятия был уведомлен в письменной форме о принятии решения об изъятии и о дате государственной регистрации такого решения органом, принявшим решение об изъятии. Мы хотели закрепить еще одну норму - о том, чтобы выкуп жилого помещения до истечения года со дня получения собственником уведомления допускался только с согласия собственника. К сожалению, в законе эти наши предложения не учтены.
Далее. Принятый закон лишает собственников жилых помещений на получение дополнительной гарантии в виде компенсации за непроизведенный капитальный ремонт дома. Моя поправка, в частности, предусматривала сохранение права на эту компенсацию для граждан, ставших собственниками в результате приватизации занимаемых ими жилых помещений. Сегодня при переселении им предлагается только возмещение рыночной стоимости освобождаемого жилья. Но дело в том, что в большинстве случаев в домах, подлежащих сносу, нормативные сроки проведения капитального ремонта давно истекли, и рыночная стоимость жилых помещений в них существенно ниже, чем стоимость таких же помещений в отремонтированных домах.
Ранее в нашем городском законе была норма о компенсации за непроизведенный капитальный ремонт, независимо оттого, к какому жилищному фонду относятся жилые помещения. Мы считаем, что, отказавшись в соответствии с Федеральным законом "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" от обязанности собственника жилищного фонда производить капитальный ремонт жилых помещений, органы государственной власти и органы местного самоуправления должны предусмотреть механизм соответствующего возмещения. Формы и способы возмещения могут быть разными, но его объем не должен уменьшаться.
- Ирина Михайловна, какие последствия повлечет Жилищный кодекс РФ, как еще он скажется на московском законодательстве?
Жилищный кодекс вводится в действие с 1 марта 2005 года, и естественно, что вся та жилищная политика, которая проводилась в Москве на протяжении последних лет, когда, например, мы принимали приоритеты предоставления жилья на два года, будет меняться.
Здесь я должна упомянуть о том, что сразу после одобрения 10 июня 2004 года Госдумой в первом чтении проекта нового Жилищного кодекса Мосгордума приняла и направила в Госдуму подготовленное по моей инициативе постановление о поправках в ЖК. Однако многие из них, по принципиальным для Москвы вопросам, не были учтены.
Итак, чего мы в Москве лишились.
Согласно новому ЖК, вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются: гражданам, чьи жилые помещения признаны в установленном порядке непригодными для проживания и не oподлежащими ремонту и реконструкции; детям-сиротам; детям, оставшимся без попечения родителей, и гражданам с тяжелой формой хронических заболеваний. Их перечень, а в него включены самые тяжелые формы заболеваний, определен в специальном Постановлении правительства РФ от 21 декабря 2004 года № 817. Инвалиды, подпадающие под этот перечень, автоматически становятся внеочередниками, но претендовать на получение социального жилья смогут только те из них, кто является малоимущим. Для других инвалидов, а их контингент у нас в Москве огромный, перспектив нет, поскольку первоочередное право на получение жилья в новом Жилищном кодексе исключено вообще.
Это очень. Жесткая и я бы даже сказала жестокая позиция. Кстати, теперь граждане является малоимущим, если таковыми их признают органы местного самоуправления - в порядке, установленном субъектом РФ, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению. Это очень важный момент.
Ведь надо будет определить не только доход семьи, но и стоимость имущества, подлежащего налогообложению. А это процедуры длительные и достаточно сложные и еще методически не отработанные.
В ЖК вместо понятия "социальная норма", а она у нас составляет 18 квадратных метров на человека, вводится понятие "норма предоставления и учетная норма площади жилого помещения". Сколько это в метрах, будет определено в дополнительных правовых актах, принимаемых субъектом РФ.
Также в ЖК определены последствия намеренного ухудшения гражданами своих жилищных условий: в течение пяти лет они смогут встать на учет на улучшение жилья. Но, к сожалению, в кодексе не приводится перечень действий, приводящих к намеренному ухудшению жилищных условий.
Обмен жилыми помещениями разрешен теперь внутри одного фонда, например только между жилыми помещениями, предоставленными по договорам социального найма. Причем при обмене количество участников не имеет значения, но наймодатель может запретить вселение граждан, если после их вселения общая площадь соответствующего жилого помещения на одного члена семьи составит меньше учетной нормы.
К сожалению, в Госдуме не прошла наша поправка о том, чтобы сохранить за гражданами, приватизировавшими жилые помещения, право деприватизировать свою квартиру до 1 января 2007 года. Отмена этой нормы лишает граждан, для которых право собственности станет обременительным, возможности вернуться в социальные наниматели. На мой взгляд, это ограничение совершенно неправомерно, ведь в связи с вступлением в силу ЖК собственники жилых помещений будут обязаны вносить плату за капитальный ремонт общего имущества дома и налог на собственность, и тогда число малоимущих граждан, которые захотят стать социальными нанимателями, увеличится.
- Ирина Михайловна, будете ли вы, депутаты МГД, пред принимать меры, чтобы в жестких условиях ЖК сохранить хоть какие-то важные положения- московского законодательства?
Есть разграничение компетенции между РФ, субъектами РФ и органами местного самоуправления, в ЖК это прописано четко; и в тех случаях, когда мы сможем, как субъект Федерации, улучшать условия, мы, конечно, будем это делать. Уверена, что Мосгордума будет стоять на защите интересов горожан.
Майя СаламоваМосковская правда