Категории каталога
Каталог / Мода и стиль / Это интересно / Конструктивное решение

Конструктивное решение

Словосочетание «архитектурное наследие» ассоциируется у большинства людей со зданиями, построенными в давно минувшие века, с классицизмом, барокко или модерном. Однако попробуем обратить внимание на дома, которые мы видим каждый день, не обращая внимания на то, что это тоже памятники архитектуры.

Конструктивизм — направление в архитектуре, для которого характерны простота и подчеркнутый утилитаризм архитектурных форм при полном отсутствии декора.
Начало конструктивизма
Строй, установленный в России после 1917 года, требовал создания нового общества. Архитекторы тоже с энтузиазмом принялись за переустройство окружающего мира. Они пытались найти иные формы, никак не связанные с наследием прошлого. Творческий поиск шел в разных направлениях, однако к концу 1920-х годов лидирующее место занял конструктивизм.

Наиболее известные архитекторы, творившие в этом стиле, — Николай Ладовский, Константин Мельников, Александр, Леонид и Виктор Веснины, Моисей Гинзбург, Иван Николаев, Иван Леонидов, Илья Голосов, Владимир Татлин.
Собственно, их стараниями и спроектированы основные конструктивистские здания первой трети прошлого столетия. В этих строениях новым было все: внешние формы, лишенные декора и составленные из простых фигур (куб, параллелепипед, цилиндр), «ленточные» и «лежачие» окна; активное использование стекла в отделке фасадов и пр.

Новые дома для новых людей

Среди архитекторов-конструктивистов были популярны теории «обобществления быта». Предполагалось, что квартиры будут использоваться только для сна, а проводить досуг или заниматься бытовыми делами жильцы смогут в специально созданных общественных зонах. Таким образом, именно конструктивисты изобрели то, что мы сейчас называем «инфраструктурой».

Конечно, каждый архитектор имел свое видение такого «коллективного дома». В качестве наиболее ярких примеров здесь можно привести три здания. Первое из них — дом на ул. Орджоникидзе (архитектор И. Николаев, 1929–1930), состоящий из двух корпусов. В восьмиэтажном располагались жилые комнаты-кабины площадью 6 кв. м, рассчитанные на двух человек каждая; другой (трехэтажный) корпус включал столовую и залы для занятий.

Совсем по-другому представлял себе «обобществленный быт» Борис Иофан. Правда, он строил дом для сотрудников Совнаркома и ЦИКа. Знаменитый «Дом на набережной» (1928–1931) изначально включал в себя то, что сегодня называется «развитой инфраструктурой»: универмаг и продовольственный магазин, библиотеку, детские и спортивные сооружения, прачечную, клуб (Театр эстрады) и крупнейший в Москве кинотеатр «Ударник». Хотя внешний вид здания решен в аскетическом ключе, квартиры в нем спланированы в рамках традиции и имеют довольно внушительные площади.

Третий, в своем роде компромиссный вариант «коллективного» жилого здания — дом-корабль на Новинском бул., построенный в 1928–1930 годах М. Гинзбургом для сотрудников Наркомфина. В длинном корпусе были размещены квартиры, которые благодаря рациональному решению кажутся светлыми и просторными (хотя во многих из них кухню заменяет полутораметровый закуток и нет полноценных ванн). На крыше находился солярий, а первый этаж был застроен колоннами, чтобы дом не перегораживал собой сквер. В кубическом «коммунальном» корпусе располагались библиотека, спорткомплекс и столовая для совместного питания.

Авангард как он есть

Но наиболее впечатляющие эксперименты конструктивистов были связаны со строительством рабочих клубов. Пять из них возведены по проектам блестящего архитектора К. Мельникова: это клуб коммунальщиков им. Русакова; ДК химиков «Каучук»; клуб завода им. Фрунзе; ДК «Буревестник» и клуб фабрики «Свобода». Еще несколько примечательных клубов построены братьями Весниными (ДК ЗИЛ и Театр-студия киноактера), а также И. Голосовым (ДК им. Зуева). Все эти здания были самыми передовыми инженерными сооружениями своего времени.
К. Мельников впервые в мире создал здание, где балконы зрительного зала вынесены наружу и находятся в зубцах-выступах (клуб им. Русакова). Другой его оригинальной идеей были двигающиеся стены, позволявшие разделять или, наоборот, совмещать несколько залов. Также проект предполагал стеклянные окна-стены, но тогдашние рамы не держали тепло, и после первой же зимы окна пришлось заложить.

Один из самых смелых экспериментов К. Мельникова — его собственный дом в Кривоарбатском переулке. Круглый «дом-улей» состоит из вертикально поставленных цилиндров с шестигранными окнами, образующими сложный орнамент.
Одной из самых первых административных построек в стиле конструктивизма в Москве было здание Госторга архитектора Бориса Великовского (1925–1927). Огромные по тем временам окна выявляли каркасную конструкцию, внешний вид отличался лаконичностью и полным отсутствием каких-либо украшений. В это же время был возведен еще один известный московский памятник этого стиля — издательство «Известия» на Пушкинской площади.
Примечательно, что свой первый крупный проект именно в Москве осуществил крупнейший французский архитектор Ле Корбюзье. В 1929–1933 годах он построил на Мясницкой здание Центросоюза.

Отдал дань конструктивизму даже опытный архитектор-традиционалист Алексей Щусев. Геометрические формы использованы им в проектах Мавзолея В. Ленина (1924) и Наркомзема (1928–1933, ныне — Министерство сельского хозяйства).
В 1935 году появились первые станции Московского метрополитена. Одна из них — «Красные ворота» с конструктивистским наземным вестибюлем в виде раковины (архитектор Н. Ладовский).

К середине 1930-х годов авангардную архитектуру начали подвергать резкой критике, и постепенно она стала уступать место течениям, которые ориентировались на традиционные архитектурные стили.
Но даже за такой небольшой срок поиски советских архитекторов сумели оказать влияние на европейское зодчество и войти во все учебники архитектуры.


Ирина ЖерноваМ2 - Квадратный метр

Дополнительные статьи по теме "Это интересно"

У молодца не без золотца

Золотой человек, золотое сердце, золотые рукиПочти в каждом языке есть устойчивые выражения, в которых то, чем говорящий дорожит и восхищается, сравнивается с золотом. А как быть, если закрались сомнения в подлинной ценности этого всеобщего эквивалента? Если вам вдруг показалось, что ваше изделие из золотане вполне золотое?

Реклама:
Где заказать рерайтинг текстов узнай на сайте eTXT.ru