Градостроительная политика московских властей на протяжении последнего времени является предметом бурных обсуждений и поводом для непрерывных скандалов. Уплотнительная застройка, снос архитектурных памятников, катастрофическое изменение облика города неизменно вызывают волны протестов.
Тем не менее в московском законодательстве уже давно существует положение, которое по сути должно бы препятствовать возникновению подобных конфликтов. Дело в том, что столичные чиновники обязаны информировать москвичей обо всех своих градостроительных планах и учитывать мнения и пожелания жителей. Мы решили посмотреть, как работает это замечательное правило на практике, и отправились на встречу префекта Центрального административного округа Москвы Сергея Байдакова с жителями района Арбат.
Мысль о необходимости реконструировать легендарную улицу давно будоражила чиновничьи умы. Причем реконструкция должна стать именно показательной — ведь жуткие строительные эксперименты (чего стоит только возведение восьмиэтажного «монстра» напротив ресторана «Прага»), проделанные на Арбате в последние годы, официально никак не именовались и вроде как вообще не существовали. Теперь же власти решили демонстративно заняться одним из главных символов столицы и в который раз его «украсить». В конце июня мэр Москвы Юрий Лужков подписал распоряжение о комплексном благоустройстве улицы Арбат. В соответствии с этим документом до конца года планируется разработать проект благоустройства, а весной 2005 года приступить к его реализации.
Арбат листвой оденется, Арбату нужно деревце!
С первыми результатами проектировочных работ и должны были ознакомиться жители Арбата на встрече с префектом. Как ни странно, главной проблемой улицы власти почему-то сочли недостаток зеленых насаждений, поэтому основным содержанием благоустройства должно стать именно озеленение. На второе по значимости место чиновники привычным жестом поставили проблему транспорта и парковок. Внушить жителям, что именно эти вопросы являются самыми наболевшими и животрепещущими, был призван незамысловатый документальный фильм, показанный в самом начале встречи. Кинолента состояла в основном из реплик случайных прохожих (заметим, именно прохожих, а не жителей улицы), которые как один говорили, что улице «не хватает деревьев» и «некуда поставить машину».
Название Арбат, вероятно, произошло от арабского «рабад» (пригород, предместье). По другой версии — от славянского корня «горбат», что означало «неровная местность».
В древности на месте Арбата и примыкающих к нему переулков был лес, по которому протекал ручей Черторый, позже заключенный в подземную трубу. Улица на этом месте возникла в XIV—XV веках; впервые она упоминается в 1493 году в связи с пожаром в находившейся здесь церкви Николая на Песках (от этого пожара пострадала почти вся Москва).
Начиная с XVI века здесь жили дворцовые ремесленники и стрельцы. В 1716 году в приходах трех стоявших на Арбате церквей (Николая Явленного, Николая в Плотниках и Троицы на Арбате) насчитывалось 216 дворов. Во время пожара 1736 года улица сильно выгорела и была расширена.
Со второй половины XVIII века Арбат — одна из самых аристократических улиц Москвы. При реконструкции после пожара 1812 года ее застройка приобрела особый характер: здесь появились небольшие одно- и двухэтажные особняки с бельэтажами и мезонинами, поставленные с разрывом на «красной линии» улицы и окруженные небольшими садами и дворами без служб.
Во второй половине XIX–начале XX века значительная часть зданий на Арбате была перестроена, здесь стали преобладать доходные дома и гостиницы с лавками и магазинами. В конце XIX века по Арбату курсировала конка, в 1904 году был пущен трамвай.
В 1920–1930-х годах образ улицы изменился в духе конструктивизма. Силуэт Арбата был сглажен, многие дома надстроены и подведены под единый карниз, часть из них разобрали. В 1974–1986 годах на Арбате создана пешеходная зона.
После того как с помощью «важнейшего из искусств» собравшихся постарались убедить в необходимости готовящихся преобразований, была представлена непосредственно их «содержательная часть». Руководитель мастерской «Моспроекта-2» Марина Морина вынесла на суд арбатцев результаты напряженной работы своих подчиненных, создавших сразу два плана благоустройства улицы. Подчеркнув, что все работы, связанные с такой улицей, как Арбат, неизмеримо сложны, М. Морина поведала, что проектировщики прошли через долгие и мучительные раздумья, неоднократно выходили на улицу и только после этого приступили непосредственно к работе. Ее результатом стали два предпроектных предложения комплексного благоустройства.
Согласно первому из них, группы деревьев, окруженные фигурными круглыми решетками, предлагается разместить в центральной части улицы, «не меняя ее профиль» (т. е. сохранить одноуровневый рельеф, без тротуаров и бордюров). В соответствии со вторым вариантом Арбату предполагается «вернуть исторический московский облик». Правда, озеленить улицу, как раньше, палисадами и деревьями между домами уже невозможно. Поэтому родилась идея опустить центральную часть улицы на 10–15 см, сделать два тротуара и на них двумя рядами высадить деревья. «Здания здесь построены в разное время, у них нет единого стиля, а тротуар «собирает» дома в единое целое, придает улице четкость, стройность», — рассказывала М. Морина. Причем, по ее мнению, еще одно существенное достоинство второго проекта заключается в том, что таким образом можно посадить гораздо больше деревьев — 237 вместо 98 в первом варианте.
Особое внимание было уделено покрытию улицы, которую предполагается вымостить новой гранитной плиткой, а также «малым архитектурным формам» — фонарям, решеткам и скамейкам. М. Морина рассказала жителям, что временем расцвета их улицы была эпоха модерна, поэтому все декоративные элементы разработаны именно в этом стиле. «Улица плохо освещена, фонари разрушены на 90%. Мы предлагаем не восстанавливать множество слепящих фонарей, а полностью сменить оформление улицы, вернуть ей кружевной металлический декор», — объясняла проектировщица.
С одобрением было встречено ее предложение убрать с улицы рекламу и разместить на ней памятные доски, табло и стенды, рассказывающие об историко-культурной значимости каждого дома. Более спорным оказалось предложение разделить Арбат на три функциональные зоны — музейно-литературную (она должна занять часть улицы, примыкающую к Смоленской площади), театрально-музыкальную (в центре, рядом с театром им. Е. Вахтангова) и выставочно-художественную (ближе к Арбатской площади). В соответствии с этим разделением всех самодеятельных уличных артистов и художников предложено «содержать» соответственно во второй и третьей зонах.
Когда же М. Морина с увлечением начала рассказывать о деталях вертикального озеленения и особом рисунке мощения улицы, жители вежливо прервали этот поток проектировочной мысли и намекнули, что не ради выслушивания подробностей посадки кустарников они вообще-то здесь собрались.
Твоя моя тебе внимала, моя твоя не понимала…
Следующая часть мероприятия предполагала живое и непосредственное общение префекта с народом. Начались выступления и вопросы жителей, которые сразу круто изменили не только атмосферу мероприятия, но и его тематику. Если первые реплики еще имели какое-то отношение к представленному проекту — «мало информации», «по этим картинкам ничего нельзя понять», «мы хотим точно знать, где, что и сколько будет», — то дальше ситуация просто вышла из-под контроля.
Если попытаться сформулировать общую мысль и настроение, то суть их сводится к следующему: состояние Арбата сейчас настолько катастрофично, а у его жителей столько жизненно важных проблем, что серьезное обсуждение вопроса, во сколько рядов посадить деревья, — это просто издевательство. «Это все равно, что голодным предлагать бальные платья», — метко охарактеризовала ситуацию возмущенная женщина. Ее поддержал темпераментный сосед: «Если б мы были сыты, согреты и счастливы — то, наверное, выбрали бы второй вариант, но сейчас нам просто не до того!»
«Мы устали от беспорядочной торговли!», «Что мешает уже сегодня убрать с улицы лотки с жуткими ушанками и матрешками, гадящих лошадей, гремящие мотоциклы, обеспечить вывоз мусора?»
Арбатцы высказывали вполне законное возмущение тем, что с их улицы исчезли практически все объекты социальной инфраструктуры, а на смену им пришли многочисленные рестораны с громкой музыкой и кричащими вывесками, сплошные ряды летних кафе. Причем, вместо того чтобы, как положено по закону, закрываться в 23 часа, многие заведения работают круглосуточно, не оставляя жителям близлежащих домов ни минуты тишины.
Лучше всего сформулировал общий настрой заметно нервничающий интеллигентного вида мужчина: «Не важно, гранит здесь будет или булыжник, в один ряд деревья или в два. Власти должны определиться, чем Арбат должен быть по сути — коммерческим или культурным центром. Ведь это место святое! А сейчас сюда пришли торгаши. И эту проблему не решить озеленением!» С. Байдаков попытался возразить, что «убрать всех торгашей» он все равно не сможет, а в самом проекте, предложенном на суд жителей, «ничего коммерческого нет».
На этом месте беседа совершенно вышла «за рамки дозволенного». На префекта посыпались обвинения в том, что любой подобный проект — это деньги, оседающие в карманах чиновников, это попытка «выжить» простых москвичей из престижных районов. «В любом конфликте милиция становится на сторону коммерсантов, а не жителей!», «Исполнительная власть абсолютно к нам не прислушивается, на все письма и обращения мы получаем только формальные отписки чиновников!», «Наши беды никого не волнуют, у властей везде свой коммерческий интерес!» — раздавались возгласы со всех сторон.
Хэппи-энда не получилось
Страсти нарастали с каждой минутой. Жители кричали о разрушающемся нерасселенном общежитии, о подъездах, превратившихся в общественные уборные, о темных, заваленных мусором дворах, ставших приютом для бомжей, буйных подростков и других асоциальных граждан. Реплики префекта, призывавшего вернуться непосредственно к теме встречи и обсуждению предложенного проекта, уже никто не слушал. Не слушали друг друга, не слушали ответы С. Байдакова на свои вопросы и восклицания. Наболело настолько, что главным для всех стало высказаться, выплеснуть свои проблемы и обиды. Буря эмоций, хаос, а дальше — тишина. Потому что результат всех усилий — нулевой.
Ситуация в результате получается тупиковая. Отдать все решения на откуп властям нельзя, не родился еще в России чиновник, который «не берет» и душой болеет за общее благо. Общественный контроль необходим. Но беда не только в том, что сейчас «информирование жителей о градостроительных планах» осуществляется абсолютно формально и не предполагает никаких результатов. Сами жители в большинстве случаев не способны на осознанные, конструктивные действия. Во-первых, основную часть граждан по большому счету волнуют только собственные проблемы — своя квартира, двор, дом и близлежащий магазин, а внешний вид и состояние улицы, района, города мало кого интересуют. Во-вторых, какое уж тут благоустройство с озеленением, когда потолок на голову падает, а в подъезде бомжи живут — как говорится, «не до жиру, быть бы живу». А в-третьих, как показало проведенное мероприятие, большинство участвовавших в нем граждан вообще не в состоянии сосредоточиться и действовать более-менее осмысленно. Вот и выходит, что самая страшная разруха по-прежнему — «не в клозетах, а в головах»…
Елена МамоноваМ2 - Квадратный метр