Категории каталога

М2 - Квадратный метр : Много шума и... ничего

Об этом заявили  специалисты рынка коммерческой недвижимости на пресс-конференции, которая состоялась 2 сентября в Москве в МИВЦ  «ИнфоПространство» на тему « Управляющие расскажут, как повысить доходность коммерческой недвижимости в регионах. Мероприятие прошло в преддверии предстоящей Конференции «Коммерческая недвижимость России: управление , инвестиции, развитие», которая состоится с 27 по 29 сентября в Санкт-Петербурге.

Среди спикеров были президент ГУД Александр Гришин, вице-президент РГР Андрей Гусев, старший консультант STILES&RIABOKOBYLKO Евгений Попов, советник У.К «ВМБ-Траст» Евгений Рязанцев, директор по развитию ОАО «ПСБ-инвест-Групп» Николай Вечер, зам.генерального директора ЗАО «Город» Владимир Родин, директор по маркетингу ООО « Экопрог» Юлия Максимова.

Выступающие сошлись в мнение о том, что  рынок коммерческой недвижимости в регионах только начинает зарождаться. Активно развивается торговая недвижимость, офисная все-таки немного отстает. По словам Александра Гришина « региональный рынок находится в стадии формирования. Появляются профессиональные  управляющие компании, которые развивают проекты промышленной, складской, гостиничной недвижимости.  И этот рынок имеет свои преимущества и недостатки. В регионах очень высоки риски, поэтому доходность может составлять 30%.  И это не предел. Естественно, объемы гораздо меньше, чем в Москве и Петербурге. Одна из таких проблем - это отсутствие подробных аналитических отчетов, отсутствие каталогов потенциальных объектов инвестирования, такие как есть в США, в Германии. Еще одна проблема- непрозрачная финансовая отчетность региональных компаний. Эта проблема мешает развитию инвестиций в регионы. Как контролировать сделку, как контролировать процесс управления и гарантировать  доходность при отсутствии прозрачной отчетности? Контролировать практически невозможно. Нет открытых управляющих компаний в регионах, нет ранжирования специалистов, кому можно было бы доверить курирование таких проектов. Сказать у кого большая заинтересованность в развитии региональных рынков – у Москвы, Петербурга или у самих регионов- это большой вопрос. На мой взгляд, у московских и питерских компаний заинтересованность в этом гораздо больше».

К 2008 году, по оценкам управляющих, наступит стадия первичного насыщения. Для поиска новых проектов и расширения географии своей деятельности девелоперы собираются атаковать регионы. Для этого необходимы  сильные партнеры, которые могли бы поддержать становление коммерческой недвижимости.
          Евгений Попов поделился своим взглядом на ситуацию в регионах. Он отметил, что « самая главная проблема в привлечении инвестиций в региональный рынок- это непрозрачность рынка и как следствие отсутствие аналитической базы. Рыночные региональные отношения в корне отличаются от московских, вплоть до того, что по разному исчисляются арендные ставки. Также важный момент- развитость инфраструктуры. Проблема с дорогами очень сказывается на развитии коммерческой недвижимости. Инвестор не может позволить себе, помимо подземной парковки еще строить автомагистрали  и развязки». 

Несмотря на то, что крупных региональных проектов очень мало, эксперты отметили города, в которых  начинает бурно развиваться коммерческая недвижимость, в основном торговая. Крупные проекты строятся в Казани, планируются в Екатеринбурге, Нижнем Новгороде, Самаре. Как отметил  вице- президент РГР Андрей Гусев  «московским девелоперам есть чему поучиться у региональных». 

На увеличение инвестиций в строительный бизнес регионов повлияет много факторов. Во-первых - перенасыщение рынка Москвы и Санкт-Петербурга, во -вторых экономика России развивается стремительно и растет благосостояние населения. Спрос превышает предложения. 

Николай Вечер считает, что « административный ресурс в регионах достаточно силен, риск владения и риск ликвидности приобретает особый смысл. Владелец может неожиданно поменяться. Проект в 20 млн $ реализовать на региональном рынке очень трудно. С точки зрения инвестора, доходность в регионах должна быть выше, потому что риски выше. Если в Москве это примерно 12-14%, то в регионах порядка 17%, не меньше 34%  с нуля».

Наиболее активно, по мнению аналитиков, будут развиваться сегменты, которые наиболее эластичны по спросу и предложению. Это торговля, офисный сектор, склады, гостиницы. 

Вице-президент РГР поделился мнением, говоря о перспективах развития рынка недвижимости. « 13 лет работаю на этом рынке и могу с уверенностью сказать: Россия повторяет Москву с отставанием на несколько лет, а Москва повторяет Европу. В Москву соваться, не имея прочного иностранного партнера, было бы безумием: разденут, выкинут и голым обратно выпустят. Главное необходимо найти партнера, которому можно доверять». 

Эксперты пришли к единому мнению, что через три-четыре года мы увидим совершенно другой рынок коммерческой недвижимости в регионах.


Алина Добрина

Дополнительные статьи по теме "Это интересно"

У молодца не без золотца

Золотой человек, золотое сердце, золотые рукиПочти в каждом языке есть устойчивые выражения, в которых то, чем говорящий дорожит и восхищается, сравнивается с золотом. А как быть, если закрались сомнения в подлинной ценности этого всеобщего эквивалента? Если вам вдруг показалось, что ваше изделие из золотане вполне золотое?

Реклама:
Где заказать рерайтинг текстов узнай на сайте eTXT.ru