После реконструкции площади у Белорусского вокзала и машины, и пассажиры будут передвигаться в основном под землей.
Площадь Тверской заставы (так официально называется площадь у Белорусского вокзала) с памятником Максиму Горькому уже давно превратилась в транспортную развязку и парковку. Вместо открытого свободного пространства с зоной отдыха здесь круглые сутки снуют вереницы машин, создающих «пробки», смог, гарь... Изменить эту ситуацию к лучшему специалисты НИиПИ Генплана предлагают за счет принципиально иной схемы формирования одной из центральных площадей города.
- Мы разработали комплексный план развития самой площади, - рассказывает главный инженер НИиПИ Генплана Юрий Васильевич Коротков. - В результате на ней четко выделятся благоустроенная наземная зона, подземная пешеходная и непосредственно зона транспортной развязки. Мы наконец-то избавимся от совмещения транспортного узла с площадью, где человек всегда чувствует себя неуютно. Благодаря подземному пешеходному пространству свяжем между собой все объекты, которые есть на площади, - паркинги, метрополитен, платформы Белорусского вокзала, остановки общественного транспорта...
Конечно, прежде всего на площади Тверской заставы нужно строить транспортную развязку, чтобы обеспечить непрерывное движение по Тверской улице и почти непрерывное - по кольцу (светофоры останутся в двух местах).
- Тверской путепровод чуть-чуть продлится в сторону центра с повышением отметок на метр с небольшим, - поясняет Юрий Коротков. - Существующее под ним сегодня отверстие для подъезда машин к вокзалу будет расширено, а на небольшом расстоянии от него появится второе. В районе выхода Тверской улицы на площадь есть перепад высот. Воспользовавшись им, мы запроектировали здесь еще один транспортный тоннель, который позволяет пересечь Тверскую улицу и выйти на Бутырский вал, в сторону Лесной улицы. Таким образом, за счет использования рельефа местности получается транспортная развязка, которая в разных уровнях развязывает все повороты, особенно левые. Конечно, нельзя сказать, что мы решим все проблемы на сто процентов: например, на выходе с площади на 2-ю Брестскую улицу, на пересечении с Грузинским валом все-таки придется сохранить светофор, потому что развязка здесь не получается из-за капитальной застройки и близости вестибюля метро.
Развязка у Белорусского вокзала будет строиться очередями. В перспективе, на заключительном этапе предусматривается даже перекрыть железную дорогу с правой стороны по ходу из центра, напротив часового завода. Накрыв железнодорожную выемку, проектировщики предлагают устроить здесь паркинги и другие объекты. Планируется расширить тротуар Тверского путепровода, обеспечив переход через железную дорогу.
В результате реконструкции площади с фасадами уже отреставрированного Белорусского вокзала и зданий с противоположной стороны облик площади преобразится. С нее уберут все стоянки и парковки. Откроется взору памятник Максиму Горькому, будет реконструирован сквер. Появится свободная пешеходная зона, которую уже не будут перерезать автомобили, поворачивающие сегодня вправо, на Тверскую улицу. Все машины на площади уйдут под землю, где предусматривается построить подземный паркинг, рассчитанный на две с половиной тысячи автомобилей (цифра еще будет уточняться).
Строительство под площадью многоуровневого совмещенного торгово-пешеходно-транспортного пространства приведет к тому, что и потоки пассажиров тоже перенесутся под землю. К поездам дальнего следования, электричкам, метро будут организованы удобные подземные переходы.
Транспортные строители в Москве уже научились работать в условиях непрекращающегося движения. На время реконструкции площади Тверской заставы его тоже не будут перекрывать: в период строительства развязки придется лишь менять схему движения транспорта.
Проектные предложения специалистов НИиПИ Генплана по реконструкции площади Тверской заставы уже согласованы в различных инстанциях и одобрены на общественном градостроительном совете.
- В планах дорожно-мостового строительства эту работу предусматривается завершить до 2010 года, - подчеркнул Ю. Коротков. - Планируется, что финансировать сооружение транспортной развязки при участии правительства города станут именно те инвесторы, которые будут строить торговые и административно-общественные объекты как со стороны Лесной улицы, так и со стороны Грузинского вала.
Берта БухаринаМосковская правда