О перепланировке квартир
Проблема перепланировок и переустройства помещений в столице, несмотря на принятые постановления, остается сложной и требующей особого внимания. За промежуток времени немного меньше года Государственная жилищная инспекция города Москвы установила более 1,5 тысяч фактов незаконных, то есть неоформленных должным образом, переустройств квартир. На основании Федерального закона и Административного кодекса Инспекция привлекла к ответственности более 622 физических и юридических лиц, кроме того, Инициировано более 16 исков. Один из них — о лишении права собственности за грубейшие нарушения, связанные с неправильной эксплуатацией и переоборудованием жилого помещения.
Вопрос трансформации внутреннего пространства квартиры в соответствии с личными предпочтениями хозяев начал интересовать москвичей еще на заре передачи жилья в собственность. Для упорядочивания действий, связанных с перепланировкой, правительство Москвы и Мосгордума 29 сентября 1999 года приняли первую редакцию Закона «О порядке переоборудования помещений в жилых домах». По оценке Александра Матвеевича Стражникова, начальника Государственной жилищной инспекции города Москвы (Мосжилинспекции), данный правовой акт позволил в значительной мере упорядочить этот процесс. Если в год принятия закона в органы исполнительной власти в столице обратились 4 тысячи жителей для оформления перепланировок своих помещений, то в прошлом году их было уже порядка 13 тысяч. Однако эта цифра не превышает даже 40 % от числа квартир, которые были реализованы на рынке как квартиры со свободной планировкой. Иначе говоря, во всех остальных случаях проведенное переоборудование является незаконным.
Основная проблема для Государственной жилищной инспекции заключается том, чтобы договориться с владельцем о допуске ее специалиста в квартиру. Учитывая тот факт, что Конституция гарантирует каждому жилищу право неприкосновенности, которое закреплено во всех документах гражданского законодательства, вопрос «проникновения» в квартиру порой приходится решать в судебном порядке. Установить на месте факт незаконной переделки для профессионала этой службы, как говорится, дело техники. Имеется немало косвенных признаков, по которым можно определить, что в данном помещении проведена несанкционированная перепланировка. Это неправильный режим работы вентиляции, нарушение звукоизоляции и параметров тепло- и водоснабжения и пр.
Как выяснилось, существующая система не позволяет оперативно решать вопросы перепланировки в законном порядке. Помимо значительных материальных затрат, которые возникают в процессе согласования, заявитель тратит много личного времени на оформление множества документов. Раньше этот период (во время действия старой редакции закона) достигал 6–9 месяцев, что провоцировало несанкционированные действия при переустройстве помещений.
В действующий ныне Закон «О порядке перепланировки» внесены принципиальные изменения. Согласно новой редакции, которая была принята Московской городской думой в апреле 2004 года, при переустройстве помещений в многоквартирных домах запрещается:
объединять лоджии и балконы с помещениями квартир путем разборки наружных стен;
переносить отопительные приборы на лоджии и балконы;
объединять квартиры по вертикали с полной или частичной разборкой межэтажных перекрытий;
увеличивать площадь санузлов и ванных комнат за счет жилых и вспомогательных помещений квартиры;
устраивать проемы в несущих стенах;
производить переустройство, увеличивающее нагрузку на межэтажные перекрытия, нарушая проектные требования.
Одна из поправок узаконивает процедуру обеспечения доступа должностных лиц Государственной жилищной инспекции, органов исполнительной власти или местного самоуправления в переустраиваемые помещения для проверки осуществляемых работ.
Для рассмотрения на комиссии вопросов переоборудования и перепланировки необходимы следующие документы:
заявление, в котором названы причины осуществления переоборудования или перепланировки;
копия технического паспорта дома с указанием износа конструктивных элементов и строения в целом, поэтажных планов и экспликаций помещений, подлежащих перепланировке или переоборудованию, примыкающих помещений на нижнем и верхних этажах;
техническое заключение специализированной организации о возможности перепланировки или переоборудования помещения (при необходимости);
справка о согласии всех заинтересованных совершеннолетних жильцов и собственников реконструируемых помещений с заявленной перепланировкой (переоборудованием), заверенную в жилищном органе по месту расположения рассматриваемого помещения;
документы о праве собственности на помещение;
выписку из домовой книги и копию финансово-лицевого счета;
решение общего собрания членов жилтоварищества (ЖК, ЖКХ), если переоборудование (перепланировка) затрагивает места общего пользования.
Николай ШеридановНедвижимость и цены