Крупные столичные риэлторские компании намерены развивать непрофильный бизнес. Как отмечают аналитики рынка недвижимости, средства, аккумулированные компаниями за 10 лет работы, уже не могут быть полностью вложены исключительно в риэлторский бизнес, поскольку его возможности ограничены.
В последние три года все яснее прослеживается желание риэлторских структур инвестировать в смежные направления своей деятельности — девелопмент и строительство. Сегодня же процесс расширения структур, имеющих в своей основе проведение операций в сфере real estate, затрагивает уже и абсолютно непрофильные направления коммерческой деятельности.
В начале этого года в Москве предоставлением риэлторских услуг занималось более 400 агентств недвижимости. Подавляющее большинство — это мелкие и средние компании, которые больше озабочены удержанием своих позиций на рынке, нежели мыслями о расширении деятельности. Тем временем эксперты предсказывают постепенное увеличение доли крупных компаний и сокращение мелких и средних. 20 крупнейших столичных игроков невольно вынуждены повторять зарубежный опыт, который заключается в постепенном поглощении «слабых» компаний и образовании крупных холдингов с широким спектром деятельности.
Как отмечает руководитель отдела консультаций по недвижимости компании Ernst&Young Ольга Архангельская, с развитием рынка недвижимости и его сегментов усложняются задачи, возникающие в ходе совершения сделок. Для того чтобы качественно выполнять свою работу, брокеры должны решать задачи правового, технического, экономического, финансового характера, что требует знаний в смежных областях. «Для оперативного и экономически эффективного оказания этих услуг риэлторы обычно включают в штат специалистов по этим направлениям. Накопив достаточно опыта, компании приходят к тому, что на активном рынке можно оказывать подобные услуги не только в ходе сделок с недвижимостью. Следующим логичным шагом является выделение непрофильных направлений бизнеса», — говорит О. Архангельская.
Таким образом, крупные столичные компании параллельно с основной деятельностью создают подразделения, занятые управлением, девелопментом, обучением, и call-центры. Например, в консультационно-риэлторской компании Noble Gibbons работает мощная управляющая компания, в Stiles&Riabokobylko действует подразделение по отделке помещений.
По словам генерального директора группы компаний Vesco Вячеслава Ширяева, на формирование непрофильного бизнеса влияет несколько факторов. Во-первых, стремление к созданию служб для развития основного бизнеса. Например, открытие консалтингового центра, кадрового агентства. Именно так поступили в компании Penny Lane Realty. Во-вторых, в связи с непредсказуемостью риэлторского бизнеса свободные финансовые ресурсы используют в качестве инвестиций в смежные области. К примеру, компания «ИНКОМ-Недвижимость» активно занимается инвестированием в строительство коттеджных поселков. Как признают сотрудники компании, это оказалось выгоднее, чем риэлторская деятельность. В-третьих, хобби руководителя, который использует аккумулированный капитал для развития узкого направления в своих личных интересах. Это может быть бутик с модной одеждой, небольшое предприятие по производству парфюмерии и т. п. Кстати, в большинстве случаев это семейный бизнес.
Как отмечает В. Ширяев, сегодня все три направления активно развиваются, хотя и не так явно, как за рубежом. Однако, по его словам, через два-три года увеличение капиталов риэлторских компаний и желание расширять и совершенствовать бизнес приведут к появлению большого количества новых направлений в их деятельности.
Есть и другая причина, которая связана с открытием непрофильных бизнес-линий, с диверсификацией услуг. Это, по мнению специалистов компании «ИНКОМ-Недвижимость», недостаточный доход от основной деятельности. Ведущий специалист по коммерческой недвижимости компании Penny Lane Realty Максим Жуликов убежден, что риэлторский бизнес не может постоянно расширяться, у него есть определенный предел. «Это в первую очередь связано с особенностями столичного рынка недвижимости. Таким образом, деньги, которые скапливаются на счетах компаний, — говорит он, — практически не работают. Открывать свои банки риэлторы еще не в состоянии, но вложение средств в смежные области им вполне по плечу».
Примеров открытия московскими риэлторами направлений бизнеса, не связанных с их прямой деятельностью, пока не так много. Вместе с тем сегодня у многих игроков рынка недвижимости практически сформировалась внутрикорпоративная инфраструктура, которая способна обслуживать более широкий спектр клиентов. Так, в корпорации «ИНКОМ-Недвижимость» работает свой тур-оператор, который начал предлагать услуги и за пределами компании.
Компания Colliers International совместно с «Ростик груп» готовит к реализации проект по строительству в РФ популярных на рынке США отелей для среднего класса, в которых предлагается сокращенный набор услуг. Как отмечают в Colliers International, реализация этой программы будет особо интересна девелоперам, так как позволит сократить расходы на систему питания (ею будет заниматься «Ростик груп»). Colliers International выступит в качестве идеолога и консультанта проекта, для осуществления которого уже ведется поиск девелоперов и строителей.
Несмотря на существующие примеры расширения бизнеса риэлторов, пока не приходится говорить о сложившейся тенденции. Аналитики уверены, что в ближайшее время в России начнется активный процесс слияния компаний, создания крупных холдингов. Именно в их рамках и продолжится процесс развития различных направлений бизнеса.
Иван Тертычный М2 - Квадратный метр