Мосгордума рассмотрела несколько важных законов, касающихся градостроительной деятельности на территории столицы. Некоторые, как например "Об особом порядке регулирования градостроительной деятельности на исторических территориях г. Москвы и на территориях зон охраны объектов культурного наследия г. Москвы", - были приняты окончательно (то есть в третьем чтении), другие два "О государственном градостроительном кадастре г. Москвы" и "О внесении изменений в статьи Закона "О городском государственном заказе" - только в первом.
Что касается того, как проводить конкурсы и аукционы по всему, что "заказывает" город (а сюда входит и строительство объектов недвижимости), то разделить функции организатора конкурса и заказчика предлагалось уже давно. И вот, наконец, создается специальный уполномоченный орган - Комитет г. Москвы по организации и проведению конкурсов и аукционов, который и будет определять, как надеется редактор проекта закона Ирина Рукина, "единые подходы городской политики в этих вопросах и увеличит прозрачность самого процесса". Новый комитет будет решать, кто войдет в конкурсную комиссию, как будет выглядеть вся необходимая документация, а также государственный контракт, в котором будут определены взаимные обязанности не только инвестора перед городом, но и города перед инвестором.
Сам контракт будет составляться заказчиком, который в условиях конкурса может также установить предельную цену каждого конкретного заказа. Изменить ее после заключения контракта будет допустимо лишь в случаях, предусмотренных конкурсной документацией. О необходимости таких нововведений не только инвесторами, но и столичными законодателями говорилось уже давно. В частности, И. Рукина предлагала такое решение еще в 1996 году. Раньше, отметила депутат, конкурсные комиссии состояли на пять пятых из чиновников, а в них должны участвовать иные структуры.
Цена вопроса весьма высока: городской заказ - это две трети городского бюджета. Ирина Рукина надеется, что в результате принятия данного закона больше не будет таких распространенных повсеместно случаев, когда у предпринимателей, выразивших желание поучаствовать в каком-нибудь аукционе, элементарно не принимались заявки по той причине, что документы были оформлены "не должным образом". Либо заявители снимались с конкурса как не прошедшие квалификационного отбора (как это было, например, во время подготовки к первому аукциону по "Новому кольцу Москвы").
Цели столичных депутатов и московского правительства в вопросах разрешенной градостроительной деятельности совпадают. Сопредседатель комиссии Мосгордумы по нормативной базе перспективного развития и градостроительства Москвы депутат Михаил Москвин-Тарханов заявил, что даже если общефедеральный Градостроительный кодекс будет принят в том виде, в котором он предложен в настоящее время, то Москва сможет защищаться от неприемлемых для нее федеральных планов в этой области при помощи законодательного права, успев принять столичное законодательство раньше.
Так как, согласно Конституции, именно субъекты Федерации по вопросам архитектуры и градостроительства имеют всю полноту государственной власти. И если федеральный закон в этих случаях будет противоречить московскому, то будет действовать столичное законодательство. Поэтому цель депутатов Мосгордумы - принять полный пакет законов, которые и будут определять все возможные аспекты градостроительной и архитектурной деятельности столицы.
Что можно делать на исторических территориях Москвы, определяет Закон "Об особом порядке:". Однако в случае с федеральными памятниками главенство все равно будет принадлежать Федеральному закону "Об объектах культурного наследия". Но так как по большинству памятников, находящихся на территории столицы (которая практически вся, до принятия нового закона, была объявлена его разработчиками исторической зоной), у Москвы и Федерации идут непрекращающиеся споры, возможным решением вопроса могло бы стать принятие Госдумой Закона "О разграничении собственности на исторические здания". Пока вопрос "завис", Москва в своем новом законе решила проблему с точки зрения градостроительства, объявив, что на территории памятников, ансамблей строительство градостроительных объектов запрещается, но может быть разрешено: на территориях достопримечательных мест в соответствии с охранным законодательством при условии сохранения их "целевого назначения", а на территориях охранных зон - в особых случаях, когда, к примеру, нужно сохранить или воссоздать среду объекта культурного наследия.
Наталья СамаринаКвартира. Дача. Офис