Девятого июня в Москве в рамках VII Национального конгресса по недвижимости была проведена секция, посвященная вопросам реализации программы «Государственные жилищные сертификаты». С самого начала проблема получения военнослужащими законно причитающегося им жилья при помощи ГЖС решалась крайне сложно и болезненно. Основной причиной, по общему мнению всех выступавших, являлось то, что три кита, на которых этот процесс держится, – Министерство обороны, банки и риэлторы – очень долго не могли между собой договориться и выработать приемлемые нормы отношений, подкрепленные, естественно, соответствующими законами, нормативными актами и грамотной системой контроля.
Последствия нестыковки в работе разных организаций, участвующих в покупке жилья по ГЖС, бывают довольно печальные. К примеру, идет военнослужащий в банк, дабы честно реализовать свой сертификат. Банк заявляет: «Денег нет», и наш военнослужащий в отставке мечется по России со своим сертификатом, и к кому обращаться за помощью – непонятно, ибо у нас существует великое множество организаций, каждая из которых с удовольствием посылает его в следующую.
Кого выбрать – посредника или мошенника?
На секции был отмечен весьма существенный социальный момент: офицер, прослуживший последние пять лет, скажем, на Камчатке, адаптирован к гражданской жизни много хуже, чем, к примеру, средний москвич. Последний прекрасно понимает, что без грамотного риэлтора купить квартиру сегодня очень сложно, знает, сколько реально риэлторские услуги стоят и куда ему обратиться. Офицер, приехавший с периферии, правил игры не знает и представляет собой хорошую мишень для мошенников – соответствующих судебных дел заведено предостаточно.
Есть и обратная сторона медали: были случаи, когда бывший военнослужащий умудрялся покупать сразу несколько квартир (подделать сертификат оказалось не так сложно, контроля практически не было), а когда дело всплывало, по месту выдачи сертификата резонно отвечали: «Взял человек свои документы и уехал. А куда – не знаем: страна у нас большая». Бывали и мошенничества, связанные с составом семьи: дело в том, что сегодня в сертификате указывается только количество членов семьи, на которых сертификат выдается. Но с женой можно развестись, жениться в очередной раз и получить квартиру уже на новую семью. Бывшая жена, всю жизнь проездившая с мужем по гарнизонам, лишается при этом всего и справедливо требует защиты своих гражданских прав. Отсюда необходимость указывать членов семьи в этом документе поименно, что и собираются сделать уже в ближайшее время. Подобных сюжетов можно привести великое множество.
Пора объединить усилия
Стало очевидно – для того чтобы закрыть все эти белые пятна, необходимы совместные усилия Минобороны, банковской системы и Российской гильдии риэлторов. Заинтересованность всех участников очевидна: Министерству обороны нужно, чтобы военнослужащие были нормально устроены, а для банков и риэлторов – это еще неохваченная весьма обширная категория клиентов. Были созданы координационный совет Минобороны и РГР, а также рабочие группы по работе с ГСЖ. Разработан ряд интересных программ, выработаны новые нормативы.
Последний год все участники секции оценили как очень успешный. Установлены нормальные отношения с рядом банков, взявшихся заниматься работой с сертификатами. Главный партнер здесь пока – Сбербанк, обладающий наибольшей на данный момент сетью филиалов по всей России. Принято важное решение о создании централизованного Единого реестра владельцев сертификатов, с которым банки и обязаны работать. По мнению участников, это решение должно полностью исключить все варианты мошенничества, зафиксированные ранее. Признана и необходимость системы постоянного обучения риэлторов из регионов и их аккредитации. Здесь поясним: работа с ГЖС имеет свою специфику, свои профессиональные тонкости, и если в Москве проблем с соответствующими специалистами нет (есть несколько компаний, имеющих безупречную репутацию и немалый накопленный в этой области опыт), то в регионах эти проблемы возникают, и их надо решать. За последний год в учебном центре РГР прошло обучение ста двадцати человек. Этот процесс удалось грамотно наладить.
Сертификаты счет любят
Теперь о контроле. Сегодня, когда военнослужащий приходит со своим сертификатом в банк, его контролирует сам банк, Казначейство, Минфин, Минобороны. По очень резонному замечанию Бориса Басина, директора Сущевского отделения «МИЭЛЬ-Недвижимость», такое количество контролирующих организаций гарантирует отнюдь не качество контроля, а, скорее, размывание ответственности. Типичный пример: агентство недвижимости нашло квартиру, устраивающую нашего военнослужащего. Заключен и зарегистрирован договор купли-продажи, сдан сертификат, открыт счет. Банк обязан осуществить проверку в жесткие сроки. Сроки проходят, банк отвечает: «Казначейство еще не проконтролировало».
Как спросить с казначейства – непонятно, никаких договоров у агентства недвижимости с казначейством нет, а покупатель ждать не может. Поэтому сегодня речь идет о делегировании функций контроля самому банку, с которым непосредственно агентства и работают. При наличии единого реестра – это разумный подход. Договор купли-продажи заключен, сертификат сдан, счет открыт. Что, собственно, проверять, кроме подлинности самой бумаги? Поскольку реестр единый, то попытки мошенничества с «дубликатами» ловятся элементарно, а подделанную печать распознать банк как-нибудь и сам способен.
Наличие риэлтора не предусмотрено
Борис Басин отметил еще один момент. Распространенная ситуация – приходит бывший военнослужащий в агентство недвижимости, имея на руках исключительно сертификат. Денег на оплату риэлторских услуг у него нет. В официальных документах о риэлторах ничего не сказано, поэтому банк может заплатить только продавцу квартиры, а уж только потом продавец по отдельному договору переведет необходимую сумму агентству недвижимости. Это совершенно неоправданное лишнее звено. Официальный документ необходимо сделать более четким и прозрачным, включив туда риэлтора и указав, за что, собственно, он получает деньги, а также другие его права и обязанности. Другой вариант – прямой договор между Министерством обороны и агентством недвижимости.
И последнее – о перспективах развития законодательства в данном секторе. После закрытия вышеупомянутых белых пятен планируется создание в рамках Министерства обороны системы ипотечного кредитования для военнослужащих, а также накопительных жилищных кооперативов. Цель очевидна – дать военнослужащим не только возможность делать накопления, но и купить квартиру, не дожидаясь, пока необходимая для покупки сумма наберется полностью. Разработан соответствующий пакет законов, который сейчас передан на рассмотрение в Госдуму.
М.ОськинКвартира. Дача. Офис