Категории каталога
Каталог / Мода и стиль / Это интересно / Зачем иностранцам наши памятники?

Зачем иностранцам наши памятники?

На прошедшей неделе вопрос сохранения московских памятников архитектуры вышел за рамки «внутристоличного» и даже внутрироссийского уровня. Теперь борьба за сохранение исторического и культурного наследия города приобрела международный размах. Зарубежные специалисты уверены, что Москву ждет судьба Манежа.

Казалось бы, страсти, разгоревшиеся в последнее время вокруг разрушения московских памятников архитектуры, накалились до предела. Поток публикаций в СМИ, круглые столы, пресс-конференции, публичные акции, обмен «открытыми письмами» между общественностью и столичным мэром, обращение деятелей культуры к президенту РФ — куда уж дальше? Оказалось, что предела совершенству на самом деле нет: теперь охраной московских памятников занялись еще и иностранцы.

Свои среди чужих
Группа живущих и работающих в Москве иностранных граждан создала Общество сохранения московской архитектуры (Moscow Architecture Preservation Society — MAPS). Инициаторами создания общества выступили корреспондент The Times Клементина Сесил, бывший редактор журнала Capital Perspectives Гай Арчер и корреспондент The Moscow Times Кевин О'Флинн.
По словам К. Сесил, основная цель общества — «предоставить российским сторонникам сохранения архитектурного наследия и москвичам, испытывающим беспокойство относительно будущего своего города, возможность высказаться на международном уровне». Для этого MAPS планирует регулярно размещать на своем интернет-сайте информацию о разрушенных или находящихся под угрозой уничтожения зданиях. Кроме того, члены общества намерены распространять пресс-релизы обо всех фактах «покушения» на архитектурные раритеты, устраивать встречи архитекторов, девелоперов и сторонников охраны памятников.

Лишь 10 из более Чем 300 утраченных московских памятников архитектуры за последнее десятилетие
Варсонофьевский пер., д. 6, 1896 г., архитектор Л. Кекушев. Разбирается с лета 2003 г., сейчас осталась только часть фасада.
Софийская набережная, д. 6, во дворе — дом Пикарта. Палаты XVII в. Снесены в ноябре 2000 г.
Моховая ул., д. 11, стр. 6. «Ректорский дом» постройки 1740 г. Снесен летом 2000 г.
Большой Гнездниковский пер., д. 5. Дом Н. А. Римского-Корсакова. Комплекс строений XIX в., часть которых снесена летом 2002 г.
Усачева ул., д. 1. Дом князей Трубецких. Самый старый деревянный дом в Москве, в котором бывал А. С. Пушкин. Вторая половина XVIII в. Снесен летом 2002 г.
Ильинка ул., д. 3. «Теплые ряды». Торговый комплекс в Китай-городе. Большая часть корпусов снесена в 1997–2002 гг.
Никольская ул., д. 10/2. Дворовые корпуса Шереметьевского подворья. Начало XX века. Снесены летом 2002 г.
Гранатный пер., д. 6. Дом А. Н. Майкова. Начало XIX в. В конце 2000 г. лишен охранного статуса и разобран.
Воздвиженка ул., д. 8, конец XVIII в. «Наугольный» дом Н. П. Шереметева. Во время реконструкции в 1990 г. лишился лестниц парадного входа и балкона, сейчас может быть утрачен из-за ведущегося рядом строительства.
Сивцев Вражек пер., д. 25/9. Дом А. И. Герцена. Первая половина XIX в. Снесен в октябре 1998 г. под видом реконструкции.

Несмотря на то что MAPS было создано совсем недавно, его деятельность уже получила широкую поддержку и вызвала заметный общественный резонанс. Так, директор Московского бюро ЮНЕСКО Филипп Кео не только одобрил идею MAPS, но и выразил готовность «в случае необходимости обратиться к генеральному директору ЮНЕСКО г-ну Коитиро Мацуура с целью привлечения внимания мировой общественности к этой проблеме». Письмо поддержки в адрес общества пришло и из авторитетной международной организации World Monuments Fund. Намерение сотрудничать с MAPS выразили также многие российские деятели культуры.

Или чужие среди своих
Первой акцией вновь созданного общества стало проведение пресс-конференции «Манеж как модель Москвы», которая состоялась в Государственном музее архитектуры им. А. Щусева. Неожиданно это мероприятие из «информационного повода» для журналистов двух десятков изданий превратилось в общественное движение протеста. Последнее не преувеличение, судя по количеству присутствовавших на конференции общественных деятелей и накалу страстей при обсуждении проблем сохранения культурного наследия российской столицы. И хотя «официальная» Москва проигнорировала собрание, журналисты обратили внимание на то, что в зале «инкогнито» присутствовали сотрудники из аппарата мэра. По понятным причинам, они себя не афишировали и уж тем более никак позицию своих начальников не обозначали.
За время, прошедшее после знаменитого пожара, о ситуации вокруг Манежа было сказано и написано более чем достаточно. Тем не менее участь легендарного здания до сих пор не решена, а угроза потерять его окончательно как нельзя более реальна. Поэтому возобновление разговора о судьбе этого памятника вполне закономерно. Проводимую сегодня «реконструкцию» здания трудно назвать мерами по его сохранению и восстановлению. По мнению вице-президента Академии художественной критики Алексея Клименко, проводящиеся в крайней спешке работы скорее можно воспринимать как окончательное разрушение памятника: «Работа кипит, возможно, скоро нечего будет сохранять».
Напомним, что победителем так и не отмененного тендера 2000 года была объявлена австрийская компания M.S.I. Vertriebs, занимающаяся организацией и проведением международных специализированных выставок (в частности, ежегодные выставки Realtex, Аптека, Отдых). Вместе с победой компания получила право использования 70% выставочного времени ЦВЗ в течение 20 лет после завершения работ в качестве компенсации произведенных затрат. Оставшиеся 30% должны были достаться правительству Москвы. Однако на прошлой неделе ситуация резко изменилась: город решил заняться реконструкцией самостоятельно. Между федеральным и столичным правительством планируется осуществить «натуральный» обмен: первые дадут на восстановление Манежа 350 млн руб., а Москва откажется от идеи строительства подземного гаража, ограничившись шестиметровым «техническим этажом».

Общая беда
Единственный выход, по мнению А. Клименко, — это жесточайший контроль за чиновниками, которые «позволяют делать с нашим национальным достоянием все, что им выгодно». В целом же ситуацию с московскими памятниками ученый охарактеризовал следующим образом: «То, что творится сегодня, я воспринимаю как национальную трагедию, культурную катастрофу. Если иностранцы, приезжающие в великую страну Пушкина и Достоевского, получают в виде культуры творения Шилова, Церетели и Сафронова, то о туризме скоро можно будет забыть».
Все эти проблемы затрагиваются не впервые, однако говорить о них надо снова и снова, как известно, вода и камень точит. Важно, что разговор на эту тему продолжается, а у чиновников остается все меньше шансов отмолчаться. Тем более если отвечать придется уже не только отечественной, но и мировой общественности. В этом плане инициатива создателей MAPS — дело, безусловно, благое. Правда, вопрос «им-то зачем это нужно?» невольно все же напрашивается. Слишком редки сейчас бескорыстные намерения и возвышенные цели. Вот и возникают сомнения — может, молодые журналисты решили сделать себе имена на «жареной» теме, стремятся заработать грант от какой-нибудь небедной организации или проталкивают в печать какие-либо свои «национальные интересы»? Видимо, подобные вопросы возникли и у некоторых участников пресс-конференции, которые попытались выяснить, что заставило создателей MAPS взяться за охрану достояния чужой страны.
Ответ прозвучал вполне искренне: для культурного человека, на глазах у которого уничтожается мировое наследие, желание воспротивиться вандализму совершенно естественно. Вспомнили и недавно разрушенные афганскими талибами знаменитые памятники Будды. Западная общественность пребывала в шоке, однако встать на защиту ценностей было не слишком реально: военные действия, да еще на другом конце света. У «московских» иностранцев шансы более реальные: они здесь живут, они в курсе событий, все происходит на их глазах, да и опасности явной нет — зачем же им молчать? Создатели MAPS заявляют, что действуют они исключительно как частные лица, не имеют никаких дел с деньгами, единственный метод их борьбы — это распространение информации, а силу и вес им придает поддержка авторитетных международных организаций и видных российских деятелей культуры. Хотя, если честно, уповать на помощь иностранцев в спасении нашего наследия — не совсем правильно.
...Во время Отечественной войны 1812 года Наполеон, проезжая по взятой французами Москве, увидел красивейшую церковь Успения на Покровке, построенную в 1696–1699 годах архитектором Петром Потаповым. Выдающийся памятник московского барокко так восхитил императора, что он приставил к зданию специальную охрану, чтобы уберечь его от пожара и разграбления. В 1935 году москвичи храм не пожалели — он был уничтожен. Похоже, история продолжается: иностранцы пытаются охранять наши памятники, а мы их разрушаем. «Связь времен», которую на самом деле хочется разорвать.


Елена МамоноваМ2 - Квадратный метр

Дополнительные статьи по теме "Это интересно"

У молодца не без золотца

Золотой человек, золотое сердце, золотые рукиПочти в каждом языке есть устойчивые выражения, в которых то, чем говорящий дорожит и восхищается, сравнивается с золотом. А как быть, если закрались сомнения в подлинной ценности этого всеобщего эквивалента? Если вам вдруг показалось, что ваше изделие из золотане вполне золотое?

Реклама:
Где заказать рерайтинг текстов узнай на сайте eTXT.ru