Категории каталога
Каталог / Мода и стиль / Это интересно / Светоносная архитектура

Светоносная архитектура

В последние десять–пятнадцать лет в Москве появился ряд интереснейших архитектурных мастерских, у каждой из которых есть свое видение Города и свои, часто уникальные, подходы. Мастерская Андрея Асадова, безусловно, считается одной из самых нетривиальных. Весьма интересно то, что несмотря на молодость всех сотрудников мастерской, количество полностью реализованных проектов впечатляет. Редакции наиболее интересными показались масштабные проекты и нетривиальные решения, которые принимаются при застройке больших комплексов. Отсюда наш первый вопрос к главному архитектору мастерской Андрею Асадову.

– Андрей, считаете ли вы основным направлением работы вашей мастерской именно масштабные проекты и разработку новых подходов именно в этом секторе?

– Масштабность здесь ни при чем. Суть нашего подхода следующая: любой объект, будь то маленькое здание или огромный квартал, может излучать позитивную энергетику и заряжать ею окружающее пространство. Он должен работать. Безликие, унылые, мертвые, никакие дома строить сегодня, на наш взгляд, не стоит. Слова «жилье» и «жизнь» происходят от одного и того же корня. Дом должен нести свою уникальную жизнеутверждающую идею, а вот какую – это зависит и от его функционального назначения, и от места.

– А какими способами вы этого достигаете?

– Способов у современного архитектора превеликое множество. Это вовсе не обязательно форма. Это может быть и необычная организация внутреннего пространства, интересное использование строительных конструкций и материалов, и даже… символика. Но это лучше объяснить на конкретных примерах.

Вот, например, наш проект Российского библейского общества.. Что нам было дано? Маленький старый домик рядом с Павелецкой площадью, зажатый между сталинскими высотками, и прилегающий к нему корпус. Домик мы не тронули, провели только качественную реставрацию. А на месте корпуса удалось сделать очень интересную вещь. Внешне здание реализовано в довольно спокойной, почти классической манере. Это уже требование места. Но, по сути, оно невероятно динамично и все пронизано библейской символикой. Фасад напоминает знаменитую иерусалимскую Стену Плача. Долго думали, какой материал подобрать. Подошел искусственный камень Бессер, имитирующий древнюю кладку. На этом фасаде существует стеклянный «разлом», здание как бы расслаивается на две плоскости.

– А здесь какой символ?

– Смыслы могут быть разные. Может, это – разлом, неизбежно возникающий на рубеже веков, может – трагический отход Человека от Бога. Но, согласитесь, как ни воспринимать, разлом-то этот реально существует, и проходит через каждого современного человека. Еще один символ – маленький сад на крыше музея Библии, расположенного на первом этаже. Кусочек Гефсиманского сада. Другая интересная деталь – эвакуационная лестница с верхней террасы одного здания на крышу другого, «летящая» прямо по воздуху. Назначение чисто утилитарное, но и здесь можно найти символ – небесная лестница Иакова.

– А вас не смущает, что вы перемешали символику различных конфессий?

– Да нет. В данном контексте совершенно не важно, к какой конфессии вы принадлежите – Библия одна. Вся эта символика уже у вас внутри, а значит, вы ее неизбежно воспримете.

Перейдем к следующему объекту – новому центру «Мерседес-Бенц». Его планируется построить на МКАДе, в районе Рублевки. С чисто утилитарной точки зрения там все понятно – шоу-рум с сервисом, офисный корпус, окружная трасса для тест-драйва. Необходимый джентльменский набор. Но мы постарались выявить основную идею – движение, скорость. Наклонные стены, скошенная крыша, «вихревая», динамичная организация пространства. Человек как бы «закручивается» в нем, запускается в непрерывное скоростное движение. Ну… и чтобы вполне прочувствовать это, конечно, хорошо бы купить «мерседес».

Еще один объект – жилой комплекс в Мытищах. Тут все как раз наоборот. Назначение, понятно, тоже чисто утилитарное. Но замечательное место, рядом большой парк, очень гармоничный, спокойный ландшафт. Поставь здесь простую коробку – и она неизбежно войдет с ним в противоречие, проявится агрессивное наступление на природу… Поэтому наша задача была максимально вписаться в окружающую среду. Весь комплекс разделился на несколько башен и длинный изогнутый дом, эдакую дугу, повторяющую очертания ландшафта и плавно спускающуюся к новому храму Рождества Христова. Весь комплекс похож как бы на хвост кометы, выходящей от этого храма. Так что образ получился вполне природным, живым, спокойным и довольно оптимистичным.

Очень интересная работа нам предстоит в Челябинске. Недавно мы приняли участие в конкурсе на большой многофункциональный комплекс – своеобразный город в городе.

– Когда он будет построен?

– Ну, пока родилась только его концепция. Началось все с инициативного заказчика, который устроил конкурс идей на «городской центр будущего». Место для комплекса замечательное – пойма реки, живописный ландшафт. В конкурсе участвовали и российские, и немецкие архитекторы. Нам его удалось выиграть, чему мы весьма рады – задача действительно очень интересная. Здесь есть и общественный центр с офисной башней, и жилые дома с гостиницей, и пешеходная улица с мостами к реке – словом, маленький город. А сама идея проекта – опять-таки яркая «вспышка». Дело в том, что сам Челябинск – город довольно мрачный, тяжелый, промышленный. Здесь нужно было открыть новое, яркое пространство, устроить маленький «взрыв» (не поймите, конечно, буквально). В результате появилась идея «взрывающейся», разлетающейся кометы, выплескивавшей осколки городского пространства в окружающую природу. А природа в свою очередь заполняла собой этот город, поднимаясь на крыши общественных зданий и расцветая на террасах жилых домов.Последнее, о чем расскажу, – наша идея про «Цветы Москвы».

– Идея или проект?

– Идея, и она реализуется сразу в нескольких проектах – будь то группа жилых высоток, которые предполагалось построить в Чертаново, или здания куда менее масштабные – на Тихвинской улице или 3-й Тверской-Ямской. Изложу суть идеи. Растет вроде как обычный дом, и вдруг на определенной высоте начинает распускаться цветами пентхаусов. Получается сад над городом, как бы вторая земля. Технические приемы – это озелененные кровли, зимние сады, летние террасы. Формы используются самые простые – кубы, призмы, но дом «прорастает» сквозь них, как живой организм.

– Последний вопрос. Как вы относитесь к существующим на данный момент архитектурным направлениям – их ведь великое множество? Кто из архитекторов, работающих в Москве, наиболее талантлив? И еще: вы – ведущий архитектор проектной мастерской. Как выглядит ваша работа, кто генератор идей?

– Сначала отвечу на последний вопрос. Безусловно, у нас есть основные генераторы творческих идей, но мы стараемся участвовать в развитии идей все вместе – у нас сработавшийся творческий коллектив, связанный единой идеологией и едиными ценностями. Какие-то аспекты этой идеологии я попытался изложить. Наверное, выделю еще один, весьма существенный, с нашей точки зрения, момент. Мы редко начинаем проект с абстрактной идеи, но стараемся использовать энергетику конкретного места, заложенный в нем потенциал. Здесь я полностью разделяю идеи своего отца, Александра Рафаиловича Асадова. Место нужно прочувствовать, понять, что здесь может вырасти… А иногда можно немного пожертвовать утилитарными соображениями, иначе это будет не город, а набор полезных площадей.

Теперь о направлениях и о талантах. Мне кажется, в любом направлении можно произвести красивую, достойную вещь. Все зависит от личности самого архитектора, от того, насколько тонко он прочувствует место, программу здания и сможет превратить энное количество метров полезной площади в настоящее произведение, яркое или спокойное, излучающее свой заряд в окружающее пространство. Важна внутренняя культура, некая «архитектурная порядочность» в каждом проекте, а также его заряженность творческой мыслью.

Своими проектами мы стараемся как-то противостоять общей унылости, безликости городских пейзажей, которые людей, порой, буквально захватывают. Хочется всюду закладывать «генераторы» ярких идей, которые могли бы излучать светлую, жизненную силу в окружающую среду. Хочется создавать динамичное, энергетически осмысленное пространство, где размывается граница между внешним и внутренним миром, где само здание становится «светоносным» и нематериальным, – и в буквальном и в переносном смысле, – раскрываясь в ландшафт и заряжая своей энергетикой находящихся в нем людей…              

 


СВЕТОНОСНАЯ АРХИТЕКТУРА

В последние десять–пятнадцать лет в Москве появился ряд интереснейших архитектурных мастерских, у каждой из которых есть свое видение Города и свои, часто уникальные, подходы. Мастерская Андрея Асадова, безусловно, считается одной из самых нетривиальных. Весьма интересно то, что несмотря на молодость всех сотрудников мастерской, количество полностью реализованных проектов впечатляет. Редакции наиболее интересными показались масштабные проекты и нетривиальные решения, которые принимаются при застройке больших комплексов. Отсюда наш первый вопрос к главному архитектору мастерской Андрею Асадову.

 

– Андрей, считаете ли вы основным направлением работы вашей мастерской именно масштабные проекты и разработку новых подходов именно в этом секторе?

– Масштабность здесь ни при чем. Суть нашего подхода следующая: любой объект, будь то маленькое здание или огромный квартал, может излучать позитивную энергетику и заряжать ею окружающее пространство. Он должен работать. Безликие, унылые, мертвые, никакие дома строить сегодня, на наш взгляд, не стоит. Слова «жилье» и «жизнь» происходят от одного и того же корня. Дом должен нести свою уникальную жизнеутверждающую идею, а вот какую – это зависит и от его функционального назначения, и от места.

– А какими способами вы этого достигаете?

– Способов у современного архитектора превеликое множество. Это вовсе не обязательно форма. Это может быть и необычная организация внутреннего пространства, интересное использование строительных конструкций и материалов, и даже… символика. Но это лучше объяснить на конкретных примерах.

Вот, например, наш проект Российского библейского общества.. Что нам было дано? Маленький старый домик рядом с Павелецкой площадью, зажатый между сталинскими высотками, и прилегающий к нему корпус. Домик мы не тронули, провели только качественную реставрацию. А на месте корпуса удалось сделать очень интересную вещь. Внешне здание реализовано в довольно спокойной, почти классической манере. Это уже требование места. Но, по сути, оно невероятно динамично и все пронизано библейской символикой. Фасад напоминает знаменитую иерусалимскую Стену Плача. Долго думали, какой материал подобрать. Подошел искусственный камень Бессер, имитирующий древнюю кладку. На этом фасаде существует стеклянный «разлом», здание как бы расслаивается на две плоскости.

– А здесь какой символ?

– Смыслы могут быть разные. Может, это – разлом, неизбежно возникающий на рубеже веков, может – трагический отход Человека от Бога. Но, согласитесь, как ни воспринимать, разлом-то этот реально существует, и проходит через каждого современного человека. Еще один символ – маленький сад на крыше музея Библии, расположенного на первом этаже. Кусочек Гефсиманского сада. Другая интересная деталь – эвакуационная лестница с верхней террасы одного здания на крышу другого, «летящая» прямо по воздуху. Назначение чисто утилитарное, но и здесь можно найти символ – небесная лестница Иакова.

– А вас не смущает, что вы перемешали символику различных конфессий?

– Да нет. В данном контексте совершенно не важно, к какой конфессии вы принадлежите – Библия одна. Вся эта символика уже у вас внутри, а значит, вы ее неизбежно воспримете.

Перейдем к следующему объекту – новому центру «Мерседес-Бенц». Его планируется построить на МКАДе, в районе Рублевки. С чисто утилитарной точки зрения там все понятно – шоу-рум с сервисом, офисный корпус, окружная трасса для тест-драйва. Необходимый джентльменский набор. Но мы постарались выявить основную идею – движение, скорость. Наклонные стены, скошенная крыша, «вихревая», динамичная организация пространства. Человек как бы «закручивается» в нем, запускается в непрерывное скоростное движение. Ну… и чтобы вполне прочувствовать это, конечно, хорошо бы купить «мерседес».

Еще один объект – жилой комплекс в Мытищах. Тут все как раз наоборот. Назначение, понятно, тоже чисто утилитарное. Но замечательное место, рядом большой парк, очень гармоничный, спокойный ландшафт. Поставь здесь простую коробку – и она неизбежно войдет с ним в противоречие, проявится агрессивное наступление на природу… Поэтому наша задача была максимально вписаться в окружающую среду. Весь комплекс разделился на несколько башен и длинный изогнутый дом, эдакую дугу, повторяющую очертания ландшафта и плавно спускающуюся к новому храму Рождества Христова. Весь комплекс похож как бы на хвост кометы, выходящей от этого храма. Так что образ получился вполне природным, живым, спокойным и довольно оптимистичным.

Очень интересная работа нам предстоит в Челябинске. Недавно мы приняли участие в конкурсе на большой многофункциональный комплекс – своеобразный город в городе.

– Когда он будет построен?

– Ну, пока родилась только его концепция. Началось все с инициативного заказчика, который устроил конкурс идей на «городской центр будущего». Место для комплекса замечательное – пойма реки, живописный ландшафт. В конкурсе участвовали и российские, и немецкие архитекторы. Нам его удалось выиграть, чему мы весьма рады – задача действительно очень интересная. Здесь есть и общественный центр с офисной башней, и жилые дома с гостиницей, и пешеходная улица с мостами к реке – словом, маленький город. А сама идея проекта – опять-таки яркая «вспышка». Дело в том, что сам Челябинск – город довольно мрачный, тяжелый, промышленный. Здесь нужно было открыть новое, яркое пространство, устроить маленький «взрыв» (не поймите, конечно, буквально). В результате появилась идея «взрывающейся», разлетающейся кометы, выплескивавшей осколки городского пространства в окружающую природу. А природа в свою очередь заполняла собой этот город, поднимаясь на крыши общественных зданий и расцветая на террасах жилых домов.Последнее, о чем расскажу, – наша идея про «Цветы Москвы».

– Идея или проект?

– Идея, и она реализуется сразу в нескольких проектах – будь то группа жилых высоток, которые предполагалось построить в Чертаново, или здания куда менее масштабные – на Тихвинской улице или 3-й Тверской-Ямской. Изложу суть идеи. Растет вроде как обычный дом, и вдруг на определенной высоте начинает распускаться цветами пентхаусов. Получается сад над городом, как бы вторая земля. Технические приемы – это озелененные кровли, зимние сады, летние террасы. Формы используются самые простые – кубы, призмы, но дом «прорастает» сквозь них, как живой организм.

– Последний вопрос. Как вы относитесь к существующим на данный момент архитектурным направлениям – их ведь великое множество? Кто из архитекторов, работающих в Москве, наиболее талантлив? И еще: вы – ведущий архитектор проектной мастерской. Как выглядит ваша работа, кто генератор идей?

– Сначала отвечу на последний вопрос. Безусловно, у нас есть основные генераторы творческих идей, но мы стараемся участвовать в развитии идей все вместе – у нас сработавшийся творческий коллектив, связанный единой идеологией и едиными ценностями. Какие-то аспекты этой идеологии я попытался изложить. Наверное, выделю еще один, весьма существенный, с нашей точки зрения, момент. Мы редко начинаем проект с абстрактной идеи, но стараемся использовать энергетику конкретного места, заложенный в нем потенциал. Здесь я полностью разделяю идеи своего отца, Александра Рафаиловича Асадова. Место нужно прочувствовать, понять, что здесь может вырасти… А иногда можно немного пожертвовать утилитарными соображениями, иначе это будет не город, а набор полезных площадей.

Теперь о направлениях и о талантах. Мне кажется, в любом направлении можно произвести красивую, достойную вещь. Все зависит от личности самого архитектора, от того, насколько тонко он прочувствует место, программу здания и сможет превратить энное количество метров полезной площади в настоящее произведение, яркое или спокойное, излучающее свой заряд в окружающее пространство. Важна внутренняя культура, некая «архитектурная порядочность» в каждом проекте, а также его заряженность творческой мыслью.

Своими проектами мы стараемся как-то противостоять общей унылости, безликости городских пейзажей, которые людей, порой, буквально захватывают. Хочется всюду закладывать «генераторы» ярких идей, которые могли бы излучать светлую, жизненную силу в окружающую среду. Хочется создавать динамичное, энергетически осмысленное пространство, где размывается граница между внешним и внутренним миром, где само здание становится «светоносным» и нематериальным, – и в буквальном и в переносном смысле, – раскрываясь в ландшафт и заряжая своей энергетикой находящихся в нем людей…              


Мир и Дом

Дополнительные статьи по теме "Это интересно"

У молодца не без золотца

Золотой человек, золотое сердце, золотые рукиПочти в каждом языке есть устойчивые выражения, в которых то, чем говорящий дорожит и восхищается, сравнивается с золотом. А как быть, если закрались сомнения в подлинной ценности этого всеобщего эквивалента? Если вам вдруг показалось, что ваше изделие из золотане вполне золотое?

Реклама:
Где заказать рерайтинг текстов узнай на сайте eTXT.ru