Все привыкли к тому, что Петербург - культурная столица, город-музей. Однако сегодня редко вспоминают о том, что Петербург рос как город-завод , и в нем веками формировалась уникальная промышленная архитектура. Ею можно по праву гордиться, но происходит почему-то иначе: старинные заводы зачастую не воспринимают как ценное культурное наследие.
Обо всем этом шла речь на «круглом столе» в ИА «Росбалт» на тему «Перспективы современного освоения памятников промышленной архитектуры ». Проблема звучит сегодня все острее: десятки уникальных объектов находятся в критическом состоянии, а то и вообще под угрозой сноса .
Тональность обсуждению задал фильм «ПромАрт» (автор и режиссер Алексей Олиферук) с уникальными съемками объектов, расположенных на закрытых территориях заводов и фабрик . Визуальный ряд позволил представить иной Петербург – не северную Венецию, а «Русский Манчестер» (так называли район Невской заставы). Вспомним также заводские территории за Нарвской заставой, на Выборгской стороне, вдоль Синопской набережной и круглое здание газгольдера на Обводном канале, стоящее в ряду с лучшими мировыми образцами.
Промышленная архитектура существовала в Петербурге с XVIII века, самые яркие ее примеры – это Новая Голландия и Пороховые заводы. Есть замечательные образцы промарта пушкинских времен, а для конца XIX – начала ХХ веков он является неотъемлемой частью образа города. Возводя сооружения утилитарного назначения, архитекторы нередко использовали приемы культового зодчества, а заводские башни часто напоминали средневековые крепости. Фабричные трубы играли, наравне с храмами, роль высотных доминант. Кроме того, промышленная архитектура служила полигоном новых строительных технологий. Особенно ярко это проявилось в эпоху конструктивизма 1920-30-х годов.
Участники «круглого стола» – историки, искусствоведы, общественные деятели – были едины в одном: промышленная архитектура заслуживает такого же серьезного отношения, как и другие направления зодчества. Однако будущее многих шедевров сегодня вызывает беспокойство. На Западе отношение к промарту прошлых веков – бережное и трепетное. Подобные объекты вызывают там огромный интерес, привлекают туристов и приносят немалый доход.
Старинные заводские корпуса нередко используют под музеи, культурные и деловые центры, гостиницы и престижное жилье. Так поступают в Берлине, Гамбурге, Манчестере, Лондоне, да и совсем рядом с Петербургом – в финском Тампере. Так что нам вовсе не требуется изобретать велосипед! Между тем, положительные примеры нового использования старинных объектов промарта у нас единичны (чаще всего речь идет об устройстве многофункциональных коммерческих центров), а Музей воды в бывшей водонапорной башне на Шпалерной улице – единственный удачный пример реформирования промышленного пространства в музейное.
«Многие старинные заводские корпуса сегодня пустуют, не используются, разрушаются, а их владельцы и инвесторы подчас слабо представляют или вообще не представляют себе ценности этих сооружений и готовы пустить их под снос, - подчеркнула сопредседатель СПб. отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры Маргарита Штиглиц – исследовательница промышленной архитектуры. – Самое большое опасение вызывают перспективы промышленной архитектуры времен авангарда».
Заместитель председателя КГИОП историк Борис Кириков также отметил, что промарт - это неотъемлемая часть петербургского архитектурного наследия, однако этот тезис не встречает понимания у инвесторов. «Их позиция часто цинична и вызывает ужас свой дикостью, - возмутился Борис Кириков. – В ответ на их предложения нередко хочется им просто сказать: господа, вы сошли с ума!».
Принявшая участие в дискуссии депутат Госдумы Оксана Дмитриева выразила мысль, что промышленная архитектура – одно из конкурентных преимуществ Петербурга в борьбе за привлечение туристов, и очень странно самим же уничтожать свое достояние. «Позиция КГИОП должна быть жесткой, звучать как табу, - подчеркнула она. – Инвестор всегда заинтересован в быстрой прибыли, поэтому для них должны быть жесткие законодательные ограничения».
Итог дискуссии подвел генеральный директор Международного фонда спасения Петербурга-Ленинграда Александр Марголис. Он согласился, что исчезновение промышленной архитектуры колоссально обеднит образ Петербурга, но проблема гораздо шире. Мы повторяем сегодня путь других городов Европы, отставая на 25-40 лет. Все это Европа уже переживала, в том числе и увлечение небоскребами. Поэтому очень важно оказывать давление на инвесторов, в том числе и на «Газпром», доказывать им, объяснять, пытаться прививать ценностные ориентации.
«Сегодня архитектурное наследие Петербурга в опасности, - подчеркнул Александр Марголис, - и она возрастает по мере того, как увеличивается мощь наших инвесторов, а разруха в их головах, по выражению доктора Преображенского из булгаковского «Собачьего сердца», не прекращается».