Категории каталога
Каталог / Мода и стиль / Это интересно / ДОХОДНОЕ МЕСТО: Новые земли "Сити"

ДОХОДНОЕ МЕСТО: Новые земли "Сити"

Крупнейший столичный проект - ММДЦ "Москва-Сити" получит еще 400 га земли. Об этом стало известно в конце марта на заседании Европейского бизнес-клуба. Проект строительства делового центра в его нынешнем виде был представлен европейским бизнес-лидерам заместителем мэра Иосифом Орджоникидзе, который не ограничился описанием ситуации с застройкой нынешних 60 га "Сити", пообещав с 2007 г. развивать новую фазу проекта - на новой территории под старым названием и за большие деньги.

Больше земли.

Конкурс на новое название ММДЦ "Москва-Сити", объявленный в августе 2003 г. , продлевается до июля 2004 г. , а сам проект активно обрастает новыми владениями. Новая территория "Сити" (на севере - до строящегося Краснопресненского проспекта и Звенигородского шоссе, на востоке - до улицы Сергея Макеева, а на западе и юге - до берега Москвы-реки) должна принести на рынок недвижимости столицы еще миллионы квадратных метров офисных, торговых и жилых площадей.

Воплотить "Сити-2" в жизнь предстоит, по словам Орджоникидзе, специально созданной городом структуре. По информации "Ведомостей", управляющей компанией "Сити-2" станет либо "Система-Галс", либо ее дочерняя компания. Вице-президент "Системы-Галс" Андрей Закревский подтвердил "Ведомостям", что компания действительно собирается участвовать в проекте "Сити-2", но пока не определено, в каком качестве. С большой степенью вероятности участники рынка предполагают, что она займется привлечением кредитных средств и будет осуществлять застройку всей территории. "Система-Галс" управляет активами АФК "Система" в недвижимости и реализует проекты на сумму более $600 млн, в том числе реконструирует "Детский мир" и гостиницу "Пекин", строит новый офис для компании Siemens, а также ведет застройку крупного жилого микрорайона в Кунцеве. В случае получения прав на инвестирование и застройку "Сити-2" этот проект станет для "Системы" самым крупным за все историю компании. Кроме того, "Система" войдет в проект, на который еще два-три года назад сама строила большие планы. Так, впервые заявляя о планах строительства офиса для компании Siemens, девелопер предполагал возможность базирования здания в ММДЦ "Москва-Сити". Да и сама Siemens в конце 1990-х гг. чуть не стала первым инвестором "Сити". Впрочем, впечатленная видом самого большого в Европе котлована, отказалась от своих планов.

Больше метров.

Хотя концепция застройки "Сити-2" еще не разработана, сомнений в том, что она будет комплексной, не возникает. Во-первых, на части территории сейчас расположено более 10 жилых кварталов, для реновации которых потребуется переселить жителей в новостройки, а значит, жилье поблизости строить придется. И немало - с минимальным коэффициентом переселения 1,7 (т. е. все переселенцы получат на 70% больше жилой площади, чем у них есть сейчас). Впрочем, жилье вблизи этих территорий строится и сегодня. Новая территория "Сити" включает Хорошевский и Пресненский районы, имеющие собственные программы сноса ветхих зданий и возведения новостроек. Но как они будут согласовываться с планами развития "Сити", пока не ясно.

По словам Сергея Полонского, президента корпорации "Строймонтаж", на этой территории будут построены объекты, предусмотренные Генпланом города. Он предполагает, что при сильной транспортной загрузке "Сити" здесь могут возвести жилые кварталы, а если расчет нагрузки на основные транспортные артерии будет благоприятным, продолжится офисное строительство. Полонский не исключает, что после освобождения этой территории "Строймонтаж" будет рассматривать ее как перспективную зону для развития новых проектов.

В любом случае офисы в "Сити-2" должны быть. Ведь в новостройках "Сити-1" их может оказаться недостаточно для всех желающих прописаться в деловом центре. Хотя участники рынка с тревогой ожидают массового выхода административных площадей на рынок и последующего падения ставок аренды в городе, сами инвесторы строительства небоскребов уже отдали значительную часть площадей под гостиницы, развлечения, торговлю и апартаменты. Оставшиеся площади активно разбираются под офисы. Так, первой вышедшая на площадку "Сити" турецкая Enka уже заключила предварительные договоры аренды практически на все свое 17-этажное здание комплекса "Башня на набережной", ведут переговоры с потенциальными арендаторами и другие инвесторы - "Строймонтаж-Миракс" и "Капитал Груп". Может получиться так, что к окончанию строительства зданий (по плану - 2006 г. ) свободных офисных пространств здесь не останется.

Больше денег.

Объем инвестиций в развитие новой территории пока никто официально оценить не решается. Однако пробную оценку объема затрат на освобождение площадки и ее подготовку сделать все-таки можно. Например, путем сравнения с первой очередью проекта. Нынешняя территория "Сити" занимает 60 га, и расходы на ее освобождение, включая вывод предприятий, создание транспортной сетки и инфраструктуры, оценивались Иосифом Орджоникидзе в $350 млн. Новая территория - почти в семь раз больше. Значит, инвесторам вряд ли удастся уложиться в сумму менее $2 млрд. Кроме того, площадка под "Сити-1" освобождалась в период, наиболее благоприятный для вывода предприятий, - до их приватизации. Тогда с территории будущего "Сити" было выведено более 20 предприятий, и, хотя для этого потребовалась как минимум пятилетка, городские власти, можно сказать, "дешево отделались". "Если бы мы выплачивали компенсации предприятиям сейчас, это обошлось бы бюджету в 7000 раз дороже", - считает Иосиф Орджоникидзе.

На территории "Сити-2" сейчас расположены жилые кварталы, гаражные кооперативы и десятки промпредприятий: автотранспортные объединения, метизный завод "Пролетарский труд", Мелькомбинат N 4, "Промстройматериалы стройдеталь завод N 6", Краснопресненский сахарорафинадный завод им. Мантулина и др. Стоимость расчистки этой зоны, по признанию самого Орджоникидзе, - "сложный процесс, требующий баснословных денег". Например, по оценке одного из совладельцев ОАО "Краснопресненский сахарорафинадный завод им. Мантулина", расположенного на территории "Сити-2", строительство аналогичного рафинадного завода обойдется в $150 млн. За сопоставимые с этой суммой деньги предприятие готово рассмотреть предложения о перебазировании.

Ждать таких предложений и этому предприятию, и местному мелькомбинату придется недолго. Именно с них и еще с ликвидации железнодорожной ветки начнется освобождение площадки под очередные котлованы "Сити". Столичные власти уверены, что уже через два года первые земельные участки "Сити-2" будут выставлены на торги.

Больше дорог.

Инвестиционному потенциалу "Сити-2" не суждено будет раскрыться, если власти города не решат перспективную задачу - обеспечить свободный транспортный доступ к "Сити", что называется, и по воде, и по суше, и даже по воздуху.

Автокоридоры "Сити" уже определены и частично проложены: построено Третье кольцо с развязками. В ближайших планах - строительство Краснопресненского проспекта и дублера Кутузовского проспекта.

Транспортную схему "Сити", по словам Геннадия Сироты, руководителя 6-й проектной мастерской, которая ведет концепцию ММДЦ, собираются дополнить маршрутами водного транспорта со строительством причала на Москве-реке и вертодромом для скоростной воздушной связи с аэропортами. Также на территории "Сити" собираются построить Евровокзал, который станет связующей частью системы железнодорожного сообщения "Сити".

Для "безлошадных" визитеров "Сити" в транспортную схему ММДЦ вписана ветка мини-метро от станции "Александровский сад". На ней планируется разместить три станции: "Дорогомиловская", "Международная", "Москва-Сити". Объем инвестиций, необходимых для завершения строительства мини-метро, оценивается в $50 млн. Первый этап работ - перегон от "Киевской" до "Международной" длиной 2,4 км - будет закончен уже в 2004 г. Второй, 300-метровый перегон будет готов к 2005 г. С учетом международного статуса проекта и для создания скоростной связи "Сити" с аэропортами "Внуково", "Домодедово" и "Шереметьево" в ММДЦ строится линия СТС (скоростной транспортной системы).

По словам Орджоникидзе, во "Внуково" уже строится пассажирский терминал для сообщения между "Сити" и аэропортом. Ветку до "Шереметьево" протяженностью 35 км планируют построить к 2007 г. Однако деньги на ее строительство пока не найдены. По словам Орджоникидзе, для этого потребуется около $500 млн. Эта ветка может быть включена в план строительства скоростных дорог, о чем с РЖД сейчас ведутся переговоры. Возможно, сторонам удастся договориться об интеграции СТС в транспортный коридор вдоль МК МЖД и о совместной с МПС эксплуатации путей Октябрьской железной дороги и МК МЖД. В случае их неуспеха будут использованы другие модели финансирования проекта, в том числе концессионные. "На все остальное деньги есть", - сказал Орджоникидзе.


Татьяна РютинаВедомости

Дополнительные статьи по теме "Это интересно"

У молодца не без золотца

Золотой человек, золотое сердце, золотые рукиПочти в каждом языке есть устойчивые выражения, в которых то, чем говорящий дорожит и восхищается, сравнивается с золотом. А как быть, если закрались сомнения в подлинной ценности этого всеобщего эквивалента? Если вам вдруг показалось, что ваше изделие из золотане вполне золотое?

Реклама:
Где заказать рерайтинг текстов узнай на сайте eTXT.ru