Северный административный округ Москвы образован в июне 1991 года в соответствии с новым административно-территориальным делением Москвы. Западная граница округа проходит по акватории Химкинского водохранилища и линии окружной железной дороги, восточная — по линии Савеловского направления Московской железной дороги.
В центре округ начинается от Белорусского вокзала, а «периферия» давно перешагнула за МКАД. Территория округа — 105 кв. км, в его состав входит 16 районов: Аэропорт, Беговой, Бескудниковский, Войковский, Восточное Дегунино, Головинский, Дмитровский, Западное Дегунино, Коптево, Левобережный, Молжаниновский, Савеловский, Сокол, Тимирязевский, Ховрино, Хорошевский.
В САО не очень развитая инфраструктура: четыре общеобразовательные школы, пять детских садов, три поликлиники, интернат, две библиотеки, кинотеатр «Нева», цирк «Радуга» и три десятка магазинов. Эта инфраструктура занимает лишь 1,7% площади САО (200 га), хотя в округе проживает около 800 тыс. человек.
Исторически округ формировался как месторасположение крупных промышленных предприятий. Ряд из них основан еще в прошлом веке: ткацкая фабрика им. Петра Алексеева, кондитерская фабрика «Большевик», косметическое объединение «Свобода».
Среди парков округа примечательны старинный Петровский, «Дубки», «Дружба». Последний расположен возле Химкинского водохранилища и служит излюбленным местом отдыха местных жителей. Недавно власти Северного административного округа столицы приступили к реализации проекта строительства архитектурно-ландшафтного комплекса на территории Тимирязевского района, где расположен массив леса площадью 232 га. Если все произойдет так, как описано в проекте, то комплекс станет одним из красивейших мест Москвы.
Согласно существующим программам развития САО, округ в дальнейшем будет формироваться как территория комплексного освоения, где развернется значительное инженерно-транспортное, жилищное и культурно-бытовое строительство.
В местной префектуре уверены, что в ближайшее время округ станет более привлекательным за счет увеличения объектов инфраструктуры и строительства современных жилых кварталов. В частности, планируется возвести не менее пяти высотных зданий. Пока же жилое строительство ведется только в уже существующих кварталах, поскольку «основу» САО составляют «хрущевки».
В 2004 году суммарная площадь снесенных пятиэтажек составит 251 тыс. кв. м. На их месте построят 400 тыс. кв. м нового жилья. Уже выполнена программа возведения шести стартовых жилых домов, причем три из них построены по индивидуальному проекту.
Одновременно ведется реконструкция детского сада и поликлиники. Предполагается строительство физкультурно-оздоровительного комплекса, почтового отделения, помещений под комбинаты бытового обслуживания и торговых площадей. В ряде случаев для освобождения территории под застройку требуется снести построенные без разрешений гаражные «шанхаи». В префектуре разработан поэтапный план предоставления автовладельцам мест в многоэтажных гаражах. Однако не всем жителям САО по карману платить $2–4 тыс. за машиноместо.
Транспортная ситуация в округе — одна из худших в городе. В некоторые районы (например, на улицы 800-летия Москвы, Ижорская, Вагоноремонтная) общественный транспорт ходит очень редко. Местные власти пытаются изменить ситуацию, но пока не очень успешно. В этом году приступят к реконструкции основной магистрали округа — Дмитровского шоссе, планируют расширить сеть частных маршрутных такси. Вместе с тем столичные власти так до сих пор и не решили, какую линию метро надо продлить для транспортного обеспечения жителей округа: Замоскворецкую или Серпуховско-Тимирязевскую. Остается надеяться на личный транспорт, но постоянные заторы и отсутствие парковок во дворах серьезно осложняют жизнь жителям САО.
Вадим БулатовКвадратный метр