КОМПЛЕКСНЫЙ ПОДХОД
Любой столичный район - это маленький город в большом мегаполисе, самостоятельный и вместе с тем неразрывно связанный с "большим братом", его составная часть. У каждого - свое лицо, свои особенности, тем более у центральных с богатой историей, славным прошлым.
Время неумолимо идет вперед. Дома строятся и ветшают, становятся узкими улочками и неоправданно просторными промышленные территории. Прежде жизнь измерялась больше производственными показателями, сейчас приоритет отдается человеку, комфортным условиям его проживания, отдыха и работы. Немолодые районы столицы требуют реконструкции, приведения их облика в соответствие с требованиями и ритмом сегодняшней жизни. Каковы перспективы их развития именно как целостного организма с сохранением собственного лица? Существует ли системный комплексный подход к их реконструкции и планировке?
В феврале коллегия префектуры СВАО рассмотрела проект градостроительного плана развития Алексеевского района, подготовленный мастерской №33 НИиПИ Генплана г. Москвы под руководством Николая Хаустова. Предварительно он обсуждался окружными, районными властями, разработчиками на встречах с жителями, на муниципальном собрании, неоднократно корректировался. Все пожелания и замечания жителей, депутатов по возможности были учтены при его доработке.
Район Алексеевский имеет развитую сложившуюся инфраструктуру. Здесь находятся не только жилые кварталы, учреждения образования, культуры, социального обеспечения, но и крупные промышленные предприятия, 8 гостиниц, в том числе гостиничный комплекс "Космос", 13 общежитии, три храма, акведук через реку Яузу, памятники истории и культуры, такие, как сиротский приют Бахрушиных, завод "Водоприбор", комплекс клуба с общежитием ватной фабрики по проспекту Мира, 186, - памятник 30-х годов прошлого века эпохи конструктивизма и т. д.
По словам Николая Хаустова, район потенциально интересен для нового строительства, но очень плотно застроен. Задача разработчиков градостроительного плана и состояла в том, чтобы выявить резервы свободных площадей за счет реорганизации промышленных и жилых зон малоценного фонда.
Дома и гаражи вместо промзоны
Глава управы Мария Фенева подробно рассказала о предполагаемых изменениях, ожидающих район. Здесь расположены 17 промышленных предприятий, 18 проектных и научно-исследовательских институтов, промзона № 15 площадью более 100 га в районе улиц Маломосковская, Новоалексеевская, 1-й Рижский; переулок, Мытищинские улицы и вдоль реки Яузы. Здания головных предприятий - ОАО "Импульс", заводов "Металлист", качественных сплавов, ОАО "ВНИСИ", ОАО "Водоприбор", ОАО "МЭМРЗ", ДМУ-3, издательство "Мир" и т. д. - имеют высокую степень износа: по данным градостроительного паспорта, до 100%. Построенные в 1930 - 1970-е годы прошлого века, они капитально не ремонтировались и не реконструировались. Процент застройки территорий составляет менее 50%.
В соответствии с градостроительным планом предлагается реорганизация их территорий под другие административные нужды (ЗАО "Гильдия", ЗАО "Надежда", ЗАО "Атланта" и т. д.), под жилищное строительство (типография №5, где уже начато строительство 4 жилых домов, ДМУ-3, автобаза МосгорОРТ РОСТО), под многоэтажные гаражи (ГУЛ ГЦ Спецсвязи Министерства связи РФ, ДГП "Мосводоканалкомплект" и т.д.). Планируется вывести производственную базу РСУ-5 ГУП "Мосбытремстрой", сократить территории ОАО "Завод "Гранит", ОАО "Экспериментальный завод качественных сплавов" и т.д.
Под строительство магистрали вдоль Ярославской железной дороги планируется реорганизовать территорию ОАО ВНИСИ имени С. Вавилова, снести складские помещения Госкино, фирмы "Книгаэкспорт" и т.д.
По мнению Марии Феневой, необходимо вывести издательство "Мир" с территории бывшего сиротского приюта Бахрушиных и восстановить историческую ценность памятника. Судьба приюта и близлежащих домов особо волновала жителей - будут сносить дома или нет, делать им ремонт? Люди хотели предельной ясности.
По словам Николая Хаустова, сохранить дома, примыкающие к приюту, входящие в охранную зону памятника, и возвести на их месте какое-то жилье не удастся. Разработчики предлагают воссоздать приют, а на месте домов построить гостиницу, которая будет способствовать его развитию. Осуществление задуманного отнесено на окончание сроков реализации проекта в целом.
Руководство района за последние два года значительно продвинулось в переговорах с предприятиями, расположенными вдоль реки Яузы, и те уже сами выходят с предложениями о реконструкции своих территорий, использования их под жилищное и иное строительство - ООО "Темп", НТЦ им. А. Люльки (ОАО НПО "Сатурн"), завод "Стрела" и т. д. Есть предложения реорганизовать и благоустроить территории предприятий вдоль реки Яузы под спортивные объекты, привести в порядок эту территорию, благоустроить.
Реконструкции подвергнутся и жилые дома, расположенные в промзоне или прилегающие к ней.
Патриоты малой родины
Наибольший интерес у районных властей и жителей вызвала проработка жилой застройки, перспективы ее развития. Анализ, проведенный при разработке плана, позволил сделать серьезную ревизию всего жилого фонда района. 17 из 25 жилых домов постройки до 1954 года имеют деревянные перекрытия. Комплексного капитального ремонта требуют 39 домов 1933-1957 годов постройки, планово-предупредительного - 111 домов 1957-1974 годов постройки, выборочного капитального ремонта - 18 домов 1975-1986 годов постройки. Возраст более 60 домов превышает 1,5 и 2 нормативных срока эксплуатации без капитального ремонта.
Планом предусматривается сохранить существующую застройку среднего качества вдоль проспекта Мира, Ярославского направления железной дороги. Такихдомов34, в 17 из них в дальнейшем необходимо провести капитальный ремонт. Он уже идет в домах 120, 184 по проспекту Мира, в доме 13 по улице Павла Корчагина. Всего в Алексеевском в 2004 году по плану будут капитально отремонтированы 6 домов.
НАША СПРАВКА.
Жилой фонд Алексеевского района составляет 1374 тыс. кв. м, снести по проекту предполагается 129.4 тыс. кв. м, реконструировать - 74 тыс. кв. м, построить нового жилья - более 406 тыс. кв. м - 47 домов. Первая очередь строительства в районе, которая практически стартовала, составляет 116,2гыс. кв. м общей площади.
Строительство нового жилья планируется на высвобождаемых промышленных территориях - ДМУ-3, типографии №5, автобазы РОСТО, на месте компактного размещения сносимых пятиэтажных домов вдоль улиц Константинова, Кибальчича, Ракетного бульвара. В настоящее время мастерская №33 разрабатывает проект детальной планировки этих микрорайонов №№ 44,45,46. Реконструкция начнется в ближайшее время. Люди не хотят при переселении покидать свою малую родину, поэтому на их территории необходимо предусмотреть строительство стартовых домов.
Гони волну
Около 16 тысяч жителей района имеют транспортные средства, обеспеченность машино-местами составляет 97 на каждую 1000 жителей, или 45% от числа автомашин. В соответствии с планом должно быть построено 18 подземных гаражей при возведении новых домов, 10 новых двух-, трехэтажных капитальных гаражей и паркингов на месте существующих стоянок и индивидуальных гаражей, а также гаражей на освобождаемых территориях промышленных предприятий. Прорабатывается вопрос строительства многоярусных паркингов на улицах Константинова, Староалексеевской и Новоалексеевской, надстройки существующих ЦТП и ГСК.
Префект Ирина Рабер поинтересовалась, каким образом будет осуществляться эта программа без опережающего строительства новых паркингов на других территориях для создания так называемой волны? Вопрос организации волнового гаражного строительства, поиск и подбор площадок, сроки, по мнению Ирины Яковлевны, - в компетенции именно районных властей.
Разработчики предполагают строительство за счет реорганизации территории предприятий. А с ними это согласовано? Прорабатывались такие задачи? Необходимо разбираться, что это за предприятия, какой формы собственности - федеральные, муниципальные, частные. В каком состоянии у них находятся земельные участки. Если сейчас не изучить этот вопрос и не повлиять на ситуацию, в будущем не оберешься проблем. За примерами далеко ходить не надо.
Выводить предприятия... в никуда?
Непросто в районе и с организацией транспортного движения. Улицы короткие, а Ярославская и вовсе разорвана - по существу дорога в никуда, поэтому продолжительные маршруты общественного транспорта сделать трудно. Разработчики градостроительного плана предложили продлить улицу Ярославскую дальше, до 3-й Мытищинской, и создать таким образом дублер проспекта Мира, который станет основным транспортным стержнем района и позволит организовать нормальные автобусные маршруты.
Префект Ирина Рабер отметила, что и здесь необходимо решать вопросы с руководителями предприятий, ведь придется сносить строения завода высококачественных сплавов, выводить производственную базу РСУ-5 ГУП "Мосбытремстрой". Почему-то в проекте нет ни одного поручения в адрес специальной комиссии, занимающейся реорганизаций промзон. И к тому же здесь расположены многие предприятия городского хозяйства. Разве они больше не нужны Москве? Куда выводятся производства? Есть ли конкретные предложения? Без этого сегодня осуществить реорганизацию невозможно.
НАША СПРАВКА.
Проект плана предполагает завершение формирования улично-дорожной сети района к 2020 году в два этапа: до 2010 и до 2020 годов. Улично-дорожная сеть должна увеличиться с 17,5 до 27,7 км.
Детальную проработку промзоны №15 будет осуществлять ГУП "Московский центр освоения резервных территорий" при Департаменте строительства, на 2004 год планируется обследование территории. Между тем в ведении Центра, по словам Ирины Рабер, находятся и вопросы капитального ремонта жилых домов: обследования, поиска инвестора. Вся философия создания центра в том и заключалась. Пока же МЦОРТ идет по пути "выковыривания изюма из булки", разрабатывая планировку и без того понятных симпатичных территорий, а проблемы в целом не решаются. Инвестор приходит и просто строит новые дома, а те, что стояли без капитального ремонта, так и стоят.
Необходимо взять под жесткий контроль все инвестиционные контракты, которые будут появляться в результате проработок МЦОРТа, считает префект, чтобы решать вопросы капитального ремонта старых домов.
Газоны придется компенсировать
Планом предусматривается реконструкция с расширением проезжей части до 11 -15 м Ярославской, Маломосковской, Новоалексеевской улиц, Графского переулка в основном за счет газонов, автостоянок, гаражей. Планируется строительство нового участка Староалексеевской улицы.
"Согласованы ли предполагаемые работы с мастерской природного комплекса? - поинтересовалась Ирина Рабер. - Ведь если зеленые насаждения будут утрачены в одном месте, их необходимо воссоздать в другом. А в проекте об этом не говорится, кроме разве что приведения в порядок прибрежной зоны реки Яузы, заселенной в свое время промышленными предприятиями. Мы возвращаем реке то, что когда-то у нее отняли, не создавая по большому счету ничего нового. Ракетный бульвар, Алексеевская горка - да, их надо привести в порядок, но они уже есть. Между тем ничего принципиально нового, дополнительного в плане капитального зеленого строительства не создается".
Причем и резервы есть. По словам руководителя ГУП "Заказчик внешнего благоустройства СВАО" Андрея Акимова, в результате прошлогодней инвентаризации, как это ни странно прозвучит, в таком застроенном районе, как Алексеевский, выявлено 7 га бесхозных территорий. Готовится постановление правительства о принятии их на баланс города.
В перспективе до 2020 года запланировано строительство проезда вдоль Пятницкого кладбища, районной магистрали вдоль Ярославской железной дороги. Последний вопрос вызвал наиболее живой интерес у людей, так как дорога накладывается на существующие гаражно-строительные кооперативы и может создать дополнительные неудобства жителям близлежащих домов.
Вопрос со строительством решен принципиально - дублер будет, иначе город "задохнется", заметил Николай Хаустов, но детально пока не проработан, так что еще будет возможность рассмотреть разные варианты. Кроме того, планом предусматривается реконструкция с расширением улиц Кибальчича и Константинова.
Весьма назревшая проблема - реконструкция Крестовского путепровода с устройством прокола в створе Мурманского проезда, без которого проведенная реконструкция проспекта Мира желаемых результатов не дает.
От идеи до реализации
Что касается природного комплекса района, в 2004 году ГУП "Мосзеленхоз" разрабатывает проект реконструкции сквера в районе Ракетного бульвара, где по просьбам жителей появится развлекательный спортивный комплекс для детей.
В проекте - строительство культурно-развлекательного центра в районе Церковной горки, который должен стать излюбленным местом отдыха жителей.
Планируется создание системы культурных центров на базе училищ, школ, университетов внутри микрорайонов, а также центров по работе с населением. Будут построены три новые школы, одна - 270-я на Маломосковской улице - должна быть введена уже в 2005 году. Предусматривается строительство 7 блоков начальных классов. Правда, в школе №293, по мнению Марии Феневой, целесообразнее возвести спортивный зал, столовую и переход между корпусами. А школе №303 нужнее физико-технический лабораторный корпус.
Требует решения и вопрос строительства взрослой поликлиники. На сегодня в районе всего одна поликлиника №75 обслуживает 72 тысячи человек.
От высказывания идеи до реализации проходит немало времени, в течение которого необходимо четко определить последовательность действий, сроки, финансовое обеспечение, разработать проектную документацию. Особое внимание, по мнению Ирины Рабер, следует уделить ревизии земельных участков промышленных зон и распределению помещений первых этажей новостроек.
Градостроительный план развития территории района - дело чрезвычайно полезное и необходимое, считает префект. Прежде всего самому району, муниципальному собранию для работы с жителями на перспективу, для выявления резервов. Это дает возможность взглянуть на ситуацию в комплексе. Так что разработка таких планов для районов Северо-восточного округа продолжится и в дальнейшем.
Татьяна УшановаМосковская правда