Категории каталога

Вперед и вверх!

Как это ни покажется странным, но судьба четырех столичных аэропортов ассоциируется с судьбами наших сограждан.Шереметьево – это некогда увенчанный лаврами партийно-правительственный деятель, удачливый, по советским меркам презентабельный, но стремительно теряющий это качество с появлением рынка, конкуренции и просто по старости.

Домодедово – этакий представитель среднего класса. Востребованный не так давно, он приобрел некоторый лоск евроремонта, незатейливого, но вполне в духе времени. Пользуясь обновлением, он постоянно напоминает о себе, привлекая новых партнеров, часто влиятельных и выгодных. У «господина» Внуково все только начинается. Новая жизнь под покровительством столичных властей обещает быть насыщенной. И кто знает, может быть, он со временем переиграет двух предыдущих игроков. Быково – это некий бюджетник, пока никак не сумевший вписаться в рынок. Но все может быть. Перспективы заинтересовать Фортуну у него есть. И весьма конкретные.

ШЕРЕМЕТЬЕВО

Аэропорт «Шереметьево» расположен в 25 км к северо-западу от Москвы, с городом связан Ленинградским шоссе. Он состоит из двух расположенных поблизости комплексов – «Шереметьево-1» и «Шереметьево-2», предназначенных для внутренних и международных авиалиний соответственно. Первый был построен в начале 1960-х гг. (строительство полностью завершилось в 1965г. «Ш-2» появился в 1979 г. – в рамках подготовки СССР к Олимпиаде).

Долгие годы «Шереметьево» был главными воздушными воротами страны. По информации пресс-службы аэропорта, сегодня более 100 авиакомпаний выполняют через него регулярные и чартерные рейсы. В последние годы ежегодно услугами «Шереметьево» пользуются 11 млн пассажиров. Техническое оснащение аэропорта уникально, во всяком случае, по российским меркам. Две его взлетно-посадочные полосы сертифицированы по международным стандартам ICAO и имеют IIIA категорию, что позволяет принимать самолеты любого типа в сложнейших метеоусловиях.

«Шереметьево» даже поспешил объявить себя первым в России хабом. Этим английским словом авиаторы называют аэропорты, работающие по волновому принципу. Сначала принимается большое количество самолетов с промежутком в несколько минут, потом идет буксировка самолетов на стоянки, заправка, трансфер багажа, перевозка пассажиров на аэровокзал. Затем – «волна вылета», организованная аналогично. В результате пассажир пересаживается максимум за 30 минут – это, конечно, требует безупречной работы всех систем.

На самом деле, «Шереметьево» пока не то, что не тянет на хаб – ему бы с обычными проблемами разобраться. Даже более современный «Ш-2» существует 25 лет, и за это время он успел изрядно устареть. Более того, в последнее десятилетие руководство аэропорта явно гналось за сиюминутной прибылью от чартерных рейсов и ущемляло интересы регулярных. В зонах регистрации и при прохождении пограничного и таможенного контроля скапливались огромные очереди, а выдачи грузов приходилось ждать по часу. Все это послужило на руку конкурентам, в первую очередь «Домодедово», который первоначально ориентировался на внутренние пассажирские и международные грузовые перевозки. Сейчас «Домодедово», по отзывам экспертов, значительно опережает «Шереметьево» – доказательством стал уход туда в конце 2003 г. ряда престижных авиакомпаний, в том числе British Airways.

В конце января нынешнего года «Шереметьево» вновь оказался в центре общественного внимания – на этот раз из-за скандала на конкурсе по выбору управляющей компании. Победило на нем ОАО «Альфа-Шереметьево» – структура, связанная с «Альфа-банком». Проигравшая сторона – ООО «Интер-Терминал», за которой стоит «Аэрофлот», бывший последние годы в «Шереметьево» главным игроком. Генеральный директор «Аэрофлота» Валерий Окулов сразу же заявил, что их план развития аэропорта был лучше. В. Окулов также сказал, что условия конкурса были «более порочными, чем залоговые аукционы», и пригрозил оспаривать их итоги в суде. Потом, правда, страсти поутихли, и «Аэрофлот» публично заявил, что судиться не намерен. Тем более что, по уверениям В. Окулова, вкладываться в развитие достаточно рискованно: срок управления ограничен, и нет уверенности, что он будет продолжен.

Что касается победившей стороны, то она изначально настроена более миролюбиво. Генеральный директор «Альфа-Шереметьево» Игорь Барановский сообщил журналистам о намерении разработать стратегический бизнес-план развития аэропорта как минимум до 2015 г. При этом компания настроена на конструктивную работу с «Аэрофлотом» и надеется найти с ним компромиссы.

ДОМОДЕДОВО

«Домодедово» в последние два года – наиболее динамично развивающийся аэропорт не только московского региона, но и всей России. И это не преувеличение: авторитетный журнал «Airline Business» признал динамику роста пассажиропотока «Домодедово» в минувшем году самой высокой среди 150 крупнейших аэропортов мира. Всего за один год количество пассажиров выросло здесь на 43% (с 6,7 до 9,5 млн чел.), в результате чего доля Шереметьево снизилась за год с 53 до 48%, а Внуково – с 15 до 12%. Это дало основание Дмитрию Каменщикову, председателю совета директоров группы компаний «Ист Лайн», управляющей аэропортом, прогнозировать, что в 2004 г. «Домодедово» обойдет «Шереметьево», добившись годового показателя роста в 34%, и станет крупнейшим аэропортом страны.

Пресс-служба «Шереметьево», правда, высказала изрядный скептицизм по этому поводу, поскольку «Домодедово» не единственный аэропорт, который будет активно развиваться в текущем году. Нельзя исключить, что «Домодедово» завоюет на какое-то время пальму первенства, но удержать ее будет непросто. Для пассажиров вся эта борьба за лидерство – явление весьма отрадное, поскольку именно в этом году реально начинается жесткая конкуренция между тремя основными аэропортами, которая должна привести к общему повышению уровня сервиса. Например, осенью «Домодедово» планирует получить третью категорию ICAO, которая пока есть только у «Шереметьево». Этот upgrade обойдется управляющей компании более чем в $3 млн. Как часть этого плана в «Домодедово» вводится полностью автоматизированная система досмотра багажа.

Многие оценили возможность быстро и удобно добраться в аэропорт на скоростном поезде с Павелецкого вокзала. Это не просто электричка-экспресс, а целая скоростная транспортная система: например, багаж можно сдать за сутки прямо на вокзале, что особенно удобно для транзитных пассажиров, которые живут за пределами Москвы и могут теперь не сидеть «на мешках» в ожидании вылета.

Впрочем, руководство аэропорта уделяет внимание не только внутреннему, но и внешнему транзиту. Москва пока не стала серьезным международным хабом на пути из Европы в Азию – Московский авиаузел (МАУ) пока занимает 10-е место в Европе. Например, один аэропорт Франкфурта обслуживает в год 54 млн пассажиров, что больше, чем у всего МАУ, что уж говорить о таких монстрах авиаиндустрии, как Париж или Лондон (соответственно 72 и 105 млн). Причина – не только отсутствие мощностей, но и до недавнего времени ужасающий уровень сервиса, к которому не привыкли европейцы. Между тем, Москва занимает чрезвычайно выгодное положение, и транзит через нее способен «выпрямить» многие транзитные рейсы, что сократит их на сотни километров. И в этом деле «Домодедово» отводится особая роль. Здесь нет такого дефицита земли, как в «Шереметьево», и он не окружен столь плотно жилыми поселками. Поэтому в планах дальнейшей модернизации – не создание дополнительных терминалов, а достраивание новых пассажирских галерей, что, конечно, удобнее для транзитных пассажиров.

В прошлом году закончилась реконструкция базового терминала. Среди ближайших планов – увеличение емкости автостоянки. Среди более долгосрочных проектов – возведение двух новых галерей по обе стороны от уже существующего терминала: одной для международных и второй – для внутренних рейсов. Реконструкция должна завершиться к 2015 г.

Все эти амбициозные планы встанут руководству аэропорта «в центик» – по приблизительным подсчетам потребуется порядка $200 млн. До сих пор группа «Ист Лайн» обходилась собственными средствами, но теперь пытается привлечь заемные деньги с помощью еврооблигаций. В настоящее время 128 авиакомпаний на постоянной основе пользуются Домодедово. 30% воздушного трафика обеспечивает «Сибирь». Среди других компаний –  Swiss, British Airways, Egypt Air. Недавно Emirates (ОАЭ) на тендере выбрала Домодедово для своих рейсов. Для справки: эта компания предъявляет самые высокие в мире требования к сервису для своих пассажиров.

Успехи компании «Ист Лайн» были отмечены Федеральным правительством, которое, однако, не выразило энтузиазма по поводу стремления компании взять под свой контроль еще и Внуково, поскольку это создало бы слишком мощного монополиста на российском рынке авиаперевозок. Домодедово раньше других московских аэропортов прибегло к профессиональному управлению. В то время как конкуренты лишь проводили расплывчатые тендеры и объявляли инвестиционные конкурсы, Домодедово планомерно проводило один за другим этапы реальной модернизации.

ВНУКОВО

В начале этого года в информационных сводках некоторых телеканалов было объявлено о крупной победе московского правительства: Указом Президента Москва получила акции «Внуково» на сумму 1,74 млрд руб. в счет федеральных субвенций за исполнение столичных функций.

Таким образом, была поставлена точка в борьбе столичных чиновников за обладание одним из крупных транспортных авиаузлов. И сегодня московские власти всерьез намерены превратить внуковский аэропорт в «ворота России». По словам главного архитектора города Александра Кузьмина, Внуково рассматривается в московских кругах как новая крупная задача.

Речь идет о выведении этого объекта на передовые рубежи, техническом перевооружении и реконструкции. Чтобы сделать объект полноценным, московские чиновники развернули активность на подъездных путях. А Михаил Крестмейн, заведующий отделением транспорта и дорог НИИиПИ Генплана Москвы сообщил, что аэропорт «Внуково» становится важнейшей стройкой в 2004 г. Уже сейчас  ведется обновление Киевского и Боровского шоссе, которые будут расширены до 6 и 8 полос соответственно. Таким образом, будет снята проблема пробок – если на одной трассе возникнет затор, можно двинуться в столицу по другой. Еще одна важная задача у дорожников – это сделать удобный съезд к аэропорту, отдельный от въезда в поселок. В рамках программы обновления аэропорта полным ходом ведется строительство легкого метро от станции «Юго-Западная».

Что касается недвижимости, то уже в апреле появится новый терминал, обеспечивающий прямой выход к самолетам из зала регистрации. Временно, пока не будет построен еще один, международный, он будет использоваться для обслуживания внешних рейсов.

Предполагается также расширить территорию аэропорта еще на 300 га. Это необходимо для увеличения взлетно-посадочной полосы №1 до 700 м и приема всех типов авиалайнеров, проведения вспомогательных работ, связанных с сооружением и обустройством объекта для приема делегаций, и командного пункта для приема самолетов.

Вопреки Генплану  мэрией принято решение: не расширять зону жилого проживания в поселке. Численность населения оставить прежней (14–15 тыс. человек). Развитие коснется улучшения качества жизни.

БЫКОВО

Аэропорту Быково почти столько же лет, сколько и советской власти. И судьбы их тоже похожи. После развала Союза и образования на месте братских республик, отделенных друг от друга границами и таможнями, независимых государств аэропорт, предназначенный исключительно для средней и малой авиации, резко снизил объемы пассажирских и транспортных перевозок. Да и по самой России стали гораздо меньше летать. Цены на авиабилеты перестали регулироваться государством и устремились ввысь, и чтобы доехать, к примеру, из Рязани в Москву, народ пользуется поездом и автомобилем.

Быковский аэропорт, хотя и был включен российским правительством в перечень стратегически значимых предприятий для обеспечения национальной безопасности, тем не менее, оказался в 1994 г. приватизирован. Госпредприятие превратилось в акционерное общество – ОАО «Быково-Авиа». Сначала контрольный пакет был у государства, но после процедуры банкротства в 2000 г. аэропорт становится полностью частным. С 2000 г. эксплуатантом аэропорта становится учрежденное «Центром-Авиа» ОАО «Аэропорт Быково». В 2003 г., по данным справочника «Москва в цифрах и фактах», в строке напротив аэропорта Быково фигурирует показатель – 17 тыс. пассажиров и всего 550 т грузов.

Три года тому назад специалистами НПО «Прогресстех» по заказу Министерства транспорта МО было проведено исследование региональных аэропортов. В отношении Быково вывод был однозначен: из-за существующих густонаселенных жилых пунктов вокруг аэропорта возможностей для развития у него нет. Отрицались такие возможности и в «Схеме комплексного развития Московского авиаузла до 2015 г.», принятой Минтраспорта РФ еще в 2000 г.

В январе 2004 г. лицензию на обслуживание (прием пассажиров, обработка и доставка грузов, а также прием и отправка воздушных судов) в аэропорту Быково получила новая организация – ООО «Аэропорт Хендлинг». Одним из его учредителей является Быковский авиаремонтный завод. Основная цель деятельности «Хендлига» на текущий год определена руководством как «обеспечение устойчивой работы».

Опрошенные эксперты в области гражданской авиации сходятся в одном: единственно возможным на сегодня выходом для Быково является развитие спецавиации, вертолетных перевозок, а также персональных VIP-рейсов. «Аэропорт Хендлинг» уже пошел по этому пути. Некая локальность Быково, а также достаточно свободное воздушное пространство дают возможность аэропортовым службам наладить, как теперь говорят, эксклюзивное обслуживание каждого конкретного VIP-клиента.

В планах ООО – добиться получения международного статуса (в числе его аргументов то, что соответствующее распоряжение для аэропорта Быково (за № 2091-р от 17.12.1999 г.) было подписано самим Владимиром Путиным, правда, еще в те времена, когда он был «простым» председателем правительства). Причем международный сертификат у ОАО есть. Есть даже техническая база для такой деятельности. Реально же перейти на международное обслуживание не позволяет отсутствие соответствующей лицензии, и в частности, урегулирование отношений с пожарными и таможенными службами. Одним словом, расширение функций может помешать предприятию оставаться рентабельным. В числе его проблем и проблема кадров. Пожилой возраст большинства работников аэропорта – это тормоз в развитии. Существовавшие ранее льготы в гражданской авиации давно сошли на нет, и молодежь в аэропорт на невысокую зарплату не заманишь.

Сегодня политика ООО – всемерное сокращение издержек. Пока у руководства нет планов реконструкции основного здания аэропорта. А для обслуживания VIP-пассажиров (в год их проходит через Быково до 1 тыс.) служит небольшой, вновь оборудованный павильон.

ООО занимается ремонтом тяжелых ИЛов-76, на его территории базируются несколько мелких авиакомпаний («Аэрокамов», «Космос» и др.), вертолеты пожарной охраны, компания «Спецавиа» (занимающаяся облетом и контролем радиотехнических средств в аэропортах). Иногда Быково принимает воздушные суда, которые по каким-то причинам не смогли сесть во Внуково или Домодедово. (Кстати, реконструкция Внуково в какой-то мере также сыграла на руку Быково: мелкие авиакомпании начинают чувствовать себя там неуютно из-за глобальных планов московского правительства, ставшего недавно главным акционером аэропорта, и перебираются в соседнее Быково). Это – основные способы заработать деньги.

Однако наращивать объемы регулярных перевозок нынешний эксплуатант собирается. Уже подписан договор с Белоруссией, в апреле планируется начать регулярные рейсы в Витебск. Но пока обстановка в аэропорту вызывает ностальгические воспоминания о советской власти. Может быть, время в Быково остановилось перед большим взлетом?      


Мир и Дом

Дополнительные статьи по теме "Это интересно"

У молодца не без золотца

Золотой человек, золотое сердце, золотые рукиПочти в каждом языке есть устойчивые выражения, в которых то, чем говорящий дорожит и восхищается, сравнивается с золотом. А как быть, если закрались сомнения в подлинной ценности этого всеобщего эквивалента? Если вам вдруг показалось, что ваше изделие из золотане вполне золотое?

Реклама:
Где заказать рерайтинг текстов узнай на сайте eTXT.ru