Похоже, что российским гражданам придется раскошелиться на реформирование жилкомхоза. В их платежках за квартиру может появиться строка с новым тарифом - за реконструкцию и модернизацию износившихся коммунальных сетей. Такой вывод сделали эксперты в ходе дискуссии по законопроекту, определяющему правила игры частного бизнеса в сфере управления ЖКХ.
Вчера думской комиссии по вопросам формирования рынка доступного жилья был представлен проект закона "Об инвестиционных соглашениях в сфере коммунального обслуживания". По словам одного из его авторов, эксперта Института экономики города Сергея Сиваева, законопроект "направлен на формирование правовой среды для привлечения частных инвестиций в коммунальную структуру". Точнее, речь в нем идет об использовании в ЖКХ такого механизма, как концессии, или передача в управление бизнесу на продолжительный срок коммунальной инфраструктуры.
По мнению авторов законопроекта, концессии - единственно правильный путь взаимодействия бизнеса и власти, способствующий восстановлению разрушенного жилкомхоза. До сих пор бизнес управляет коммуналкой на правах аренды. Однако аренда не решает главной проблемы коммунальной сферы - не способствует долгосрочным инвестициям.
Новый документ предусматривает, что ЖКХ может быть передан в управление только на открытой конкурсной основе. Победившая компания заключает с собственником коммунального имущества - а это, как правило, муниципалитеты - контракт, где оговорена инвестпрограмма и все обязательства сторон. Органы власти не имеют права вмешиваться в оперативную деятельность частного управляющего, а могут лишь контролировать результаты работы. Если они разрывают контракт по субъективным причинам, то должны компенсировать компании затраты. Правда, при разрыве контракта местным властям разрешено без конкурса назначить управляющую компанию, чтобы избежать остановок в технологическом процессе.
Эксперты законопроект в целом одобрили. Но и замечаний, которые они предъявили авторам, набралось немало. "Норма, разрешающая назначать управляющую компанию без конкурса, может привести к злоупотреблениям властей, которым может показаться дорогим мероприятием проведение нового открытого конкурса", - опасается вице-спикер Думы Георгий Боос. А председатель думского комитета по промышленности, строительству и наукоемким технологиям Мартин Шаккум, наоборот, считает, что некоторые положения законопроекта ограничивают права собственников. "Норма о том, что в случае, когда управляющей становится иностранная компания, споры между ней и властью должны рассматриваться международным судом, сомнительна", - говорит он.
Однако основной вопрос, беспокоящий экспертов, касается источников покрытия расходов инвестора. По словам авторов, революцией в законопроекте является предложение о новом механизме оплаты за подключение к инженерной инфраструктуре. Коммунальное предприятие, работающее на правах концессии, должно будет проводить инженерное обеспечение земельного участка под жилое строительство за счет собственных средств, а затем производить подключение застройщиков. По словам авторов, "этот механизм снизит затраты застройщиков нового жилья, так как их расходы будут распределяться не только на новоиспеченных владельцев квартир, но и на будущих". Но эксперты с этим не согласны. В конечном итоге застройщик все равно будет назначать цену, исходя из рыночной стоимости. Таким образом, цена на квартиру не упадет, а коммунальный тариф вырастет.
Не лучше ситуация складывается и при реконструкции коммунальной инфраструктуры. "Когда речь идет о восстановлении коммунальной структуры, нагрузка лавиной перекладывается на плечи населения", - беспокоится мэр Ярославля Виктор Волончунас. По его словам, необходимо прописать более четкий механизм, как будут окупаться инвестиции. "Возможно, надо ввести понятие возврата инвестиций в тариф", - предложил он.
Арина ШариповаГазета