В ГОССТРОЕ РОССИИ
28 января под председательством первого заместителя председателя Госстроя России Сергея Круглика состоялось заседание Межведомственной комиссии по вопросам реализации целевой программы "Жилище". Госстрой России выступил с инициативой реформирования программы, а также консолидации федеральных средств в области жилищного строительства. В результате закладываются основы формирования рынка доступного жилья, а государство сможет выполнить все свои обязательства перед социально незащищенными категориями граждан.
Как сообщил Сергей Круглик, систематизация ФЦП "Жилище" была задумана давно. Федеральные средства, предусмотренные на одни и те же цели - выполнение государственных обязательств по приоритетному обеспечению жильем социально незащищенных категорий граждан, до сих пор реализуются по разным принципам. В результате выполнение подпрограмм ФЦП "Жилище" идет скромными темпами, например, подпрограмма "ГЖС" выполнена на 22 процента, "Обеспечение северян" - на 5 процентов. Причины - в распылении финансирования из бюджетов всех уровней на 10 подпрограмм и 5 заказчиков. Госстрой России выступил с предложением консолидировать средства, предусмотренные по разным подпрограммам, на конкретных стройплощадках.
В основном докладе начальник Управления государственной жилищной политики Госстроя России Михаил Куликов определил два направления реформирования государственной жилищной политики: изменение структуры ФЦП "Жилище" и системы управления ею; внедрение в рамках программы принципа комплексной застройки.
Изменение структуры программы подразумевает выделение трех основных блоков подпрограмм:
- объединение подпрограмм "ГЖС", "Переселение с Байконура", "Обеспечение ликвидаторов", "Обеспечение беженцев" и "Обеспечение северян" в блок "Выполнение обязательств" на основе единых принципов предоставления субсидий, то есть хорошо зарекомендовавшего себя механизма жилищных сертификатов;
- объединение подпрограмм "Свой дом" и "Молодая семья" в блок "Ипотека";
-объединение подпрограмм "Переселение" и "Реформирование ЖКХ" в единый блок "Обеспечение развития, модернизации и совершенствования инженерной инфраструктуры".
Сокращение количества государственных заказчиков с пяти до двух предлагается осуществить следующим образом: по сблокированным подпрограммам в качестве единого государственного заказчика-застройщика выступит Госстрой России. За рамки ФЦП "Жилище" предлагается вывести мероприятия по обеспечению жильем отдельных категорий граждан, государственным заказчиком по которым останется Минэкономразвития России. Как правило, в этих случаях требуется не планомерная работа, а решение отдельных проблемных ситуаций.
Госстрой России ведет формирование основ развития жилищного законодательства. Главная предпосылка для активизации жилищного строительства - развитие инфраструктуры конкретных территорий, формирование земельных участков муниципальными властями и привлечение инвесторов. На этом этапе проявятся главные достоинства реформирования программы: благодаря консолидации средств главная проблема-обеспечение стройплощадки инженерными коммуникациями - окажется вполне разрешима.
Еще одна сторона реформирования - внедрение принципа комплексной застройки. Для этого требуются: оценка привлекательности территории (площадки) с точки зрения последующей реализации квартир для участников программы; определение совместно с региональной и муниципальной администрациями объемов строительства жилья, цены будущей реализации жилья для участников программы (на основе устанавливаемой единой для России цены за 1 кв. м общей площади жилья), а также направление средств федерального бюджета по подпрограмме "Реформирование ЖКХ" - на модернизацию и совершенствование инженерной инфраструктуры выбранного участка; привлечение средств инвесторов. Местные бюджеты в результате выигрывают, так как изменяется в лучшую сторону процентное соотношение средств федерального и местного (регионального, муниципального) бюджетов по подпрограмме "Переселение" на развитие инженерной инфраструктуры выбранного участка и составит 50:50.
Задача организаторов комплексной застройки будет заключаться, в том числе, в проведении конкурса инвесторов на право финансирования застройки отобранной площадки, где победителем окажется тот инвестор, который возьмется застроить площадку с наибольшей долей "социального жилья" в общем объеме строительства на данной площадке.
Предполагаемые результаты таковы: в целом до 2010 года по подпрограмме "Переселение" за счет средств федерального бюджета изначально планировалось обеспечить жильем 2450 семей. Увеличение финансирования и привлечение софинансирования со стороны местных бюджетов в соотношении 50:50 позволяет увеличить этот показатель до 30 тыс. семей. Применение принципа комплексной застройки за счет инвестиционных внебюджетных ресурсов увеличивает этот показатель до 110 тыс. семей. Наконец, использование средств подпрограммы "Реформирование ЖКХ" в принятых на сегодня объемах позволяет выйти на показатель около 150 тыс. семей.
Госстрой России выступил с предложением, которое, защищая права граждан, в том или ином случае затрагивает интересы самых разных ведомств. Сегодня строительство ведут и Минздрав, и Минкульт, и Министерство образования. Руководители Госстроя России справедливо рассудили, что если они не берутся лечить и развлекать граждан, то могли бы профессионально руководить организацией строительства.
Пока что представители 17 ведомств, участвующие в работе Межведомственной комиссии, воздержались от прямого сопротивления реформированию программы "Жилище". Но все же Госстрою России придется еще не раз доказывать значение предложенной схемы. Надежда Косарева, президент фонда "Институт экономики города", выразила сомнение, насколько оправдано сохранение подпрограммы "Свой дом". При этом она убедительно доказала, что принцип ипотечного кредитования должен быть включен во все подпрограммы. Юрий Тыртышов, руководитель департамента МЧС, настаивал на сохранении подпрограмм, защищающих интересы разных категорий граждан.
По итогам заседания принято решение согласиться с предложением Госстроя России, к следующему заседанию Комиссии определить дальнейшее развитие подпрограммы "Молодая семья" и решить судьбу неработающей подпрограммы "Свои дом", ввести основные механизмы ипотеки во все подпрограммы ФЦП "Жилище", а также сформировать принципы, по которым будут расходоваться средства бюджетов всех уровней.
Лариса БелянчиковаСтроительная газета