Категории каталога
Каталог / Мода и стиль / Это интересно / Кто нас страхует?

Кто нас страхует?

Сегодня в Москве застраховано от 5 до 10% квартир. Точную цифру назвать никто не берется, поскольку страховой рынок — самый закрытый и противоречивый. Однако с учетом того, что еще полтора года назад доля застрахованных квартир не превышала 2%, можно сделать вывод, что спрос на страхование жилья в столице растет.

Специалисты связывают рост с активным строительством и увеличением доходов так называемого среднего класса. Кроме того, все чаще страховой договор заключается собственниками в момент покупки жилья. По мнению экспертов, это говорит о том, что столичный средний класс постепенно начинает следовать западным стандартам. Для сравнения: по России из 2,8 млрд кв. м жилья в настоящее время застраховано только 50 млн кв. м, или примерно 1,8%. В целом объемы российского рынка страхования жилья сегодня оцениваются примерно в $25–30 млн ежегодно.

Объем имеет значение
По понятным причинам правительство Москвы заявляет «свои» цифры участия населения города в страховании недвижимости. По его данным, страхованием на льготных условиях охвачена примерно треть московских квартир. Под этим понимается добровольно-принудительная оплата взносов, «зашитая» в стоимость коммунальных услуг. Вне городской программы, т. е. на условиях «рыночного» страхования, — лишь около 2%: примерно 30 тыс. из 1,5 млн приватизированных квартир.
Что же мешает бурному развитию рынка страхования недвижимости? Дело в том, что имеется совершенно четкая зависимость между доходами населения и его расходами на страхование недвижимости. Вероятность страхования недвижимости резко возрастает по мере увеличения доходов. Считается, что россияне тратят на страхование недвижимости в среднем 0,1% своих доходов.
Второе препятствие — у большинства россиян нет страховых знаний. Это не упрек, это — закономерность. Страхование представляет собой инструмент защиты определенного уровня жизни и накоплений, сделанных в том числе и в виде недвижимости. Если же у людей нет накоплений, то им и нечего защищать, соответственно нет спроса на страхование. Вложения страховщиков в развитие бизнеса и любые меры по стимулированию страхования за счет средств населения эффективны только тогда, когда они опираются на рост благосостояния населения. Так что у нас все впереди. Если только на рынке не останется одна компания: авторитарно-страховая.

Лидеры Москвы
Как и в банковском деле, в страховом бизнесе основные потоки капиталов сосредоточены в столице. На московском рынке страхования жилья практически все позиции уже заняты.
Наиболее успешно на московском рынке коммерческого страхования жилья работают компании РОСНО, «РЕСО-Гарантия» и «Спасские ворота», на рынке страхования строений Москвы и Подмосковья — компании системы «Росгосстраха», те же РОСНО и «РЕСО-Гарантия», Военно-страховая компания и некоторые другие.
Московский рынок страхования жилья — очень лакомый кусок, ведь на столицу приходится около 2/3 собираемой страховщиками премии. Неудивительно, что правительство Москвы предприняло попытку изменить расстановку сил и передать сектор страхования арендуемых у муниципалитета помещений (в частности, офисов) в ведение подконтрольной «Московской страховой компании». Однако эта попытка встретила такой мощный отпор со стороны лидеров, что столичные власти вынуждены были отступить. Эта конфликтная ситуация привлекла внимание Министерства по антимонопольной политике (МАП), которое с недавних пор активно участвует в регулировании отрасли. Для этого в МАП создан специальный экспертный совет по защите конкуренции на рынке страховых услуг.

Дачное страхование: вотчина бывшего «Госстраха»
Дачное страхование в Московской области имеет давнюю историю. Основа этого вида страхования была заложена еще «Госстрахом», дочерняя компания которого «Росгосстрах-Подмосковье» в настоящее время фактически монопольно контролирует область. Далее с большим отрывом следуют «РЕСО-Гарантия», РОСНО, Военно-страховая компания, «Спасские ворота», а также динамично развивающаяся группа НАСТА.
По данным 2003 года, сборы страхового общества «Росгосстрах-Подмосковье» по добровольным видам страхования составили более 700 млн руб. В среднем сумма выплаченного страхового возмещения компании составила 250 млн руб., в том числе по имущественным видам страхования — 130 млн руб.
«Росгосстрах-Подмосковье» имеет лицензии на 68 видов страхования, а уставный капитал составляет 30 млн руб. В структуру страхового общества «Росгосстрах-Подмосковье» входит 55 филиалов, 3 агентства и 12 представительств, которые обеспечивают страховыми услугами всю территорию Московской области. Основной объем финансовых операций «Росгосстрах-Подмосковье» осуществляет через крупнейший российский банк — Сбербанк России.
К сожалению, назвать точную цифру застрахованных в области квартир и дач, а также находящегося в них имущества невозможно. Известно лишь, что счет заключенным договорам идет на миллионы. Только в Московской области компанией «Росгосстрах-Подмосковье» в этом виде страхования заключено около миллиона договоров.

Не прячьте ваши денежки…
На первый взгляд масштабы отечественного рынка страхования впечатляют: только в Москве по программе льготного страхования жилья застраховано около миллиона квартир. Вместе с тем компании-страховщики не спешат обольщаться. Основная причина в том, что масштабы собираемых ими средств кардинально отличаются от количества договоров. Например, на страхование строений, дач и домашнего имущества приходится около 2,5% собираемых компаниями взносов, тогда как на «молодое» автострахование — около 10%. И это при том, что стоимость домашнего имущества зачастую имеет тот же порядок, что и стоимость автомобиля, а стоимость квартир и коттеджей — значительно выше.
В чем же причины такого перекоса в структуре собираемых взносов? Почему статистика показывает, что страхование имущества граждан — самый массовый вид страхования, а собираемые компаниями-страховщиками по этому виду страхования средства так незначительны? На первый взгляд дело в тарифах, которые в страховании имущества в 5, а порой и в 10 раз ниже, чем в том же автостраховании. Но это не исчерпывающий ответ на вопрос. Главная причина — это занижение реальной стоимости страхуемого имущества. В среднем по России сумма по договорам страхования дач, квартир и личного имущества составляет не более $1 тыс.!
Однако заниженный уровень оценки имущества и небольшие страховые тарифы делают этот вид страхования очень привлекательным для небогатого населения, составляющего большинство жителей России. Средний класс либо вообще не страхует свое имущество, либо делает это автоматически, т. е. на тех же условиях и с теми же лимитами ответственности, которые приемлемы для среднестатистических квартир и домиков на садовых участках.
Во многом такая ситуация обусловлена консерватизмом данного сегмента страхового рынка. По мнению экспертов, именно в этом причина успешной деятельности «Росгосстраха», который, обладая статусом бывшей государственной компании, пользуется у населения безусловным доверием. Понятно, что лидер диктует на региональных рынках тарифы и условия страхования. Значительные преимущества «Росгосстраху» дает и статус государственной компании, а также десятилетиями налаженные связи с местными властями, пожарными и милицией, что позволяет не просто упрощать клиентам процедуру сбора документов для произведения выплат, а базировать на этом свою маркетинговую политику.
Залогом успеха многих компаний стали взносы, которые участники рынка связывают с так называемыми «зарплатными схемами»: в звездном 2001 году, например, у компании ПСК на них пришлось 95,6% сборов. Ряд компаний (например, Столичное страховое общество), несмотря на наличие лицензий на 20–30 видов страхования, работает на одном — страховании жизни. Это обеспечивает им до 97% собранной премии. Эксперты считают это не «настоящим» страхованием, а схемами по оптимизации налогообложения клиентов. В 2002 году ПСК начала сворачивать «зарплатные схемы» и развивать классические виды страхования. Также поступило и большинство лидеров рынка. В результате в 2002 году страховой рынок вырос всего на 8% против 61% в 2001 году и 77% в 2000 году.
Приверженность же так называемых «федералов» страхованию на реальную стоимость жилья приводит к тому, что при существенно меньшем количестве договоров они собирают суммы, сопоставимые со взносами компаний системы «Росгосстрах».
По количеству заключенных договоров в страховании имущества физических лиц лидерами являются компании МАКС, Военно-страховая компания, «Спасские ворота» и РОСНО. Дело в том, что стоимостные показатели и количество договоров – это не одно и то же. У МАКСа, например, договоров больше всех, а по сумме взносов и выплат компания еще далека от лидерских позиций.
В настоящее время наиболее востребованным и популярным является страхование городских квартир или загородных строений, страхование отделки помещений и домашнего имущества развито в меньшей степени.

На ваших условиях
Большинство страховых компаний предлагают одинаковые программы страхования квартир. При этом ежегодные тарифы, уплачиваемые страхователями, могут варьироваться в различных компаниях от 0,3% (условия страхования так называемой «коробки» в компании «Ренессанс-Страхование» и страхования отделки в компании «РЕСО-Гарантия») до 1,4–1,6% (условия страхования отделки в компании «НИКойл-Страхование»). Размер тарифных ставок зависит не только от набора рисков, но и от расположения квартиры, безубыточности страхования в той же компании за предыдущий год и т. д.
В перспективе можно ожидать, что тарифы по страхованию недвижимости, принадлежащей частным лицам, будут иметь тенденцию к снижению. К такому шагу страховщиков могут подтолкнуть две причины. Первая: развивающаяся конкуренция — клиенты пойдут в компании, которые предлагают самые выгодные тарифы. Вторая: уровень выплат (убыточность) по такой деятельности пока является в России ненормально низким. Это происходит из-за небольшого числа клиентов. По оценкам, средний уровень выплат по страхованию недвижимости в России составляет порядка 32%, в Европе же он превышает 80%. Именно низкая убыточность позволяет страховым компаниям снижать тарифы.


Сергей НечаевМ2 - Квадратный метр

Дополнительные статьи по теме "Это интересно"

У молодца не без золотца

Золотой человек, золотое сердце, золотые рукиПочти в каждом языке есть устойчивые выражения, в которых то, чем говорящий дорожит и восхищается, сравнивается с золотом. А как быть, если закрались сомнения в подлинной ценности этого всеобщего эквивалента? Если вам вдруг показалось, что ваше изделие из золотане вполне золотое?

Реклама:
Где заказать рерайтинг текстов узнай на сайте eTXT.ru