Категории каталога

Столичный стиль : Рокировка в обе стороны

Интервью с первым заместителем руководителя Департамента градостроительной политики, развития и реконструкции города Москвы, начальником Управления экономического развития в строительной отрасли А. Н. ЛЕВЧЕНКО

- Александр Николаевич, какие функции возложены на возглавляемое Вами управление? Расскажите, пожалуйста, о его структуре.

В состав Управления экономического развития в строительной отрасли входят четыре отдела: отдел формирования программ строительства, финансовый отдел, отдел управления государственной собственностью и отдел методологии проведения конкурсов, а также сектор контроля смет и договоров. Работающие в них 30 опытных и высококвалифицированных специалистов выполняют ответственные задания по обеспечению деятельности Департамента градостроительной политики.

Главная сфера деятельности отдела формирования программ строительства - формирование сбалансированной по финансовым ресурсам городской инвестиционной программы инженерного обеспечения в соответствии с важнейшими первоочередными градостроительными программами:

- в области жилищного строительства - реконструкция пятиэтажного и ветхого жилищного фонда, развитие социального жилищного фонда;

- в сфере транспортного строительства - Третье транспортное кольцо, благоустройство территорий при строительстве линий метрополитена;

- в области охраны окружающей среды - комплекс мероприятий в промышленности, обеспечивающих снижение выбросов в атмосферу, санация, рекультивация, дезактивация почв территорий, предназначенных под строительство, увеличение площади озелененных территорий.

Инвестиционная программа города включает в себя более 2,5 тысяч объектов инженерного строительства. Проектно-сметная документация на них разрабатывается и сдается в разное время в течение года, а лимиты формируются на определенную дату по основным показателям объектов строительства и ввода мощностей, в связи с чем отдел не только формирует программы и контролирует их выполнение, но и в течение года корректирует лимиты капитальных вложений с учетом фактического выполнения программы, а также текущих распорядительных документов Правительства Москвы.

Так, например, в 18 микрорайоне Куркина часть строящихся квартир была предназначена для ветеранов Великой Отечественной войны. В прошлом году в ходе выездного совещания ветераны попросили Мэра ускорить процесс строительства и ввода жилья. Сроки начала строительства инженерных коммуникаций к 18 микрорайону были перенесены на несколько месяцев. Была проведена сложная и кропотливая работа, в результате которой часть необходимых средств изыскана за счет перераспределения лимитов финансирования, а оставшиеся - за счет экономии по проведенным в нашем Департаменте торгам.

Другой пример - строительство пристройки к Московскому городскому суду. Председатель Мосгорсуда обратилась к руководству города с просьбой рассмотреть возможность досрочного ввода здания. Мы оперативно выделили дополнительные средства для генерального подрядчика - АО ХК "Главмосстрой". В результате в рамках программы развития судебной системы в Москве улучшились условия работы сотрудников Мосгорсуда, в несколько раз ускорилось рассмотрение дел, а значит, есть ощутимая польза для москвичей.

Не менее важные функции выполняет финансовый отдел, через который осуществляется финансирование свыше тысячи объектов инженерного строительства. Сотрудники отдела контролируют все стадии прохождения средств, уделяя особое внимание своевременности расчетов за выполненные работы.

- Существует ли у Вас проблема задержки платежей?

Я могу ответственно заявить, что эта тема вообще отсутствует. Иногда оплата идет даже авансом (как, например, при строительстве РТС, необходимых для жизнеобеспечения новостроек). Вот уже два года (напомню, что мы являемся правопреемниками Управления экономической, научно-технической и промышленной политики в строительной отрасли) в сфере нашей ответственности не было задержек по платежам.

Если ранее бюджетные средства, предназначенные для расчетов за выполненные работы, поступали из Департамента финансов в наше Управление, а затем направлялись заказчикам и только потом перечислялись генподрядчикам, то с этого года все заказчики переведены на казначейскую систему расчетов. Суть ее в том, что после официального подтверждения Управлением экономического развития в строительной отрасли объемов выполненных работ оно согласовывает реестры - и казначейство Департамента финансов напрямую отправляет деньги генподрядным организациям. Введение данного порядка позволило ускорить расчеты на 4-5 дней.

Отдел управления государственной собственностью осуществляет постоянный аналитический мониторинг финансово-экономического состояния предприятий, в отношении которых Департамент реализует право государственной собственности - государственные унитарные предприятия и акционерные общества с долей города в уставном капитале. Управление занимается работой с акционерными обществами, имеющими пакеты акций Москвы или в отношение которых введено специальное право "Золотая акция". Проводится работа по подготовке к проведению общих годовых собраний.

В ходе взаимодействия с государственными унитарными предприятиями отдел организовывает заседания Балансовой комиссии по работе с государственными унитарными предприятиями по вопросам реорганизации, ликвидации или приватизации.

Кроме того, совместно с Московским комитетом по делам о банкротстве ведется работа с предприятиями, находящимися в стадии внешнего или конкурсного управления, разрабатываются предложения по открытию арбитражного производства в отношении предприятий, находящихся в неудовлетворительном финансово-экономическом состоянии.

Сектор контроля смет и договоров проводит кропотливую работу по проверке стартовых цен для торгов, пересчета сметной стоимости объектов, привнося свой вклад в удешевление стоимости строительства.

Рыночные отношения в строительной отрасли Москвы постоянно развиваются и совершенствуются. В этих условиях особую и принципиально важную роль играет отдел методологии проведения конкурсов, который занимается подготовкой и проведением тендеров на право строительства объектов городской инженерии. Отдел следит за правильным и своевременным выходом конкурсной документации, приглашает претендентов из числа подрядных организаций, знакомит участников с условиями конкурсов, собирает их предложения и проводит еженедельные торги на право строительства.

Конкурсная комиссия включает представителей практически всех городских организаций - контролирующих, финансирующих, планирующих. Все претенденты проходят тщательный квалификационный отбор.

Определите место, которое сегодня занимает Департамент градостроительной политики в управлении инвестиционно-строительной программой города?

Строительная отрасль города управляется Департаментом градостроительной политики как специальным органом Правительства Москвы. Главная задача Департамента - активное участие в формировании градостроительной политики и реализация перспективных, среднесрочных и краткосрочных планов строительства с целью обеспечения рационального градостроительного развития Москвы в соответствии с Генеральным планом развития города, определяющим его системное развитие. Кроме того, это разработка и контроль единой градостроительной, экономической, научно-технической и промышленной политики, обеспечивающей сбалансированное развитие и реконструкцию отраслей городского хозяйства, определяющей приоритетные направления инвестиций и условия их осуществления, формирование инвестиционных, строительных и целевых городских программ.

Как осуществляется взаимодействие Департамента с другими структурами Правительства Москвы, которые отвечают за перекладку инженерных коммуникационных объектов и строительство объектов энергетических, за другие вопросы, напрямую связанные со строительством?

Департамент градостроительной политики, развития и реконструкции Москвы объединяет проектные, научно-исследовательские, строительные и промышленно-производственные подразделения города. Более 350 различных предприятий, организаций и учреждений составляют единый механизм, целенаправленно работающий на преобразование столицы в современный город, отвечающий всем насущным запросам горожан. А об эффективности мы можем судить исходя из достигнутых результатов восьми месяцев 2003 года в части строительства инженерных коммуникаций и объектов коммунального значения. В соответствии с установленным заданием выполнены работы по прокладке городских инженерных коммуникаций протяженностью более 90 км, в том числе: водопроводные магистрали - 40 км, канализационные сети и коллекторы - 20 км, тепловые сети - 18 км, газовые сети - 2 км, водостоки - 10 км.

Расскажите, пожалуйста, о проведении конкурсов.

В условиях рыночной экономики особую и принципиально важную роль играет отдел методологии проведения конкурсов, занимающийся подготовкой и проведением тендеров. За год у нас более 400 объектов строительства городских инженерных коммуникаций. В отдельных случаях на конкурсы выставляются и некоторые другие объекты, например уже упомянутая пристройка к зданию Мосгорсуда.


Манежная площадь во время и после реконструкции

Отдел контролирует правильный и своевременный выход тендерной документации, приглашает претендентов из числа подрядных организаций, знакомит участников с условиями конкурсов, собирает их предложения и проводит еженедельные торги на право строительства.

Тендерная комиссия включает представителей практически всех городских организаций - контролирующих, финансирующих и планирующих. Все претенденты тщательно проверяются. Мы стараемся работать с положительно зарекомендовавшими себя организациями, которые входят в строительный комплекс, такими, как "Мосинжстрой", "Главмосстрой" и многие другие. От "Мосинжстроя" отпочковалось много компаний, которые сейчас выступают как самостоятельные строительные организации и конкурируют между собой. Хотел бы назвать "Крот и К", "Термосервис", "УМ-4", "Батинжстрой" и другие.

Мы не можем позволить себе привлекать несостоятельные организации, рискуя сроками выполнения городских строительных программ и качеством их реализации. Представьте, к примеру, что на работы в районе Куркино мы возьмем компанию, не зарекомендовавшую себя на рынке, у которой ни оборудования, ни материалов, ни оборотных средств.

Какие организации и на каких условиях участвуют в тендерах на строительство инженерных коммуникаций и объектов дорожно-мостового строительства?

Конкурсная система в московском строительстве работает уже почти 10 лет. Конкурсы проводятся только при наличии утвержденной проектно-сметной документации. Цель конкурсов - создание здоровой конкуренции организаций-претендентов, получение экономического эффекта при выборе подрядной организации, предложившей наилучшие условия выполнения заказа в заданные сроки и с необходимым качеством.

Участником конкурса может быть исполнитель, имеющий квалификацию и опыт работы, финансовые средства, производственные мощности, оборудование или иные ресурсы, необходимые для производства работ, соответствующие лицензии для их выполнения, социальное обеспечение работников, наличие системы управления качеством. Кроме того, эти организации не должны находиться в состоянии реорганизации и ликвидации (на имущество которых наложен арест) или на стадии конкурсного производства, не должны иметь задолженности в бюджеты всех уровней.

В 2002 году Департаментом было проведено 252 конкурса, а на 20 ноября текущего года - 255 конкурсов. Наиболее показательные из них:

- строительство тоннельно-эстакадного варианта трассы Третьего транспортного кольца в районе Лефортово;

- дороги, городские инженерные коммуникации для районов массовой застройки в Марьинском парке, Южном Бутове, Медведкове, Химках-Ховрино.

Кроме того, по поручению Правительства Москвы были проведены конкурсы по выбору подрядных организаций на строительство пристройки к Мосгорсуду, здания фундаментальной библиотеки МГУ, ансамбля площади Европы. В настоящее время нами ведется подготовка сложнейшего, можно сказать, уникального объекта для проведения конкурса по строительству участка Краснопресненского проспекта от МКАД до проспекта Маршала Жукова.

Что представляет на сегодняшний день система инженерных коммуникаций Москвы? Насколько она соответствует требованиям бурно растущего города?

Приведу несколько цифр: сегодня в Москве в рабочем состоянии находятся более 3 тыс. км магистральных теплосетей диаметром до 1 200 мм; около 10 тыс. км трубопроводов, подводящих к зданиям отопление и горячее водоснабжение; свыше 10 тыс. км водопроводных сетей; около 7 тыс. км канализационных сетей; около 6,5 тыс. км газопровода, а в целом сетевое хозяйство города включает трубопроводы диаметром от 50 мм до тоннелей диаметром 5,6 м. Максимальная глубина заложения сетей - 50 м. К этому следует добавить коллекторы ливнестоков, силовые и слаботочные кабели, линии связи и другие коммуникации.

В целом, инженерное хозяйство города находится в хорошем состоянии. Даже те участки коммуникаций, которые были проложены еще до революции, работают нормально. Насколько мне известно, самая старая коммуникация в Москве

- 1 896 года. Она до сих пор прекрасно работает. Не так давно мы перекладывали трубопровод начала XX века на Гоголевском бульваре, он оказался настолько прочным, что его с трудом брали отбойные молотки.

Если говорить о строительстве магистральных коммуникаций в новых районах, то оно опережает возведение жилья и ведется с применением самых современных теплосберегающих технологий. Иначе не может быть. Ведь в Москве при застройке микрорайонов применяется комплексный подход, когда одновременно со строительством жилья строится и вся необходимая инфраструктура. В этом году в городе возводится около пяти миллионов квадратных метров жилья, а вместе с ним обязательные инженерные коммуникации, без которых жизнь в новостройках была бы невозможной.

А как обстоят дела с финансированием строительства инженерии при строительстве новых микрорайонов?

Финансирование инженерной подготовки новых микрорайонов осуществляется за счет нескольких источников. Это, прежде всего, средства городского бюджета, из которого финансируется проектирование и строительство городских магистральных инженерных коммуникаций и головных сооружений. За счет средств инвесторов-застройщиков районов обеспечивается финансирование внутриплощадочных коммуникаций.

Разделение затрат между городом и инвестором регламентировано соответствующим распоряжением Мэра Москвы.

Почему при строительстве инженерных коммуникаций до сих пор используются устаревшие трубы и теплоизоляционные материалы?

Это не так. В последние годы в строительном комплексе Москвы пластиковые полимерные трубы все успешнее конкурируют с трубами из металла, особенно при монтаже внутренних систем канализации и водоснабжения зданий. Трубы из полипропилена идут на горячее и холодное водоснабжение, металлополимерные - на водоснабжение и отопление, а канализационную систему монтируют из полипропилена ПВХ. Теплоизоляции из вспененного полиэтилена широко применяются в отопительных, санитарных, кондиционерных и вентиляционных системах.

Проведенные исследования пластиковых труб, подготовленная нормативно-техническая база, накопленный опыт проектирования и монтажа коммуникаций из пластиковых материалов создали условия для их широкого внедрения в практику строительства. Если стальные трубы имеют нормативный срок службы порядка 15 лет, то долговечность пластикового трубопровода не менее 30-50 лет в зависимости температуры транспортируемой воды и ее давления. В отличие от стальных, пластиковые трубы не ржавеют и не зарастают изнутри солевыми отложениями.

Вообще высокие эксплуатационные характеристики пластиковых труб, обуславливающие их низкую эксплуатационную затратность, в конечном счете, оправдывают более высокую, чем на стальные, цену. Это если вести речь об импортной продукции. Отечественный же пластиковый аналог вполне сопоставим по стоимости со стальным оцинкованным вариантом.

Известно, что в последние годы существуют серьезные проблемы с финансированием строительства дорог. На какие деньги ведется строительство Третьего транспортного кольца и реконструкция других городских магистралей в 2002-2003 годы?


Начало строительства Лефортовского туннеля со стороны Спартаковской площади
В целях дальнейшей разгрузки наиболее напряженных магистралей и улучшения транспортного обслуживания жителей в городе продолжается строительство объектов Третьего транспортного кольца. Для финансирования привлечены средства Территориального дорожного фонда. В 2003 году объем финансирования за счет этого источника составит 21,1 млрд. руб. Это позволит уже в начале декабря досрочно открыть движение на Лефортовском участке Третьего транспортного кольца. На этом замыкающем участке заканчивается строительство тоннеля глубокого заложения протяженностью 3,2 км. Это уникальный проект, реализация которого позволила сохранить архитектурно-исторический район Лефортово.

Вообще же Третье транспортное кольцо имеет протяженность 35 км, из них 12 км - это искусственные сооружения: эстакады - 8, путепроводы - 6, тоннели - 8, мосты - 4. Магистраль будет иметь 4-полосную проезжую часть в каждом направлении, на отдельных участках - 3 или 5 полос, у нее будут пересечения в разных уровнях не только с другими магистралями, но и с железнодорожными путями, а также с пешеходными переходами. Все это обеспечивает высокую пропускную способность автострады. Количество транспортных пересечений с учетом развязок с магистральными улицами в разных уровнях - 17. Количество внеуличных пешеходных переходов - около 45.

Третье транспортное кольцо сейчас является центральным проектом дорожного строительства в Москве, главной задачей, на решение которой брошены все основные ресурсы. По расчетам специалистов, в результате строительства Третьего кольца интенсивность движения на Садовом кольце снизится на 10-19%, а на некоторых улицах города, например, набережных реки Яузы, - вплоть до 43%.


Архитектура и строительство Москвы

Дополнительные статьи по теме "Это интересно"

У молодца не без золотца

Золотой человек, золотое сердце, золотые рукиПочти в каждом языке есть устойчивые выражения, в которых то, чем говорящий дорожит и восхищается, сравнивается с золотом. А как быть, если закрались сомнения в подлинной ценности этого всеобщего эквивалента? Если вам вдруг показалось, что ваше изделие из золотане вполне золотое?

Реклама:
Где заказать рерайтинг текстов узнай на сайте eTXT.ru