4 февраля Мосгордума приняла в первом чтении законопроект «О приоритетах в предоставлении жилых помещений и безвозмездных субсидий на строительство или приобретение жилых помещений в 2004 году».
Документом предлагается определить порядок предоставления жилых помещений из жилищного фонда города и предоставления безвозмездных субсидий на строительство или приобретение жилья, а также пропорции распределения общей площади жилых помещений для граждан, состоящих на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, в том числе имеющих право на внеочередное и первоочередное предоставление жилых помещений.
Законопроект устанавливает (в соответствии с федеральным законодательством и законодательством города Москвы) категории граждан, которые, в зависимости от даты постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий подлежат в 2004 году обеспечению жилыми помещениями, находящимися в собственности города.
По словам заместителя руководителя Департамента муниципального жилья и жилищной политики города Эдуарда Якушенко, в случае принятия данного закона значительно сократятся сроки обеспечения жильем москвичей. Реализация закона позволит в 2004 году обеспечить около 7785 семей, признанных нуждающимися в улучшении жилищных условий, среди которых – 260 семей граждан, имеющих право на внеочередное предоставление жилых помещений.
Э. Якушенко сообщил, что на обеспечение москвичей, признанных нуждающимися в улучшении жилищных условий, в 2004 году выделено 400,9 тыс. кв. метров общей жилой площади.
Кроме того, за счет использования в 2004 году безвозмездных субсидий на строительство или приобретение жилья смогут улучшить свои жилищные условия около 1,2 тыс. семей очередников. На эти цели предусмотрено выделение 1 млрд. 120 млн. рублей за счет средств городского бюджета.
Как отметил представитель жилищного ведомства, учитывая предложения парламентариев, в документе указаны конкретные сроки постановки на учет категорий, подлежащих обеспечению жильем в 2004 году, а также увеличены объемы выделяемой площади для «первоочередников» – с 30 до 46 процентов.
В своем выступлении Э. Якушенко указал на три категории нуждающихся москвичей, которые должны стать основными получателями бесплатного жилья в новом законе о приоритетах первоочередников, внеочередников и очередников, поставленных на учет на общих основаниях. Теперь все они ставятся в равные условия. Э. Якушенко подчеркнул, что весь объем выделяемого бесплатного жилья предлагается строго пропорционально распределять между ними. При этом главным критерием для обеспечения жильем становится дата постановки на учет.
Столь непопулярные меры, по словам представителя исполнительной власти, вызваны тем, что объемы выделяемого в городе бесплатного жилья ежегодно уменьшаются по экономическим причинам. Помимо этого, он назвал также и другую, не менее важную, с его точки зрения, причину, побудившую городские власти перейти к новой концепции приоритетов: обеспечение жильем очередников, состоящих на учете на общих основаниях, по так называемому остаточному принципу. Каждый год эта категория населения получала ничтожно малый процент квартир по сравнению с другими льготными очередниками. В конце концов, это привело к тому, что, например, до сих пор не могут получить жилье семьи, ставшие на учет еще в 1982 году. Таких семей в столице на сегодня около трех тысяч. Э. Якушенко заверил парламентариев и представителей общественных организаций в жилищной сфере, что контроль за выделением бесплатного жилья в округах значительно упростится и станет прозрачней. При этом будет обеспечена прозрачность и всеобщая доступность информации о том, как, образно говоря, движется очередь.
Изменения, предлагаемые исполнительной властью, носят в буквальном смысле революционный характер, принципиально меняя прежнюю схему распределения жилья между нуждающимися категориями, включенными в приоритетный перечень. В связи с этим, депутат Юрий Попов высказал мысль, что настало время изменить старую систему определения критериев. С ним согласился и его коллега Александр Тарнавский, посетовавший при этом на отсутствие в законопроекте механизма плавного перехода на новые условия, который бы дал возможность очередникам избежать шокового воздействия новых реалий. Депутат Ирина Рукина полагает, что целесообразно пересмотреть прочно укоренившуюся в Москве схему возведения жилья: необходимо увеличивать процент земельных участков, выделяемых для строительства, в сторону социального, а не коммерческого жилья. Кроме того, она назвала популистским и ошибочным давнее решение изменить норму постановки на учет с 5 до 10 кв. метров. Данный шаг не был соразмерен с возможностями города.
БОЛЬШАЯ часть парламентариев высказалась за поддержку законопроекта, по крайней мере, концептуально. По их мнению, его принятие в определенной степени снимет социальную напряженность, а также значительно уменьшит возможности чиновничества для взяток.
Вместе с тем, некоторые из них высказались против законопроекта, склоняясь к приоритетности именно льготных категорий горожан, а не тех москвичей, которые стоят на учете на общих основаниях. Дмитрий Катаев адресовал чиновникам риторический вопрос: почему исполнительная власть вынесла на рассмотрение Думы документ о приоритетах не в сентябре – до принятия бюджета, а только сейчас, когда парламентариям гораздо сложнее влиять на его корректировку?
Председатель Мосгордумы Владимир Платонов предложил в ближайшее время на совместных заседаниях комиссий Думы начать деятельность по разработке законодательных инициатив, нацеленных на создание новых экономических схем, таких, например, как практика передачи в аренду горожанам жилья с тем, чтобы обезопасить город от потерь тех квартир, которые население, получая бесплатно, тут же стремится приватизировать.
В итоге, Дума проголосовала за принятие документа в первом чтении, отведя две недели на работу над поправками.
Петр СамойловКвартира. Дача. Офис