А как вообще рынок недвижимости реагирует на длительные праздники и выходные? Если коротко – то по-разному.
Прежде всего, надо помнить, что многие сделки с недвижимостью весьма длительны по времени. Часто случается, что купля-продажа, начавшаяся в ноябре или начале декабря, к Новому году подходит к какой-нибудь важной фазе: нужно принимать решение и вносить задаток или ехать на заключение сделки. В этом случае, конечно, праздники не в счет – поедем и будем делать. Три года назад автор лично пережил «веселенький» Новый год. 30 декабря документы были поданы на регистрацию, их получение оттуда планировалось 5 января. В банковские ячейки заложены многие тысячи у.е., а по всему дому валяются полуупакованные коробки: по договору с покупателем к 25 января нужно освободить старую квартиру…
Что касается первичных обращений клиентов в агентства, то «категоричнее» всего ведет себя рынок нежилых помещений. Он замирает абсолютно, потому что проблемы, связанные с работой, люди согласны решать только в рабочее время и в будние дни.
Продажи жилья замирают, но не полностью. При этом, как отмечает Петр Васютик, директор Департамента «На Маяковской» компании «Новый город», если среди городских квартир еще наблюдается хоть какое-то движение (просмотры, телефонные звонки), то загородная недвижимость «замерзает» сильнее. Это, вероятно, связано с тем, что посмотреть или показать квартиру в Москве еще не так сложно, но ехать смотреть загородные объекты никто особенно не хочет. Кстати, при этом загородный рынок, неактивный в праздники, всегда очень активен по «обычным» выходным: большинство показов назначается на субботы и воскресенья.
А вот в аренде квартир снижение активности в праздники минимально, этот сегмент из всех наиболее живой и подвижный. По той причине, что необходимость арендовать может возникнуть очень быстро – и тут уже не стоит вопрос о том, какой день на календаре.
Если попытаться расставить праздники по глубине спада, то самым «глубоким» будет, естественно, Новый год. Празднуют его у нас с размахом, начиная от католического Рождества до старого Нового года. Плюс школьные каникулы, на которые многие уезжают из Москвы. В общем, деловая активность парализуется. На второе место эксперты ставят период с 1 по 9 мая, когда немалое количество народа тоже покидает Москву. Третье место (хотя не все опрошенные нами риэлторы согласились с этим) – 8 марта, потому что к этому дню сильная половина человечества озабочена подарками дамам. Подарить квартиру – такое доступно немногим, большинство концентрируется на цветах, парфюме и драгоценностях, напрочь забывая о недвижимости. Что касается остальных праздников, то они проходят плавно, снижение активности на рынке почти незаметно.
Отдельных слов заслуживают два летних месяца – июль и август. Раньше считалось общепринятым, что в этот период продажи квартир снижаются – все разъехались в отпуска. Но в последние годы никакого спада летом нет, продавцы и покупатели очень активны. Эксперты связывают это с тем, что сегодня многие, напротив, хотят решить жилищную проблему во время отпуска. А заодно и повести детей с 1 сентября в школу или детский сад на новом месте.
Что касается рынка нежилой недвижимости, то летом спад заметен, но зависит он не столько от календаря, сколько от погоды. Когда жарко, пятница становится этаким полурабочим днем, когда все норовят побыстрее смыться из офиса на уикэнд. О недвижимости, ясное дело, при этом думается плохо.
Были ли нынешние новогодние каникулы в чем-то нетипичны? Денис Колокольников, начальник отдела маркетинга компании «Олимпия», говорит, что до 2000 года ситуация развивалась по одному сценарию, в последние годы – по принципиально иному. Раньше декабрь был пиковым месяцем, объем сделок возрастал, а затем, в январе наступал спад – иногда в разы. Причиной этого были регулярные, из года в год появлявшиеся слухи о грядущем изменении законов, введении декларирования доходов и т.п. То есть на рынке намеренно создавался покупательский ажиотаж, подстегиваемый мыслью о том, что квартиру необходимо купить в нынешнем календарном году. Сейчас все иначе: власти граждан не пугают, а потребитель стал более спокойным. Появилась прямо противоположная тенденция: числа с 20 декабря все отправляются за подарками и праздновать. Зато и январь стал совсем не таким провальным. Рынок выровнялся.
О точных данных нынешнего года говорить рано, но, по мнению Д.Колокольникова, по предварительным расчетам, этот год не станет исключением. Например, 12 января на сайте компании «Олимпия» было больше посетителей, чем в самый удачный день декабря, то же можно сказать и об обращениях клиентов по телефону. Кстати, и цены в первую рабочую неделю года, начавшуюся 8 января, вели себя так же, как и в декабре. Они выросли на $11 или на 0,7 процента.
С тезисом о том, что рынок выравнивается и работать надо всегда, согласен и П.Васютик. «У нас в компании реализуется принцип – мы работаем без выходных и праздников. Всегда во всех отделах есть дежурные, готовые ответить на вопросы потенциальных клиентов». Кстати, практически все магазины, предприятия сферы услуг уже пришли к тому же – нужно подстраиваться под потребителя.
Владимир АбгафоровКвартира. Дача. Офис