– Уже прошел не один год, как маршрутные таблички столичного общественного транспорта обогатились названием новой остановки – «Москва-Сити». Но по-прежнему, выйдя на ней, видишь лишь огромный котлован, и складывается впечатление, что стройка никак не может преодолеть «нулевой цикл».
– Предвижу, что люди непосвященные по завершении стройки так и скажут: десять лет раскачивались, чтобы за два года осуществить проект. Они судят о темпах работы, наблюдая за тем, как поднимаются стены зданий. Но в проекте делового центра «Москва-Сити» наземная его часть – наиболее легкая для строителей. И, действительно, здания здесь вырастут всего за несколько лет. А колоссальный объем работ, выполняемых в котловане, для стороннего взгляда остается незамеченным. Там, под землей, прокладываются гигантские коммуникации. Самый большой магазин Европы появится именно здесь: его площадь составит 1,5 километра в длину и 400 метров в ширину (такую же площадь занимает Новый Арбат). В нем можно будет купить любой товар. Разумеется, будут магазины и на поверхности.
Новый центр рассчитан на неограниченный поток посетителей. Поэтому к нему подведено третье транспортное кольцо, предстоит подвести четыре ветки метро. Чтобы судить о масштабах строительства, достаточно напомнить, что «Москва-Сити» по своему размаху превосходит все подобные деловые центры, которые существуют в Европе.
– Мы вновь оказались впереди, пусть и не планеты, но – Европы всей. А кроме престижности, есть ли серьезная необходимость в строительстве такого центра в Москве? Этот вопрос по-прежнему волнует многих читателей.
-«Москва-Сити» не только дань ХХI веку, стремящемуся сфокусировать в едином центре всю деловую активность крупного города. Во всем мире она «распирает» старые кварталы, подчиняя себе их устоявшийся стиль жизни, изменяя их и изнутри, и внешне. Так вот, ради сохранения всего своеобразия старых центров и возводятся новые, деловые – как то было в Лондоне, Лос-Анджелесе, Париже.
– Но не случится ли так, что «Москва-Сити» станет своего рода резервацией для деловых людей? По крайней мере, тот, кто бродил по знаменитому Дефансу в Париже в конце рабочего дня, мог наблюдать, какое количество клерков заполняет его тротуары, чуть ли не растворяя в своих рядах небрежно экипированных туристов.
– Дефанс, да и некоторые другие деловые центры за рубежом, ошибочно размещаются на значительном расстоянии от обжитых кварталов. У нас этого не произойдет: «Москва-Сити» всего в четырех километрах от Кремля и будет плавно смыкаться со старым центром в районе Дома Правительства Российской Федерации.
– Кстати, Правительство Москвы тоже переедет на Пресню – место прописки «Москва-Сити»?
-И Правительство, и Московская городская Дума разместятся в новых зданиях. Об их архитектурной ценности можно заранее судить хотя бы потому, что они будут строиться по лучшим проектам, отобранным после проведения международного конкурса, в котором участвовали крупнейшие зодчие из Англии, Франции, Германии, Болгарии, Израиля. Уровень работ был настолько высок, что проекты, не занявшие первые места, решено использовать для строительства в других столичных районах.
– «Москва-Сити» – это не только новые здания Московского Правительства и городской Думы, но и совершенно новые улицы. Задумывались ли отцы города об их названиях?
– Как ни удивительно, но этот вопрос всегда у нас серьезно стоял. Еще Гиляровский возмущался, что в нашем городе существовали Свининские тупики. Радеющие за старину готовы и сегодня подарить улицам подобные неблагозвучные названия. Их «исторический подход» в пору перестройки привел к тому, что московские улицы лишились многих достойных имен, зато вернулись Малые и Большие Кисловские переулки, воскресший Дмитровский переулок стал соседствовать с улицей Большая Дмитровка, а та, в свою очередь, – с Малой Дмитровкой. А через расстояние перекликается с ними Дмитровское шоссе. Кроме тоски такое однообразие никаких эмоций не вызывает. У меня же возникла мысль вернуть городу отринутые в перестроечной горячке славные имена Герцена, Огарева, Белинского, Грановского, Адама Мицкевича и некоторые другие, назвав ими улицы делового центра.
– Москва постепенно свертывает строительство микрорайонов и переходит к застройке «точечной», а то и вовсе былой размах сводит к «омолаживанию» старого жилого фонда. Как эта новая стратегия будет выглядеть на практике?
– Когда наступило время подумать о массовом капитальном ремонте износившихся зданий, обнаружилось, что строительный комплекс Москвы, привыкший работать масштабно, не очень готов к «ювелирной» работе. Ему предстоит за короткий срок освоить капитальный ремонт, выполняемый в зависимости от обстоятельств по разным технологическим схемам: один дом можно будет обновить, воспользовавшись временным переселением жильцов, другой – с их полным отселением, а третий – в течение лета, когда жильцам легче «без отрыва» от своей квартиры перенести эти неудобства.
Особый разговор должен идти о так называемых «сталинских» домах. Это, пожалуй, в буквальном смысле самые тяжелые здания среди всех других известных серий домов, когда-либо возводимых в Москве. Они строились с восьмикратным, а то и десятикратным превышением запаса прочности и сегодня смотрятся «весомо» и внушительно на улице Тверской, на проспекте Мира, на шоссе Энтузиастов. Эти дома до сих пор считаются престижными и пользуются спросом у риэлторов. В них хотя и не самая удобная планировка, зато квартирная площадь огромная. Но старожилам, которые здесь прописаны, хорошо известны их недостатки. Крыша в них то и дело где-нибудь протекает, влага проникает в перекрытия. Другое слабое их место – электропроводка. Ее изоляция уже превратилась в труху, и если сквозь сухую штукатурку, в которую она замурована, просочится влага, то недалеко и до пожара. Но самый характерный недостаток этих престижных домов как раз и спровоцирован их многократным запасом прочности. Причина в том, что Москва постоянно подтопляется. Но происходит это отнюдь не из-за неблагоприятных гидрогеологических условий.
Попросту река Волга, которую закачивают в водопроводные трубы, частично впадает не в Каспийское море, а в коммуникационные траншеи и насыщает собою московские грунты. Объясняется эта аномалия тем, что трубы не перекладывались в течение тридцати лет. Стоит ли удивляться, что в центре города уровень грунтовых вод ежегодно поднимается в среднем на 18 сантиметров. Если и дальше так пойдет, то через десять лет, копнув газон в родном московском дворе, можно будет увидеть выступившую лужицу. Известно, что до революции водоносный слой в Москве находился на шестиметровой глубине, теперь же его отделяет от поверхности всего полтора метра. Происходит вымывание грунта из-под фундамента, и наши престижные дома давят на грунт с огромной силой, в результате чего тот не выдерживает гигантской тяжести, что ведет к подвижке здания. А дальше возникают трещины в фундаменте и все, что с этим связано. Нередко подвижка провоцируется и ведущейся рядом стройкой. Насколько это возможно предотвратить ныне, когда городской бюджет, 60 процентов которого уходит в федеральную казну, трещит по швам?
Реальный выход из безденежья мне видится в том, что жители таких домов могут получить средства на ремонт, согласившись построить над ними еще один, но облегченный этаж – мансарду. Это, конечно, допустимо в том случае, если дом не представляет исторической ценности и от предлагаемой операции ничуть не пострадает его архитектурный облик. А таких «утюгов» среди «сталинских» домов немало. С появлением мансарды, во-первых, перестает подтекать крыша. А на средства, полученные от инвестора, который становится владельцем дополнительного этажа, можно не только сменить всю прогнившую электропроводку, но и закачать под оседающий фундамент жидкое стекло.
– Как известно, Франсуа Мансар использовал легкую надстройку над зданием, чтобы обойти закон, ограничивающий этажность парижских домов.
– Мы же хотим использовать мансарду как тумбочку, из которой достают деньги.
Квартира. Дача. Офис