Категории каталога
Каталог / Мода и стиль / Это интересно / За парту сел... ДЕЗ

За парту сел... ДЕЗ

Круглый стол название имел длинное и, прямо скажем, для рядового обывателя скучное. Звучало оно так: «Содержание образовательных программ повышения квалификации руководителей, специалистов малых предприятий, жилищных объединений, управ районов в период реформирования жилищно-коммунального хозяйства Москвы». Говорить намеревались о программах и результатах обучения кадров ЖКХ. Но таково уж хозяйство – беседа вышла больше о злободневных проблемах.

Разговор начали с обсуждения так называемого дополнительного образования, за которое в Московском энергетическом институте отвечает факультет повышения квалификации преподавателей и специалистов. О нем рассказал проректор института Сергей Маслов. Дополнительное образование – это как раз те самые программы, по которым учатся будущие руководители ЖКХ, а также повышают квалификацию нынешние руководители и специалисты. Работает институт совместно с Московским фондом подготовки кадров (МФПК). Ими аккредитовано более 30 центров подготовки и переподготовки и разработано более 100 учебных программ. Слушателям выдают лицензии МЭИ.

          – Несмотря на технический прогресс, новые услуги и требования жителей, у нас вопиюще плохо обстоят дела с качеством подготовки специалистов в сфере ЖКХ, – поддержал коллегу эксперт МФПК Владимир Тараканов. – Да, многое запущено, надо восстанавливать оборудование, много бед с устаревшими зданиями – а мы тут со своим качеством профессиональной подготовки! Но этот вопрос своевременен и правомочен. Программы трех лет обучения посвящены исключительно коммунальным проблемам, причем два проекта касаются, прежде всего, руководителей и специалистов малых предприятий, а также городской инфраструктуры. Недавно появился и третий проект – подготовка квалифицированных специалистов-рабочих.

Но и этого мало. Нам нужно думать о выходе на новый уровень обучения – корпоративную подготовку, когда подбирается команда разных специалистов, в том числе управленцев, бизнесменов, рабочих – для того, чтобы готовить коллективы, в том числе фирмы, целиком разрабатывать бизнес-проекты, помогать в их реализации. После такого краткого вступления к разговору охотно подключились остальные участники круглого стола. Вот мнения некоторых из них.

          В ЖКХ ПО-ПРЕЖНЕМУ КОМАНДУЮТ...

Евгений Блех, профессор Государственной Академии профессиональной переподготовки повышения квалификации руководящих работников и специалистов: «Обучением работников ЖКХ мы занимаемся более 20 лет. Контингент поменялся очень резко. На моих глазах люди стали оживать. Это уже иная категория работников. В системе централизованного руководства они были маленькими винтиками, от которых ничего не зависело. Сегодня они почувствовали, что от них очень зависит все. Пришли и новые люди. Причем, лучшие бизнесмены – вчерашние физики, математики, химики, технологи, только не советские банкиры. Не приспособлены они к новым условиям, их не переделаешь. Психология такая. Не может и нынешняя дирекция единого заказчика быть управляющей компанией! Как советский магазин не может быть нормальной торговой точкой. По тем же причинам. Только частный собственник может быть управляющей компанией. Задача управляющего – получение прибыли...».

Михаил Рыбальченко, зампрефекта по ЖКХ ЮВАО: «В нашем округе эксплуатацией жилья занимаются только частные предприятия – единственный округ в Москве, где ГУПов практически нет. Результаты работы разные. Но общее одно: уровень подготовки кадров к работе в новых условиях оставляет желать лучшего. Попытка внедрить частное управление жилищным фондом породила больше вопросов, чем ответов. Есть противоречия, связанные с законодательной базой. Наш округ готов выступить экспериментальной площадкой: проведем учебу кадров, посмотрим на результаты и постараемся внедрить в практику...».

          КОВЕР В ПОДВАЛЕ

Андрей Широков, заместитель руководителя Департамента жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства (ЖКХиБ): «Мы говорим о том, как нам повышать квалификацию работников в сфере ЖКХ Москвы. Армия этих работников огромна. В столице 125 ДЕЗов, умножьте на 5 – получите количество подрядчиков, эксплуатирующих жилищный фонд под их руководством. Прибавьте 80 частных компаний, вывозящих бытовой мусор. Миллионная армия занята на рынке жилищно-коммунального хозяйства. И деньги большие здесь крутятся. По единым платежным документам – а туда не попадает плата за электроэнергию и телефон – мы начисляем около 1,8 млрд. рублей в месяц. И эта цифра будет расти. Огромен и жилищный фонд Москвы – около 40 тысяч зданий. Если мы говорим о кооперативах и ТСЖ – там кадры еще слабее, чем в ДЕЗах. Если здесь мы еще собираем профессионалов, то там – энтузиасты, и на их энтузиазме все держится. И если такому энтузиасту надоедает работать, то ТСЖ мгновенно гибнет. Это говорит о том, что здесь должен быть профессионал, которого нужно нанимать – управдом.

Уже десять лет в городе складывается модель децентрализованного управления ЖКХ. Существует Департамент ЖКХиБ, который имеет подразделения, связанные с управлением жилищным фондом, но это информационно-контролирующие структуры, собирающие и обобщающие информацию из административных округов. Те, в свою очередь, получают ее из управ. В ведении департамента – расценки. Все оперативное и финансовое управление эксплуатацией жилья – в административных округах. ЮАО – единственный округ, где есть управление коммунальной реформы. ТСЖ занимается Департамент жилищной политики, вопросами внедрения системы ЕИРЦ – Управление городского заказа. Реформу везде понимают по-своему. Впрочем, не только в Москве...

Недавно я был в Иркутской области, где проходил семинар Госстроя – знакомились с опытом реформы ЖКХ, проводимой в Ангарске. Скажу несколько слов об ангарском опыте, который нас заставляли одобрить.

Ангарск – город с 250-тысячным населением, поделен между четырьмя трестами, которые управляли ЖКХ. У каждого примерно по одному млн. кв. метров жилья. Долгов накопилось колоссальное количество. Бюджет с ними не справлялся. И вот к управлению городом пришла новая команда. Мэр избран из нефтяного бизнеса, замы – бизнесмены. Ни мэр, ни замы не знали, что такое управление муниципальным жильем. И они заявили: управление городом – это бизнес. Что сделали? Ликвидировали половину трестов. Создали ЗАО, которым отдали половину жилищного фонда Ангарска в эксплуатацию. Ввели стопроцентную оплату услуг. Более 50% населения сразу пришло за субсидиями. Новые ЗАО, взяв в управление жилищный фонд, заключили договора с предпринимателями без образования юридического лица и стали им отдавать часть денег – из тех, которые собирают с населения. Те, в свою очередь, нанимают дворников, слесарей и т.д. Иркутскэнерго напрямую работает с жителями, собирает деньги за тепло и горячую воду.

Такая модель работает год. Долгов не стало. И они очень гордятся своим опытом реформы ЖКХ. Госстрой решил продемонстрировать его как передовой.

И вот мы идем по Ангарску. Заходим в подвал – чисто. Лежит ковер. Спрашиваю: «Чей?» Слесарь: «Мой, сказали принести». Спрашиваю у другой: «Ты – домовладелец. Кем вчера была?» – «Уборщицей». – «А какое у тебя образование?» – «Десять классов». – «А как ты управляешь?» — Пожимает плечами. В другом месте домовладелец – «лучший слесарь». Других кадров у них нет! Да и откуда возьмутся? Никто их не готовил.

К чему я это рассказал? Примерно такую же картину мы видим и в Москве. Проблема – в кадрах ЖКХ. Все эти «кадры», по-хорошему, надо переучивать – хотя бы по минимальным программам. Люди, работающие в ЖКХ, должны знать перспективы развития отрасли и представлять, в каком направлении мы движемся.

          ЧЕРНАЯ ДЫРА

М.Рыбальченко: Говорят, что ЖКХ – черная дыра. Так вот только по одной причине. Войдите в любой подъезд. Что, разве управляющая компания оторвала алюминиевую планку лифта? Или она окурок затушила о потолок? Сожгла кнопку? Выломала раму? Взаимоотношения выстроены так, что жилец может все ломать, а чинить должна управляющая компания, причем бесплатно! Да при таких взаимоотношениях никакие частные компании у нас не выживут! Они могут не захотеть это делать и скажут: «Уважаемый глава района, заместитель префекта, да идите вы со всеми своими претензиями – не мы ломали, пусть милиция разыскивает, взыскивает, и когда нам выплатят деньги, мы займемся ремонтом». А пока у нас другая система – социальная.

Светлана Лозовая, эксперт МФПК: Вот мы и пришли к главной проблеме – договорным отношениям, которые закрепляют все ответственности. Жители должны отвечать за свое имущество. Если вступают в силу договорные отношения, то управляющая компания может быть любой формы собственности. Это может быть ГУП, ДЕЗ, может быть смешанная собственность, частная.

Е.Блех: Самый лучший регулятор взаимоотношений – рубль. Вместе с тем, рыночная экономика поставила жесткое условие: на рынке всегда прав покупатель. Но работника ЖКХ очень трудно убедить в этом. Поэтому мы предложили строить образовательные программы для рынка ЖКХ по принципу, который наработала европейская организация по качеству: ты должен делать качественно и лучше, чем другие – иначе у тебя не возьмут товар или услугу. Что предприятия ЖКХ, что предприятия, которые производят телевизоры, разницы нет. Поэтому принцип – делать лучше и дешевле – незыблем...


Данила МаклаковКвартира. Дача. Офис

Дополнительные статьи по теме "Это интересно"

У молодца не без золотца

Золотой человек, золотое сердце, золотые рукиПочти в каждом языке есть устойчивые выражения, в которых то, чем говорящий дорожит и восхищается, сравнивается с золотом. А как быть, если закрались сомнения в подлинной ценности этого всеобщего эквивалента? Если вам вдруг показалось, что ваше изделие из золотане вполне золотое?

Реклама:
Где заказать рерайтинг текстов узнай на сайте eTXT.ru