В связи с грядущим слиянием ГТК «Россия» и «Пулково» и планируемым увеличением пассажиропотока в аэропорт Внуково амбициозные планы столичных властей по превращению Внукова в «главные ворота страны» могут стать реальностью, считают эксперты.
В связи с объявленной на этой неделе идеей слияния ГТК «Россия» (базируется в столичном аэропорту Внуково) и авиакомпанией «Пулково» (базируется в питерском Пулкове) амбициозные планы столичных властей по превращению московского аэропорта в «главные ворота страны» могут стать реальностью. Напомним, что в начале этой недели первый заместитель мэра Москвы Олег Толкачев сообщил, что работы по модернизации Внукова будут завершены в течение двух-трех лет. Еще раньше (после того как Минимущество передало в столичное ведение 61% акций аэропорта) Юрий Лужков официально заявил, что намерен превратить Внуково в «главные воздушные ворота страны». Правда, только на реконструкцию первого и второго терминалов Внукова столичным властям, по оценкам экспертов, потребуется как минимум 300 млн долл. Плюс к тому, чтобы превратить Внуково в международный аэропорт высокого класса, им потребуется завершить реконструкцию недостроенного участка Киевского шоссе и возвести линию легкого метро от "Юго-Западной" до Солнцева.
Аэропорт Внуково – один из трех международных аэропортов Москвы, в прошлом году обслужил около 3 млн пассажиров (для сравнения: Шереметьево – около 11 млн, Домодедово – 6,7 млн). Выручка аэропорта за 2002 год составила около 26 млн долл. В аэропорту базируются такие авиакомпании, как правительственная ГТК «Россия», «Кавминводы», «Карат», UTair, «Алания», «АвиаЭкспрессКруиз», «Газпромавиа». На данный момент 61% акций «Внукова» принадлежит правительству Москвы, еще 36,5% – частной компании «Внуково-Инвест», близкой к менеджменту аэропорта. Решение Минимущества и РФФИ передать столичным властям контрольный пакет акций эксперты оценили положительно, отметив, что это дало «новый импульс» развитию «загнивающего» аэропорта. «Стоит признать, что в течение длительного периода времени аэропорт фактически не получал от государства никаких дотаций на реконструкцию. Большинство основных фондов на 80-90% устарели, из двух посадочных полос исправна только одна, а планы по строительству третьей взлетной полосы так и «канули в Лету», – сказал RBC daily генеральный директор ассоциации «Аэропорт» Виктор Горбачев. – Поэтому появление у него хозяина в лице столичного правительства, которое уже не раз доказало свою способность реализовывать такие масштабные проекты, – разумный шаг».
На данный момент в состав ОАО «Аэропорт Внуково» входят три терминала – «Внуково?1» (самый старый терминал, построенный еще в 1941 г.), «Внуково-2» – отдельный аэровокзальный комплекс, обслуживающий президента и правительство РФ, и бизнес-терминал «Внуково-3», используемый для обслуживания частных рейсов. Основной терминал аэропорта («Внуково-1») сейчас состоит из двух залов – первый обслуживает пассажиров, летающих по международным рейсам, а второй предназначен для приема-отправки клиентов на внутренних линиях. Как рассказал RBC daily представитель ОАО «Аэропорт Внуково» Владимир Артемьев, сейчас активными темпами идет реконструкция второго зала аэропорта. «Зал был построен в 1963 году, реконструировался последний раз в 1979 г., – рассказывает г-н Артемьев. – На данный момент уже полностью отремонтирован зал прилета в соответствии со всеми требованиями ICAO, заканчивается ремонт зала регистрации и оформления».
Отдельный международный терминал «Внуково-4» строится специально созданной для этого компанией ОАО «Международный аэропорт Внуково», в которой, по словам Владимира Артемьева, столичные власти также имеют свою долю. «После того как сдача «Внукова-4» будет завершена, а произойти это должно ориентировочно в ноябре следующего года, начнется активная реконструкция первого зала «Внукова-1», – говорит Владимир Артемьев. – Возможно, в него будут переведены некоторые служебные помещения из второго зала». Кроме того, по словам Владимира Артемьева, необходимо решить проблему подъездных путей к аэропорту – несмотря на то что на данный момент это самый близкий от Центра «взлетно-посадочный пункт», нужно завершить «замороженную» реконструкцию Киевского шоссе, а также начать восстановление Боровского шоссе, которое ведет к аэропорту с другой стороны. «В три-четыре раза могла бы увеличиться пропускная способность аэропорта, если бы, согласно планам правительства, от станции метро «Юго-Западная» до Солнцева была проложена линия легкого метро, – говорит Виктор Горбачев. – Насколько мне известно, эти планы уже частично претворяются в жизнь».
Как полагают аналитики, грандиозные планы столичных чиновников по расширению Внукова во многом связаны и с грядущим слиянием ГТК «Россия» и «Пулково». Даже если в качестве аэропорта базирования новой авиакомпании будет выбран Пулковский аэропорт, столичным властям придется провести глобальную реконструкцию московских терминалов, так как, по оценкам аналитиков, стать вторым крупнейшим авиаперевозчиком в России объединенная авиакомпания сможет лишь за счет получения выхода на московский рынок. «С тем небольшим объемом международных перевозок, которые осуществляет наша компания сейчас, аэропорт вполне в состоянии справиться, – сказал RBC daily директор по финансам ГТК «Россия» Михаил Коновалов. – Однако для обслуживания более значительного объема международных и внутренних перевозок аэропорт действительно нуждается в серьезной реконструкции».
Правда, конкуренты Внукова пока спокойно относятся к амбициозным планам столичных властей. «В аэропорту Внуково на протяжении многих лет не внедрялось никаких программ по развитию, модернизации и улучшению качества обслуживания пассажиров, – сказал RBC daily представитель пресс-службы аэропорта Шереметьево. – Следствие этого – массовый переход авиакомпаний в другие аэропорты с параллельным уменьшением пассажиропотока Внукова. Стоит также отметить, что на данный момент Внуково не имеет крупной пассажирской базовой авиакомпании, которая есть у Шереметьева («Аэрофлот»), а именно: базовый перевозчик более чем на 40% загружает аэропорт. Кроме того, третья категория ICAO, которая есть только у Шереметьева (у Внукова ее действительно пока нет. – Прим.RBC daily), делает аэропорт практически всепогодным. Так что за то время, пока руководство Внукова будет только внедрять программу развития, Шереметьево уйдет далеко вперед в этом процессе».
Сами же сотрудники аэропорта и независимые эксперты придерживаются другого мнения. «Полагаю, что в случае если московские власти решатся вложить в развитие аэропорта средства, сравнимые, к примеру, с теми инвестициями, которые сделал Лужков в строительство делового центра «Москва-Сити» (по разным оценкам, общий объем инвестиций в «Москва-Сити» оценивается в 10–11 млрд долл., в настоящее время столичными властями привлечено в строительство более 100 млн долл. – Прим. RBC daily), – Внуково действительно может стать лучшим аэропортом в России», – говорит Владимир Артемьев. На данный момент необходимые инвестиции в реконструкцию аэропорта оцениваются специалистами в 200-300 млн долл. «Думаю, что столичные власти вполне могут найти инвесторов под такое прибыльное строительство, как аэропорт, – говорит Виктор Горбачев, – особенно с учетов планируемого увеличения пассажиропотока в результате слияния ГТК «Россия» и «Пулково». У самого аэропорта есть все технические возможности, чтобы действительно стать "главными воротами России"».
Наталья БендинаРБК