Очевидно, что люди стремятся приумножать свои накопления. В качестве надежного вложения рассматривают всего три варианта: валюту, квартиру и землю. При этом никто не задумывается о том, что после покупки квартиры или земельного участка необходимо будет зарегистрировать как саму сделку, так и свои права на недвижимость.
Неважно, в соответствии с каким договором человек стал счастливым обладателем недвижимости. И неважно, что это за недвижимость: трехкомнатный коттедж барачного типа в глухом уголке Подмосковья или скромная квартира в центре Москвы. Процедура оформления будет примерно одинаковая.
Через тернии к собственности
Необходимо заранее подготовиться к тому, что регистрирующим органам понадобится много разнообразных документов. Заявление о регистрации права собственности, документ, удостоверяющий личность (паспорт), договор или иной документ, на основании которого недвижимость перешла к новому владельцу, — минимальный набор документов, который необходимо собрать заранее. При этом необходимо помнить, что все документы должны быть представлены в двух экземплярах.
Регистрация проходит по месту нахождения имущества. Более детальные требования к документам могут быть установлены соответствующими регистрирующими органами. Лучше всего будет их посетить до подачи документов. Во всяком случае это избавит собственника от проблем с регистрацией из-за неполноты представленных документов. Кроме того, в регистрирующем органе можно будет узнать сумму сбора за регистрацию и реквизиты, по которым необходимо произвести оплату сбора.
К документам, направляемым в регистрирующий орган, необходимо приложить копию документа, который подтвердит факт оплаты сбора. При приеме документов на регистрацию права собственности заявителю (собственнику) должны выдать расписку в получении документов. Расписка должна содержать опись всех представленных документов и дату их подачи. В том случае, если заявитель забыл взять расписку, он может не пройти процедуру регистрации и, как следствие, не получить свидетельство о регистрации своих прав. Что касается размера сбора, то он определяется каждым регистрирующим органом самостоятельно. Поэтому, если придется регистрировать садовый участок в Московской области и квартиру в Твери, не удивляйтесь, что размеры сборов могут значительно различаться.
Необходимо помнить, что и сам договор подлежит государственной регистрации. В том же самом регистрирующем органе. Поэтому, лучше всего будет заранее узнать, какие документы нужны для регистрации договора, а какие для регистрации права собственности.
При регистрации договора на нем делается соответствующая надпись, которая свидетельствует о его регистрации. При регистрации права собственности выдается свидетельство о праве собственности. В свидетельстве указано место нахождения недвижимости и иная информация, позволяющая идентифицировать объект недвижимости. В принципе можно попытаться зарегистрировать сразу и договор, и право собственности. Если получится договориться о единовременной подаче документов, необходимо будет оплатить оба сбора: за оформление договора и получение права собственности.
Также в регистрирующем органе необходимо уточнить сроки рассмотрения документов. В том случае, если по каким-либо причинам регистрация права собственности будет приостановлена, регистратор обязан известить об этом заявителя не позднее чем за пять дней до окончания срока рассмотрения документов.
Учитывая то, что действия регистратора можно обжаловать, нужно обращать внимание на любые детали. Если заявителю не выдали расписку в получении документов, не включили некоторые документы в опись, направили уведомление о приостановлении рассмотрения документов с нарушением сроков или есть иные нарушения существующего порядка регистрации, это может послужить хорошим доводом в пользу заявителя при рассмотрении его жалобы. Однако каждый факт нарушения действующего законодательства со стороны регистрирующего органа должен быть доказан. В противном случае обжалование его действий ни к чему не приведет.
В том случае, если заявление о регистрации подано лицом, которое не имеет права на подачу документов для регистрации, документы не соответствуют предъявляемым к ним требованиям или есть иные причины, препятствующие регистрации права собственности, регистрирующий орган откажет заявителю в регистрации. Отказ также можно обжаловать. Однако необходимо помнить о предоставлении доказательств своей правоты.
И снова платить
Предположим, регистрация права собственности успешно завершена. Что ждет нового собственника? Ответ очевиден — налоги. Теперь все будет зависеть от того, как была получена собственность. Если недвижимость перешла в собственность к новому хозяину по договору дарения или по завещанию, отделаться уплатой одного лишь налога на имущество не удастся. В этом случае новый собственник недвижимости должен будет заплатить налог на имущество, переходящее в порядке наследования (дарения). Размер уплачиваемого налога будет напрямую зависеть от стоимости имущества.
Разумеется, по данным налогам существуют некоторые льготы, а при определенных обстоятельствах собственник может и вовсе ничего не платить. Так, при дарении имущества между супругами супруг, получивший подарок, не платит никаких налогов (кроме налога на имущество).
В том случае, если имущество перешло по какому-либо иному договору, собственник обязан будет уплачивать налог на имущество. Размер налога также зависит от стоимости имущества. Он может колебаться от 0,1 до 2% стоимости имущества. Вместе с тем законодательством предусмотрены различные льготы по уплате данного налога для некоторых категорий граждан. А отдельные лица могут быть и вовсе освобождены от уплаты налога.
Подведем итоги. Необходимо умудриться заработать деньги на желанную недвижимость. Собрать все необходимые документы для регистрации договора и права собственности.
Потратить некоторую сумму на уплату сборов. Промотать большую часть сбережений на уплату налогов. На оставшиеся сбережения устроить себе пир горой по случаю окончания регистрации.
Налоги, конечно, душат, но лучше жить спокойно дома и не подскакивать от каждого телефонного звонка.
Квадратный метр