Власти Москвы хотят убедить крупные столичные торговые сети в перспективности развития небольших торговых форматов.
На прошлой неделе в Москве, в Орехове-Борисове, при поддержке столичных властей открылся первый магазин сети «Мой магазин». По замыслу московского правительства, небольшие «магазины у дома», вроде «Моего магазина», торгующие товарами первой необходимости, должны стать альтернативой крупным супермаркетам. Как сообщает информационная служба мэрии, цены в таком магазине будут не выше рыночных, а ассортимент разнообразный – более 4 тысяч наименований товаров. Всего столичные власти планируют построить до 2008 года в городе 2–2,5 тысячи таких магазинов. При этом большую часть торговых точек должны построить крупные торговые сети, которые должны стать основными инвесторами проекта. По мнению аналитиков, дефицит нежилых помещений в столице и постоянная борьба за дополнительные площади под магазины заставляет сетевиков размещаться на таком пространстве, которое не всегда соответствует их заявленному формату. Это на руку столичным властям, которые хотят, чтобы небольшие магазины «шаговой» доступности не стали слишком дорогими, как на Западе, и чтобы они могли обслуживать и льготные категории москвичей.
Программа по открытию в столице магазинов возле дома задумана московским правительством как способ развития в городе недорогой торговли. ««На «магазины у дома» правительство Москвы возлагает большие надежды, – сказал журналистам на открытии первого такого магазина префект Южного округа Петр Бирюков. – Они должны стать главными конкурентами лоточников и тонаров». Также, по замыслу столичных градоначальников, цены в таких магазинах будут существенно ниже, чем в супермаркетах и на рынках. В первую очередь это станет возможным благодаря сокращению числа посредников в процессе передвижения товара от производителя до потребителя. «В таких магазинах смогут отовариваться пенсионеры и инвалиды, для которых удобнее делать покупки рядом с домом, а не проделывать долгий и часто неудобный путь до супермаркета», – сказал RBC daily представитель управы Орехово-Борисово. По оценке мэрии Москвы, в столице проживают 2,5 млн пенсионеров и 600 тыс. инвалидов. Для них, как владельцев «социальной карты москвича», в мини-маркетах предусмотрены скидки.
Выбор Южного округа в качестве стартовой площадки по созданию таких торговых точек чиновники объясняют тем, что в нем вся торговля сосредоточена в крупных торговых комплексах, где зачастую отсутствуют товары первой необходимости, а цены на 15-20% выше, чем в других районах города. Всего в округе планируют открыть 240 «магазинов у дома», 160 из них будут построены на отдельных участках, а остальные планируется разместить на первых этажах зданий или во встроенных (пристроенных) помещениях. Согласно официальной статистике мэрии Москвы, в настоящее время на 1000 москвичей приходится 290 кв. м торговой площади (немалая часть этих метров приходится на супермаркеты). Но столичные власти намерены исправить эту ситуацию, и, если верить принятому Генеральному плану Москвы, то до 2020 г. на 1000 москвичей будет приходиться 340 кв. м торговых площадей.
По мнению аналитиков, целенаправленная политика столичных властей по изысканию торговых площадей связана с огромным спросом на них среди столичного ритейла. Из-за дефицита нежилых помещений московские торговые сети ради дополнительной торговой площади под открытие нового дискаунтера или супермаркета готовы пожертвовать заявленным форматом и «влезть» даже в небольшое по их меркам помещение от 200 до 400 кв. м. Тем более что у крупных торговых сетей уже есть собственные программы по развитию магазинов небольшого формата. Например, компания «Седьмой Континент» в этом году начала открывать мини-супермаркеты «Семь шагов». Также планируют открывать небольшие магазины такие представители столичного ритейла, как «Перекресток» и «Пятерочка». Поэтому программа мэрии Москвы по увеличению нежилых помещений придется для них как нельзя кстати.
Префектура Южного округа в соответствии с программой открытия магазинов шаговой доступности провела тендер среди крупных московских сетей на финансирование строительства нежилых объектов под торговые универсамы. Каждый инвестор должен построить не менее 10 сетевых магазинов. Как сообщили RBC daily в префектуре Южного округа, среди желающих профинансировать строительство числятся крупнейшие московские ритейлеры – вроде «Пятерочки» и «Перекрестка». «Согласно условиям тендера, инвестор приобретает земельный участок без конкурса, безвозмездно подключается к коммуникациям и не имеет права в течение 10 лет перепрофилировать магазин, например, в салон красоты», – сказал RBC daily представитель префектуры. А взамен торговые сети заключают с властью договор социального заказа, согласно которому обязуются обслуживать социальные карты москвичей и продавать льготным категориям продукты и товары со скидкой. «Такие условия работы должны быть очень привлекательными для торговых компаний. Для них несложно в обмен на преференции, предоставленные мэрией, выделить «линейку товаров» для продажи на льготных условиях», – пояснила RBC daily сотрудник отдела домашних хозяйств исследовательской компании GFK Елена Первушина.
Сами ритейлеры RBC daily комментировать участие в этой программе не стали. Опрошенные RBC daily аналитики не согласились с мнением о том, что в «магазинах у дома» продукты будут дешевле, чем, например, в дискаунтерах. «В мировой практике в небольших магазинах товары всегда продаются дороже, чем в соседнем дискаунтере, – рассказывает RBC daily аналитик РБК Валентин Крохин. – В первую очередь это связано с тем, что у маленького магазина формата «магазин у дома» оборот меньше, чем у большого универсама, и выигрывает мини-маркет как раз за счет наценки». Поэтому открывать свои «небольшие магазины» на новых торговых площадях станут, скорее всего, сетевые компании, которые договорятся с мэрией Москвы и станут продавать только некоторую продукцию по льготным ценам, а основной ассортимент будет стоить столько же, сколько и в других «дорогих» магазинах.
Жанна ОлейникРБК