В московском дорожно-транспортном строительстве "смещаются акценты". 2003 год завершается сдачей Третьего кольца, 2004-й откроется грандиозными работами на новой радиальной супермагистрали - Краснопресненском луче.
Благодаря этому лучу трасса Балтия-Москва получит выход в центр столицы, появится еще одна связь между МКАД и Садовым кольцом. До сих пор на карте города явно не хватало транспортного радиуса в секторе между Волоколамским и Можайским шоссе. Он лишь намечался пунктирной линией из отдельных участков улиц.
Если современные дороги в городе - сложные инженерные сооружения, то к Краснопресненскому радиусу это относится в максимальной степени, особенно на протяженном его отрезке от Новорижского шоссе до проспекта Маршала Жукова. Практически весь этот путь проходит по тоннелю, эстакаде и мостовому переходу.
Сложные работы начинаются с тоннеля глубокого заложения, недалеко от МКАД, в районе Троице-Лыкова. Здесь в монтажной камере установлен огромный проходческий щит немецкого производства, готовый взять старт. Он уже потрудился в Лефортове на Третьем кольце. Теперь у лефортовского "крота" задача пообъемней. Там он прорыл один тоннель, а тут ему предстоит рыть два параллельных тоннеля под земельным массивом Серебряноборского лесничества.
Делается это ради сохранения природного парка. Тоннели диаметром 14,2 метра закладываются на глубине около 40 метров. Даже сосны, чувствительные к вмешательствам в грунтовый режим, ничего не ощутят. Естественно, что проект принят Государственной экологической экспертизой.
Щит пройдет до Крылатской улицы более полутора километров. Здесь его удалят из демонтажной камеры, и он проделает еще один путь. Между двумя тоннелями большого диаметра по проекту "Метрогипротранса" будет проложен третий малый сервисный тоннель диаметром 6 метров. Все три подземных коридора будут многократно связаны между собой для обеспечения их эксплуатационной безопасности. Сервисный тоннель позволит эвакуировать людей в случае чрезвычайной ситуации.
Сначала этого проектом не было предусмотрено. Но поразмыслили. Строгинская ветка классического метро имеет сходное направление. Может быть, совместить автобан и метрополитен в общих тоннелях? Так и решили. Впервые в мире линия метро проходит совмещение с автомобильной дорогой в тоннелях глубокого заложения. Опыт строительства в Лефортове позволит ускорить работы. Тоннели начнут обустраиваться еще до завершения их прокладки.
Вынырнув в районе Крылатской улицы, дорога поднимется на эстакаду и пойдет до нового уникального мостового перехода через Москву-реку. После удачного применения вантовых конструкций на стадионе "Локомотив" в Черкизове они, кажется, вошли у нас в моду. Здесь впервые в Москве проезжая часть моста будет подвешена на огромной вантово-арочной опоре. Проект такого красивого моста в месте соединения русла реки с каналом Хорошевского спрямления разрабатывается в ОАО "Мостовик". На высоте свыше 20 метров над магистралью предлагается устроить ресторан. Высокая и ажурная конструкция станет знаком нового московского радиуса.
Далее трасса соединит в единую магистраль существующие улицы - проспект Маршала Жукова, улицу Мневники, 1-ю Магистральную, Звенигородское шоссе, Краснопресненскую улицу. Весь радиальный путь со сложными инженерными сооружениями будет построен за несколько лет. Он поможет решить транспортные проблемы трех столичных округов - ЦАО, СЗАО и ЗАО.
Ольга НикольскаяВечерняя Москва