К 2007 году все подъезды жилых домов в столице должны быть оборудованы видеосистемами. Среди тех компаний, которые выполняют сегодня постановление городского правительства, лидирует Домофон-Сервис. О перспективах этого вида услуг населению наш корреспондент беседует с руководителем службы Домофон-Сервиса Эдуардом САФАРГАЛЕЕВЫМ.
- Кто был, Эдуард Альбертович, инициатором внедрения в Москве видеонаблюдения?
- Конечно, правительство города. После взрыва жилого дома на улице Гурьянова в каждый подъезд, закрытый на кодовый замок или домофон, хотели посадить еще и консьержку. Но где их было столько взять?! К тому же не всегда возможно было их использовать по техническим причинам. И тогда правительство Москвы попросило МосОТИС и Мослифт, занимающихся системой диспетчеризации жилых домов, придумать что-то, что бы позволило контролировать хотя бы вход в подъезд. Предложили видеонаблюдение. И уже в 1999 году этой системой были оборудованы сразу несколько домов на Преображенке и в Крылатском. Сначала использовали видеомагнитофоны с кучей мониторов... В дальнейшем перешли на компьютерные системы видеонаблюдения.
- Есть ли аналоги подобного оборудования за рубежом?
- Конечно, есть. Например, в Великобритании. Практически весь Лондон находится под системой видеонаблюдения, особенно его центральные улицы и площади. В Азии видеонаблюдение широко используется в Сингапуре.
- Что показал первый опыт внедрения видеонаблюдения в Крылатском и на Преображение?
- Целесообразность установки таких систем в интересах безопасности граждан. При нарушении порядка всегда можно просмотреть запись и проследить, кто входил и выходил из подъезда.
- Какое участие в разработке системы видеонаблюдения принимала ваша организация?
- Домофон-Сервис - одна из фирм, которая первой начала установку видеонаблюдения в столице и первой перешла на компьютеры.
- Вы установили в подъезде камеру... Куда поступает информация?
- До недавнего времени один оператор следил за несколькими подъездами, сидя в небольшой комнате с энным количеством мониторов. Нынешние видеосистемы на основе компьютеров требуют более грамотного обслуживания, более квалифицированных специалистов. По решению правительства города сейчас создаются глобальные системы с участием сетевых компонентов, тонковолоконной связи. Одна система охватывает весь район. Вся информация сводится в единый центр, где операторы наблюдают за состоянием сразу всего района. У системы есть выход на районный отдел внутренних дел и отдел вневедомственной охраны. При необходимости сотрудники этих органов могут посмотреть любой подъезд района, использовать архивные записи.
Вводить единую систему гораздо экономичней. Здесь проще решаются технические вопросы. Все операторы находятся в одном месте. Мы видим, чем они занимаются. Из одного места отправляется экипаж реагирования.
В Центральном административном округе, в Тверском районе пять фирм, в том числе и наша, создавали первую систему видео-наблюдения на весь район.
- Кто обязан реагировать на сигнал оператора?
- Отдел вневедомственной охраны. В каждом районе для этого специально создается экипаж реагирования, который выезжает по сигналу оператора в заданное место.
- По программе правительства города к 2007 году каждый подъезд жилого дома в Москве должен быть оснащен системой видеонаблюдения. Сколько подъездов на сегодняшний день уже имеют видеоглаз!
- Примерно процентов 25 - 30.
Установка видеосистем идет во всех районах практически одинаковыми темпами в зависимости от выделяемых городом на это средств. Нет ни одного района, где бы такая система сейчас не ставилась.
- Неужели нет лидеров?
- Есть несколько районов, где все дома полностью взяты под систему видеонаблюдения. Это Аэропорт, Крылатское и Тверской район. А в районах Сокола и Беговой в Северном административном округе идет повсеместная установка.
- В чем особенность той системы, что введена сейчас в районе Аэропорт?
- Здесь создана не просто система видеонаблюдения за подъездами жилых домов, а первый в столице единый центр безопасности района. То есть система видеонаблюдения за жилыми домами объединена с диспетчерской и наделена функциями контроля. Оператор, например, контролирует открытие всех чердаков и подвалов в районе. Из центрального пункта контролируется работа любой ОДС.
Аэропорт - первый район, где установлена и новая система экстренной связи с жителями. По согласованию с управой и отделением милиции в наиболее опасных местах установлены переговорные устройства (их 23) с вмонтированными видеокамерами. Эти камеры управляемые. Москвич подходит к переговорному устройству, и оператор сразу видит, с кем он говорит. Если житель сообщает о каком-то происшествии, то управляемую камеру можно направить по этому адресу и посмотреть, что там происходит.
Жители звонят по разным поводам: упало дерево, прорвалась вода, что-то горит... Оператор всегда на связи, он может по телефону соединиться со "скорой помощью", с газовым хозяйством, с любой аварийной службой. Если сообщение криминального характера, то абонента нажатием кнопки сразу же переключают на УВД района, и с ним уже работает милиция. Дежурный УВД точно так же управляет камерой, как и наш оператор на пункте безопасности. И если есть необходимость, милиция посылает наряд.
- Скажите, жители часто пользуются переговорным устройством?
- Его поставили только несколько недель тому назад, но обращений уже много. Звонят по поводу хулиганства подростков, в связи с началом отопительного сезона много звонков о неисправностях тепловых сетей...
Раньше все знали, где есть во дворе телефон-автомат, теперь со временем будут знать, где стоят переговорные устройства с видеокамерами.
- В каких еще районах планируется установить такие переговорные устройства?
- До 2007 года все дома должны быть оборудованы не просто видеонаблюдением, но и иметь поблизости переговорное устройство, откуда и днем, и ночью можно передать сообщение.
- Кто, кроме Домофон-Сервиса, занимается сегодня установкой в городе видеонаблюдения за жилыми домами?
- Организаций много, но основными подрядчиками являются МосОТИС, Домофон-Сервис, Мослифт и Планер Б.
- В каких районах работает Домофон-Сервис?
- По всей Москве. Например, в Северном административном округе, где расположена наша фирма, работаем только мы.
- Эдуард Альбертович, какая нагрузка у вашего оператора?
- В настоящее время один оператор просматривает 48 подъездов. Если в районе их 804, то для круглосуточного наблюдения необходимо семнадцать операторов. Они работают по сменам, по двенадцать часов.
- Эта профессия престижна?
- К сожалению, у операторов довольно небольшая зарплата, хотя работа очень ответственная, требуется серьезная подготовка. Мы у себя специально обучаем операторов, проводим экзамены и тестирование, прежде чем им разрешается выйти на самостоятельное дежурство.
- Сегодня вы устанавливаете камеры в подъездах жилых домов... А когда они появятся в школах, поликлиниках, театрах?
- Как раз сейчас в Москве разрабатывается программа видеонаблюдения для объектов социального назначения. Сюда войдут и школы, и детские сады, и больницы... А вот с театрами сложнее, поскольку они не государственные учреждения. Мы же работаем прежде всего с государственными предприятиями.
- Но они ведь могут обратиться к вам с частным заказом?
- Конечно. У нас есть специальный отдел, который работает с частными заказами.
- Установка видеонаблюдения дорогое удовольствие?
- Да, для города обходится не дешево.
- Какой срок службы системы?
- Она рассчитана на три года. Идет мощное развитие техники. Может быть, за это время будет придумано что-то еще. После трех лет эксплуатации нужна модернизация, средний и капитальный ремонт, ведь видеосистема, как любая вещь, изнашивается.
- На Западе такие же сроки?
- Примерно, да. Срок службы самой системы может быть и десять лет, а вот компьютеры очень быстро развиваются и уже через три года мы вряд ли сможем найти для них запчасти. Так что обязательно потребуется модернизация.
- Вы устанавливаете и одновременно обслуживаете видеосистему?
- Если никто не будет обслуживать, не стоит ее и устанавливать. Буквально через несколько месяцев она выйдет из строя. У нас ведь так и норовят что-то сломать, оборвать кабель...
- Если видеосистема вышла из строя, сколько времени уйдет на ее ремонт?
- До трех дней.
- Сегодня в Москве за обслуживание домофона платят сами москвичи. А за видеонаблюдение?
- И за установку видеосистемы, и за обслуживание ее платит город. Кстати, за установку домофона тоже расходуются деньги из городского бюджета. Думаю, что мы в конце концов придем к тому, чтобы у нас, как и в других цивилизованных странах, за видеонаблюдение платили инвесторы. В Лондоне, например, тоже начинал город, а теперь инвесторы.
- Зависит ли установка видеосистем от активности местной власти?
- Разумеется. Внедрение крупных систем мы начали именно по инициативе префектур, в частности Северного административного округа, которая изыскала на это средства.
- В связи с развитием видеонаблюдения не отпадет ли надобность в домофонах?
- Это разные вещи. С помощью домофона мы закрываем подъезды. Оператор видеосистемы ведь не знает, кто живет в доме. Он проследит лишь за тем, кто пытается сломать домофон, чтобы проникнуть в подъезд, и вызовет наряд. Но двери подъездов должны быть закрыты. Это однозначно.
- Ваша компания не интересуется отзывами москвичей о видеосистеме?
- Они разные. Одни говорят, что это необходимо и просят срочно установить, другие требуют убирать, сетуя на нарушение конституционных прав граждан. Но оператор следит лишь за порядком, и каждый из них дает подписку о неразглашении служебной информации. Как раз сейчас мы собираем статистику, чтобы знать, насколько наша система эффективна, сколько было обращений граждан, сколько выездов милиции...
Берта БухаринаМосковская правда