Наибольшим спросом в этом сегменте рынка недвижимости пользуются жилые комплексы, своеобразные «города в городе». Девелоперы таких проектов несколько отличаются от своих западных коллег, в первую очередь принципом работы «все в одних руках». И действительно, мало кто из покупателей их продукции может назвать имя архитектора, спроектировавшего комплекс, или организацию, обеспечившую техническое исполнение «муравейника». Более того, и последующая эксплуатация производится одним из подразделений девелопера, что в общем-то сегодня оправдано – кто лучше них знает нюансы проекта, и, кроме того, «частный ЖЭК» гарантирует застройщику и последующую дополнительную прибыль.
Застройщики жилых комплексов («Дон-Строй», «Квартал» и др.) сформировали и собственную классификацию такого жилья. Первый уровень – «бизнес-элита», в котором уровень цен колеблется от 1100 долларов за метр до 1600-1800 долларов. Нижняя планка характерна для домов на начальном этапе их возведения, а также для объектов, у которых «в соседях» нет водоемов или лесопарков (стоит добавить, что работу этих девелоперов отличает стремление разместить комплексы в благополучной социальной и экологической среде).
Следующий уровень – «премиум», в котором цены начинаются от 1500 долларов и заканчиваются 2500-2800. Непременный атрибут такой недвижимости – наличие водоема, близость к нему лесопарка, как большие площади квартир – до 350-400 кв. м, так и отсутствие маленьких площадей в домах (нижняя планка – примерно 80 кв. м). В домах класса «премиум» и другой набор инфраструктуры для сервиса и досуга.
Класс «де люкс» – это вершина классификации. К нему можно отнести пентхаусы (по цене от 3 до 4 тыс. долларов) в домах «премиум-класса» либо объекты в престижных микрорайоных (что обычно редкость, так как дом по этой причине попадает в элитный класс, а там уже другие застройщики и законы ценообразования).
Еще один критерий, по которому можно отличить класс «де-люкс» от «премиума» — соотношение жилой и нежилой площади комплекса. В первом случае это 70-80:20-30, во втором – примерно 60:40.
В прошлом году жилья в домах бизнес-класса было сдано около 400 тыс. кв. м, в текущем году планируется, что эта цифра превысит 550 тысяч. О популярности такой недвижимости говорит следующий факт: до 40% всех квартир покупается на начальном этапе строительства с целью дальнейшей перепродажи. Такая нехитрая операция позволяет «инвесторам» к тому сроку, когда будет дом сдан Госкомиссии (а это минимум 1,5 года), заработать до 40% в валюте, что равняется 26-27% доходности в годовом исчислении. Сегодня такую прибыль (или чуть большую) на финансовом рынке могут гарантировать только паевые инвестиционные фонды.
В среднесрочной перспективе такой сегмент жилья будет развиваться высокими темпами. Застройщики домов бизнес-класса утверждают, что основной покупатель их квартир – нарождающийся средний класс, для которого на первый план выходит не столько престижность местоположения или дешевизна жилья, а качество проживания. Поэтому, по некоторым оценкам самих девелоперов, к 2010 году, если российская экономика будет развиваться хотя бы темпами в 4-5% в год (а численность среднего класса в Москве с нынешних 20-25% вырастет до 40%), доля жилья бизнес-класса составит не менее 40% от всех новостроек, т. е. ежегодно это будет составлять примерно 1,5 млн. кв. метров.
Ольга КалашниковаКвартира. Дача. Офис