Руководители городского стройкомплекса часто говорят о том, что за последнее десятилетие в Москве сформировался цивилизованный рынок недвижимости. Утверждают они это в общем-то вполне обоснованно: по сравнению с началом 90-х столичный рынок жилья действительно стал намного цивилизованнее. Пожалуй, только один элемент "рыночной цивилизации" у нас отстает от мирового уровня: конкуренцию на строительном рынке иначе как мягкой не назовешь.
В свое время председатель совета директоров компании "Кока-Кола" сказал, отчитываясь перед акционерами, что самым важным моментом в истории компании было... возникновение "Пепси-Колы". Впрочем, не обязательно обращаться к примерам из далекого прошлого и дальнего зарубежья. Вспомните, что представлял собой наш продуктовый рынок то же десятилетие назад: сплошной импорт и жалкие потуги отечественного пищепрома. А сейчас - с точностью до наоборот: если не большинство, то очень многие потребители перешли на отечественные продукты. В этом смысле можно сказать, что наша пищевая промышленность своим развитием во многом обязана "ножкам Буша": конкуренция с импортом продовольствия была жесткой и бескомпромиссной.
Строительной отрасли в этом смысле не повезло (причем без всяких кавычек). Ну не могут быть жилые дома (тем более муниципального назначения) предметом импорта. Даже стройиндустрия находится в заведомо выгодном положении по отношению к потенциальным зарубежным конкурентам: это как раз тот случай, когда "за морем телушка - полушка, да рубль перевоз".
Конечно, работают у нас иностранные компании, но в основном на строительстве отдельных элитных домов или крупных городских объектов. Сама же система городского строительства по определению варится в собственном соку, избежав, к сожалению, жесткой конкуренции и соседства с образцами мирового уровня.
Повторю: это происходит не по чьей-то злой воле, а просто так исторически сложилось. Такова особенность строительной отрасли. В результате, когда идет речь о некачественном жилье, мы имеем в виду прямые недоделки (по этому поводу уже почти год работает городская горячая линия"), а не соответствие цены и качества. "Горячая линия" - дело, конечно, хорошее, но нигде и никогда еще приведение в соответствие цены и качества не достигалось административными мерами. Не придумало человечество другого механизма для этого, кроме конкурентной борьбы.
Но неужели, скажете вы, наши собственные компании не конкурируют друг с другом? Еще как - когда речь идет о распределении площадок под застройку. А вот если вернуться к вопросу цены и качества, борьбы за покупателя, то тут конкуренция очень даже мягкая. Как в социалистические времена - "борьба лучшего с хорошим"... Кто бы спорить стал - и новые серии вводятся, и технологии совершенствуются. Даже типовые дома сейчас не сравнимы с жильем образца качала 90-х. Городские власти постоянно держат на контроле вопрос качества строительства. Проблема лишь в том, что точкой отсчета для строителей является то, что делалось вчера, а не мировые стандарты.
Причина мягкой конкуренции проста как день: предложение на рынке пока не поспевает за спросом, и практически все жилье распродается на стадии чуть ли не нулевого цикла. Причем не только дешевое, но и жилье бизнес-класса и даже элитные дома. Так что строители заинтересованы, прежде всего, в увеличении объемов, и только во вторую очередь - в улучшении качества жилья.
Мы часто говорим о том, что бурное развитие строительной отрасли в Москве происходит в первую очередь благодаря тому, что строительство не пущено на самотек, а контролируется властями. В таком случае, не логично ли предположить, что сами власти и должны создавать предпосылки для создания настоящей конкурентной среды в строительной отрасли?
Понимаю: гораздо проще это заявить, чем сделать. Но у руководства стройкомплекса есть свои возможности, в первую очередь конкурсное распределение площадок. В Европе, между прочим, крупной считается строительная компания, в которой работает три сотни человек. У нас количество работающих исчисляется тысячами. Протекционизм властей по отношению к мелким и средним компаниям тоже один из способов создания конкурентной среды.
Андрей Воскресенский Известия