Так шутят в Госстрое. Федеральные власти не раз заявляли о необходимости увеличить налоговые поступления в бюджет за счет налогов на недвижимость (и выявления ранее незарегистрированной недвижимости). Эту цель преследовали поправки в Федеральный закон от 21 июля 1997 г. "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним". Обновленный закон вступил в силу 17 сентября и вызвал некоторую сумятицу на рынке.
Масла в огонь подлил в начале прошлой недели первый заместитель председателя Госстроя России Николай Маслов. Он заявил, что правительство ни много ни мало лишило муниципальные власти права регистрировать сделки с недвижимостью! И подчеркнул, что все сделки с недвижимостью, регистрируемые муниципальными БТИ после 17 сентября, незаконны. Если бы это было действительно так, то рынку недвижимости грозил бы коллапс.
К счастью, в действительности речь идет совсем о другом, а оценки г-на Маслова лишь отражают уровень понимания предмета этим конкретным чиновником. Для подразумеваемой законом и Николаем Масловым передачи функций БТИ филиалам государственного унитарного предприятия "Ростехинвентаризация" (в том числе и передача всех архивов) необходимо время. Передача, несомненно, растянется на месяцы. Да, в это время будут происходить накладки и задержки с выдачей документов, однозначно произойдет изменение тарифов на выдачу поэтажных планов, экспликаций и формы 1-а, поскольку "Ростехинвентаризация" становится по сути монополистом (новые тарифы Госстрой планирует разработать к 1 ноября). Однако все это отнюдь не означает изменений самой процедуры регистрации сделок с недвижимостью.
Ведь БТИ, равно как и приходящая им на смену "Ростехинвентаризация", не занимается регистрацией сделок, как полагает г-н Маслов. Функция этих организаций - учет и инвентаризация объектов недвижимости (как видно из самого названия нового ФГУП).
А функции госрегистрации и так муниципальным властям давно не принадлежат: что Москомрегистрация, что Московская областная регистрационная палата, осуществляющая свою деятельность в Подмосковье, что все остальные регистрирующие органы в регионах являются государственными учреждениями юстиции и подчиняются Министерству юстиции РФ.
И если они зарегистрируют сделку с недвижимостью, в пакет документов которой будут входить и справки из БТИ, выданные после 17 сентября, то признать ее недействительной будет фактически нереально - поскольку государство не сможет обвинить в этом самого себя. Кстати, эти справки в Москве сейчас продолжают выдавать. Равно как и принимать - в Москомрегистрации, в пакете с другими необходимыми документами.
В чем же тогда суть изменений в законе? По словам старшего юриста компании "Пепеляев, Гольцблат и партнеры" Максима Попова, большинство вносимых исправлений в первую очередь служат устранению недостатков и непониманий, возникших за время работы закона с 1997 г. В частности, уточнениям подверглись перечни предоставляемых сведений, изменены некоторые сроки выдачи документов, исключены двойственные толкования. Несомненным плюсом, по мнению Попова, является признание факта, что государственной регистрации подлежит "аренда недвижимого имущества", а не некое "право аренды", как было прописано ранее в законе.
Однако важнее всего тот факт, что с 1 октября вступит в силу порядок присвоения федеральных инвентаризационных номеров на объекты недвижимости и будет введен единый госреестр по регистрации объектов недвижимости в электронном виде, который будет представлять из себя дубликаты бумажных архивов. Полностью этот реестр планируется создать к 1 января 2004 г. Главной целью проведения подобной инвентаризации становится выявление незарегистрированной недвижимости. Таких объектов, по данным того же Николая Маслова, в РФ насчитывается порядка 10 млн единиц. Эти строения не состоят на учете в БТИ и, соответственно, не облагаются налогами. Тут речь главным образом идет о дачных и коттеджных поселках и гаражах, большинство которых собственники действительно не регистрируют.
Инвентаризация несомненно увеличит налоговые поступления в бюджет. Однако, по мнению экспертов, вносимые изменения - лишь ступенька к решению более важной задачи. Заместитель директора управления вторичного рынка компании "Миэль-Недвижимость" Олег Самойлов отметил следующее: "В настоящее время, помимо некоторого перераспределения власти в пользу Центра, происходит один из этапов подготовки к давно ожидаемым изменениям в системе оценки стоимости объектов недвижимости - с целью привести инвентаризационные цены в соответствие с рыночными. Заметим, что разработка соответствующей методики была поручена в свое время именно "Ростехинвентаризации". В случае если это произойдет, мы можем столкнуться с изменениями рынка вследствие роста налогооблагаемой базы (и, соответственно, роста расходов собственников недвижимости). Ведь определение размеров налогов, подлежащих уплате гражданами - собственниками и приобретателями недвижимости, - осуществляется именно исходя из инвентаризационных стоимостей".
Русский фокус