Как стало известно М2, Комитет по финансовому мониторингу РФ (КФМ) планирует предложить Госдуме внести в ряд действующих законов поправки, обязывающие агентства недвижимости докладывать властям о подозрительных финансовых операциях. На данный момент это уже делают банки, брокеры, игорные заведения, консультанты и нотариусы.
Комитет по финансовому мониторингу предлагает расширить перечень организаций, обязанных сообщать обо всех проводимых ими сделках на сумму свыше 600 тыс. руб. и включить в него агентов недвижимости. Кроме того, риэлторам придется докладывать в КФМ о подозрительных, с их точки зрения, клиентах.
В мае 2003 года КФМ уже расширял данный список за счет игорных заведений. В итоге, если гость казино отказывается от идентификации своей личности, заведение вправе на вполне законных основаниях отказать ему в выплате выигрыша.
Как официально заявляют руководители КФМ, их инициатива продиктована давлением Международной группы по борьбе с финансовыми злоупотреблениями (FATF). Группа 21 июня 2003 года утвердила «40 рекомендаций» по борьбе с отмыванием преступных доходов, которым должны следовать все члены FATF, включая Россию. В соответствии с документом эти страны устанавливают уголовное наказание за любые виды отмывания преступных доходов и расширяют круг организаций, обязанных доносить финразведчикам на своих клиентов. Более того, из-за границы нам настойчиво советуют заставить банки и компании раскрыть своих конечных владельцев.
Основные поправки КФМ планирует внести осенью этого года, а полностью предложения FATF оформят в виде изменений в российское законодательство в первой половине 2004 года. Как считают в КФМ, в случае невыполнения перечисленных выше требований, Россия снова попадет в «черный список» FATF, из которого вышла в октябре прошлого года. В итоге группа разразится неблагоприятным для нашей страны заключением. Например, посоветует западным бизнесменам не инвестировать деньги в экономику РФ.
Вместе с тем как депутаты Госдумы, так и столичные риэлторы скептически отнеслись к намерениям КФМ. Не секрет, что чаще всего сумма сделки между клиентом и агентством недвижимости оглашается не полностью. Причина в том, что стороны не желают платить налоги, на бремя которых сегодня не жалуется только ленивый. Ужесточение контроля может подтолкнуть их еще больше скрывать свой оборот. Есть и другая проблема. «Поправки не только не способствуют повышению прозрачности рынка недвижимости, но и, наоборот, повлекут за собой усиление коррупции на нем, — говорит депутат Госдумы Иван Грачев. — Все равно клиент и агентство не станут оглашать реальную сумму сделки, как не делают этого и сегодня». По его мнению, сегодня рамки, поставленные налоговиками и нотариусами, достаточно жестки для покупателей жилья, что влечет за собой укрывание истинных масштабов рынка. «Я сомневаюсь, что нижняя палата парламента примет законопроект», — добавил он.
Депутат Сергей Митрохин обратил внимание, что КФМ еще ни разу не отчитывался о своей работе перед Думой. Он считает, что деятельность комитета в настоящее время «достаточно туманна, как и недавно распущенной Налоговой полиции». Напомним, что полиция должна была контролировать сбор налогов и возвращать деньги в бюджет, но не справилась с возложенными обязанностями (или, наоборот, переусердствовала). В результате 1 июля 2003 года ведомство упразднили.
К сожалению, руководство КФМ категорически отказывается от комментариев. Можно предположить, что комитет оказался в непростой ситуации. С одной стороны, первым лицам страны очень не хочется, чтобы иностранные инвесторы боялись «русской мафии». С другой — властям трудно не считаться с российской действительностью. Например, риэлторы полагают, что к прозрачности ведет именно отмена контроля, а не наоборот. В неофициальных беседах сотрудники правоохранительных органов утверждают, что выполнение международных требований — дело второе. Главное — элементарный контроль над своими согражданами. За теми, кто не спрятался, и к деятельности которых удалось применить интересную формулировку «подозрительная финансовая операция». Если учесть, что в России близость к власти — удобная возможность скрывать свои доходы, а население лет десять, как прибедняется, то высказанное мнение не столь уж и спорно. Правда, иностранцев можно водить за нос долго, а россиян — только во время короткого срока адаптации к новым правилам.
Стоит вспомнить, что совсем недавно президент России подписал закон, отменяющий налоговый контроль за крупными расходами физических лиц. Таким образом, из Налогового кодекса исчезли три статьи, на основании которых в 1999 году был организован контроль над доходами и расходами граждан страны. Однако ничего, кроме головной боли, налоговикам этот контроль не принес, а казна так и не получила запланированных денег.
По поводу отмены налогового контроля в своем интервью М2 вице-президент РГР Андрей Гусев заметил, что рынок недвижимости станет более прозрачным. Процент сделок, оформленных юридически чисто, станет больше и, как следствие — рынок будет менее криминализированным.
Как только появился Налоговый кодекс РФ, пресловутые статьи стали объектом жесткой критики правозащитников. Юрист Андрей Саморядов сообщил М2, что контроль государства над расходами граждан себя не оправдал. Нельзя всех граждан подозревать в недобросовестности. По его убеждению, подобное не может происходить в государстве, в котором действует презумпция невиновности.
Андрей Жинган
Руководитель отдела по связям с общественностью компании МИАН:
— Гадать на кофейной гуще «примут – не примут» – бессмысленно. Подождем окончательного решения после третьего чтения. На самом деле, у нас вопросов больше, нежели ответов. Критерии определения сомнительности операции слишком субъективны. Что проверять: деньги, внешность?.. Как определять? Где точные границы?
На мой взгляд, это решение неправильно. Помните, подобную практику пытались несколько лет назад применить к компаниям, торгующим дорогими вещами (такие, как мебель, антиквариат, автомобили). Последние обязаны были сообщать в налоговые органы о подозрительных сделках. Так вот, опыт показывает, что механизм этот бездействует. По сути покупатель оказывается заложником системы, да и продавцам это невыгодно. Поэтому ряд положений Налогового кодекса отменили.
Олег Самойлов
Заместитель директора управления вторичным рынком компании «МИЭЛЬ-Недвижимость»:
— Сама формулировка «подозрительные финансовые операции» неясна. Что имеется в виду: юридический аспект (допустим, нарушение прав собственности при сделке, отсутствие гарантийных обязательств) или сомнительное происхождение доходов клиента. Второй случай никак не касается риэлторов.
Кроме того, на сегодняшний день отсутствует закон о риэлторской деятельности, который бы обязал агентства недвижимости собирать и хранить данные о сделках.
С другой стороны, инициатива правительства вполне объяснима и оправдана, поскольку федеральные власти стараются избежать вхождения России в черный список FATF. А у законодательных поправок в этих условиях есть все шансы быть принятыми.
Ольга КондрашоваКвадратный метр