Сегодня жилые массивы Москвы осваивают все новые и новые территории. И инфраструктура города оказалась не готовой к тому, что жителям необходимо иметь торговые точки рядом со своими домами, чтобы не везти хлеб, овощи и другие товары первой необходимости от ближайших станций метро или супермаркета. В особенности это касается окраин, где магазины сосредоточены в основном около станций метро и крупных магистралей.
Начало решению проблемы положило постановление правительства Москвы о сдерживании цен. В июне 2002 г. вышло постановление № 467 «О мерах по сдерживанию роста цен на товары и услуги в г. Москве», где была одобрена стратегия по сдерживанию роста цен на товары и услуги в г. Москве до 2008 г.
Этим же постановлением Департаменту потребительского рынка и услуг и префектуре ЮАО было поручено заказать Москомархитектуре в качестве пилотного проекта на базе Южного округа разработку схемы размещения малых предприятий потребительского рынка и услуг социальной значимости с учетом пешеходной доступности, комфортности проживания, создания конкурентной среды и отвлечения покупателей от неорганизованной рыночной торговли. А затем в правительстве была предложена и одобрена идея системы «магазинов шаговой доступности», или «магазинов за углом».
Впервые разговор об этом зашел на расширенном совещании префекта ЮАО Петра Бирюкова с главами управ и инвесторами еще в апреле. Как отметил префект, руководители районов и будущие застройщики серьезно подошли к разработке программы правительства Москвы «Удобный магазин пешеходной доступности».
Дело в том, что проблема крупных торговых центров, по мнению П. Бирюкова, заключается не только в их удаленности от мест проживания населения и труднодоступности, но и в том, что в них порой нет товаров первой необходимости, а цены на 15–20% выше. Поэтому-то и необходимо строительство «магазинов за углом». Однако это должны быть не просто магазины, а предприятия со сферой услуг. Примечательно то, что магазины будут построены не вдоль центральных магистралей, а непосредственно во дворах микрорайонов, чтобы жителям не приходилось далеко ходить за продуктами.
Помимо прочего, согласно постановлению правительства Москвы, в течение ближайших двух лет с улиц столицы должны исчезнуть так называемые очаги нецивилизованной торговли, а их место занять небольшие магазины, вокруг каждого из которых разместятся автостоянки.
На совещании с главами управ был обсужден также вопрос строительства в каждом районе многоуровневых парковок. Подобные легкие металлические конструкции установлены в Северном округе столицы. Они занимают немного места, отличаются хорошей вместимостью и позволяют пользоваться услугами охраны.
Какие планы?
Сейчас в правительстве Москвы разрабатывается рассчитанная на 2–3 года программа создания магазинов типа corner-shop («магазин за углом»).
За два года должно быть сдано в эксплуатацию 160 таких торговых точек площадью от 300 до 1500 кв. м. Уже через несколько лет в каждом районе округа появится до 20 «магазинов за углом». Кроме этого, сообщил министр правительства Москвы, руководитель Департамента потребительского рынка и услуг В. И. Малышков, в городе будет расширена сеть магазинов «шаговой доступности», расположенных на расстоянии 300–500 м друг от друга. В этом году войдут в строй 85 «магазинов за углом», всего же в Москве запланировано построить 1200 подобных торговых точек.
В тех магазинах, где торговые площади больше 1 тыс. м, разместятся не только продуктовые отделы, но и предприятия, оказывающие бытовые услуги, ателье, филиалы Сбербанка, закусочные и кафе.
«Магазины за углом» должны быть стационарными строениями площадью 50–100 кв. м с большим ассортиментом товаров. В Южном административном округе Москвы уже начат эксперимент по строительству таких торговых точек. Всего их будет построено 253. Первые 7 магазинов открыты ко Дню города. «Мы будем отдавать преимущество крупным торговым сетям, уже зарекомендовавшим себя в Москве. Они смогут открывать такие магазины или работать по принципу франчайзинга и обеспечат цивилизованные условия торговли в таких небольших торговых точках», — сказала зам. главы Департамента потребительского рынка и услуг московского правительства Светлана Королева.
Уже ко Дню города в Южном округе должны открыть двери 48 магазинов, о которых идет речь. По каждому адресу после завершения работ будет выполнено благоустройство прилегающих территорий и проведено компенсационное озеленение.
Их строительство будет продолжено и в 2004–2005 гг. Совещания о ходе реализации программы строительства «магазинов шаговой доступности» стали традиционными в ЮАО: раз в неделю префект Петр Бирюков собирает глав управ районов и фирмы-инвесторы для обсуждения оперативных вопросов.
А что москвичи?
«Магазин за углом» — название не случайное. Дело в том, что система предполагает строительство магазинов непосредственно вблизи жилого фонда. «Магазины шаговой доступности» — это магазины внутри двора. Их, наверное, можно даже назвать домашними.
Однако далеко не у всех жителей Москвы эта программа находит поддержку.
Периодически проводятся встречи глав управы с жителями районов предполагаемой застройки, на которые приглашают и инвесторов. Мнения самые неоднозначные: одни выражают согласие и поддержку, другие категорически не согласны со строительством, ссылаясь на повреждение зеленых насаждений. Обычно на таких встречах даются разъяснения, что после строительства будут проведены работы не только по благоустройству прилегающей территории, но и по компенсационному озеленению. Кроме того, кому-то хочется, чтобы магазин работал круглосуточно, у других противоположное мнение. Поэтому конечно же будет приниматься компромиссное решение и по режиму их работы, и по специализации.
Так что же дает рядовым гражданам эта система магазинов?
Ну, во-первых, удобство. Наверное, мало найдется таких, которые предпочитают носить тяжелые сумки от станции метро, нежели выйти из дома и купить здесь же, за углом, все необходимое. Хотя, конечно, для этого магазинам все равно придется себя хорошенько зарекомендовать.
И во-вторых, за счет этих магазинов предполагается разгрузить станции метро, напруженные товарами и палатками.
А что инвесторы?
В нынешнем году начинается реализация первого этапа программы. Префект утвердил критерии, в соответствии с которыми следует отбирать торговые предприятия. В первую очередь будут учитываться опыт работы фирм на рынке потребительских услуг, стабильность финансового положения, ассортимент товаров продовольственной и непродовольственной групп, гарантии бесперебойных поставок товаров первой необходимости, а также их качество. Предприятие должно быть готово участвовать в социальных программах округа и благоустройстве прилегающих территорий, сохранять профильность в течение 10 лет. Такое условие гарантирует, что, к примеру, на месте магазина или парикмахерской вскоре не появятся какие-нибудь игровые автоматы, заполонившие всю столицу.
Привлекаться к строительству будут инвесторы, способные построить от десяти и более магазинов. Определяя места строительства, приходится руководствоваться прежде всего наличием свободной площадки с хорошей геоподосновой, дабы строительные затраты были не очень высоки. Иначе инвестор может и отказаться от строительства.
Со слов начальника отдела потребительского рынка и услуг управы района «Нагорный» Натальи Сахаровой становится понятно, что все финансовые тяготы ложатся на плечи предпринимателей, которые сами должны инвестировать строительство. Местные власти вовсе не против участия в этом малых предприятий, если найдутся желающие. Тем более что, если сначала планировалось создание маленьких магазинов от 35 кв. м, то сейчас торговые комплексы предусматривается строить размером не менее 200 кв. м, а в некоторых случаях даже и 600 кв. м.
Сейчас в районах работают комиссии по подбору предприятий-инвесторов. В числе требований, предъявляемых к ним префектурой, — возможность взять на себя не менее 10 магазинов. Получается, что этот барьер малому бизнесу и вовсе не одолеть.
Первоначальный проект предусматривал, что в «шаговой доступности» для москвичей откроются не только магазинчики, но и предприятия сферы услуг. Именно эту нишу и надеялись занять малые предприятия. Теперь выясняется, что их участие в проекте сводится к минимуму: в некоторых случаях они станут арендаторами части помещения. «Когда речь шла о строительстве маленьких объектов, мы находили желающих участвовать в проекте, — говорит зам. главы управы района Даниловский Олег Молчанов. — Трудно сказать, кто возьмется теперь. Вряд ли это окажутся предприятия малого бизнеса».
Но из разговоров с предпринимателями становится ясно, что многие из них только и ждут такой возможности. Все говорят в один голос, что согласны быть арендаторами, поскольку даже небольшое место в комплексе будет гарантировать определенное число клиентов.
Отошли проектировщики и от первоначальных планов размещения комплексов в первых этажах жилых домов, предпочтение которым отдавалось ранее. Стало ясно, что выселение жильцов, переоборудование и перепланировка бывших квартир под торговые помещения потребуют больших затрат. Даже после перепланировок неприспособленные площади не обеспечат нормальной работы современному холодильному оборудованию. Кроме того, как объяснила Н. Сахарова, от размещения комплексов на первых этажах отказались не в последнюю очередь и учитывая мнение жильцов. Именно поэтому решено было возводить отдельные здания. Но такие большие торговые объекты невозможно разместить «за углом» от места жительства каждой семьи. Планируется, что их удаленность от жилых комплексов не должна превышать 700 м. Тоже вообще-то не очень похоже на «магазин за углом».
Прогнозы
Действительно, удержать такие магазины на плаву крайне сложно — нужно, чтобы они имели определенную структуру, какие-то особенности. Естественно, здесь будут продаваться самые необходимые продукты: хлебобулочные, молочные, колбасные. Но будут ли они тогда прибыльными? Чтобы была прибыль, вероятно, придется разрешить также торговлю винно-водочными изделиями и сигаретами. Но тогда утрачивается значимость самого понятия «магазин за углом»...
А тем временем архитекторы трудятся над созданием и реализацией оригинального дизайна новых торговых точек. Пусть же они станут не только украшением города, но и реальным решением проблемы для горожан.
Татьяна КролКвадратный метр