Архитектура — летопись мира: она говорит тогда, когда уже молчат и песни, и предания.
Н.В.Гоголь, “Об архитектуре нашего времени”
Гармоничная среда обитания, правильно организованное пространство, изящное декорирование интерьера делают жизнь более радостной. Сегодня человеческие мечты о красивой жизни воплощаются именно в искусстве создания и оформления внутренних пространств. Интерьеры приобрели зрелость за счет накопления и творческого переосмысления всего опыта архитектуры — от античности до наших дней. Эмоции и чувства, порождаемые интерьерами, стали более интенсивными, да и архитектурные образы новейшего времени — все более захватывающими. Это и уходящие к небесам “готические” шпили, и залы “ренессансных” вилл с идеально упорядоченной гармонией, и постройки русского авангарда и деконструктивизма.
Как все начиналось
По времени возникновения и разнообразию форм историки архитектуры различают следующие периоды: романский период — готика — ренессанс — барокко — рококо — классицизм. В более позднее время добавились понятия: ампир, модерн, конструктивизм, эклектика, неоклассицизм, хай-тек и другие.
Романский период — художественный стиль, рожденный культурой Древнего Рима. Для воссоздания или стилизации романского стиля используется тщательно отесанный камень — мрамор или песчаник, возводятся арки и купола. Архитектору и дизайнеру важно добиться впечатления массивного и сурового сооружения с ясными, четко выявленными, лаконично оформленными объемами.
Характерные черты готического стиля: каркасная основа, огромные окна с многоцветными витражами, которые в таинственном полумраке интерьера светились яркими красными, синими, желтыми красками, создавая особую духовную атмосферу. Готике присущи устремленность ввысь, подчеркнутая стрельчатыми арками, порталами и окнами, многочисленными удлиненными статуями, богатыми декоративными деталями. Все это оказывает сильнейшее эмоциональное воздействие на человека. Чего стоит один только Нотр-Дам в Париже, а соборы в Реймсе, Амьене, Кельне! Вестминстерское аббатство в Лондоне — также выдающееся произведение готики.
Ренессанс (Возрождение) — одна из величайших эпох — охватывает ХIV — ХVI в.в. в Италии, ХV-ХVI в.в. в других странах Европы. Свое название этот период в развитии культуры вообще и архитектуры в частности получил в связи с возрождением интереса к античному искусству. В архитектуру возвращаются принципы античной ордерной системы, усиливается значение пропорций, складываются новые типы зданий (городской дворец, загородная вилла и др.), разрабатываются теория архитектуры и концепция идеального города. Архитектор Брунеллески возвел здания, в которых воплотил античное понимание архитектуры, добиваясь новой образной одухотворенности, неизвестной древним. В период Высокого Возрождения новое мировоззрение наилучшим образом воплотилось в творчестве художников, которых с полным правом называют гениями: Леонардо да Винчи, Рафаэля, Микеланджело и Тициана. Итальянское Возрождение оказало огромное влияние на искусство Франции, Испании, Германии, Англии, России.
Барокко — художественный стиль, преобладавший с конца ХVI до середины ХVIII в.в. в искусстве Европы. Он зародился в Италии и затем распространился и в других странах. Основные черты барокко — вычурность, парадность, торжественность, пышность, динамичность. Искусству барокко свойственны смелые контрасты масштабов, света и тени, цвета, совмещение реальности и фантазии. Стремление к синтезу искусств — основополагающая черта барокко.
Рококо — это стиль европейского искусства второй половины и середины XVIII века. Зародился во Франции и получил название от орнамента рокайль-ракушка, характерного для данного стиля. Интерьеры, мебель и декоративные изделия украшались причудливыми, изысканными орнаментами, состоящими из завитков, резными и лепными узорами. Утратив присущие барокко монументальность и размах, стиль рококо был обращен к удобству повседневного быта, утонченности обстановки. В убранстве помещений большую роль играли орнаменты, покрывающие стены и потолки, рельефы, маски амуров, живописные панно и зеркала. В целом для стиля рококо характерны отказ от прямых линий, светлые тона, воздушная легкость, асимметрия, изысканность и причудливость форм. Пышное оформление интерьеров сочеталось с относительной строгостью внешнего облика здания.
Классицизм — художественный стиль XVII-XIX в.в., одной из важнейших черт которого было обращение к античному искусству как высшему образцу и опора на традиции Высокого Возрождения. Художественным формам классицизма свойственны строгая организованность, уравновешенность, ясность и гармоничность образов. Для архитектуры классицизма характерны навеянная античными образцами ордерная система, четкость и геометрическая правильность объемов и планировки, портики, колонны, статуи, рельефы.
Эклектика (от греч. ekiektikos — способный выбирать, выбирающий) — соединение разнородных художественных элементов. Обычно имеет место в периоды упадка искусства. Черты эклектизма заметны в позднем древнеримском искусстве, комбинировавшем формы, заимствованные из Греции, Египта, других стран. К эклектизму тяготели представители болонской школы, которые полагали, что смогут достичь совершенства, соединяя лучшие, по их мнению, стороны творчества великих мастеров Возрождения.
Отдельное место занимает эклектизм архитектуры середины второй половины XIX в., чрезвычайно широко использовавшей формы различных исторических стилей. Эклектизм с его “свободой выбора” архитектурных и орнаментальных мотивов оказал значительное влияние на становление целостного в своей сущности, но питающегося из самых разнообразных источников стиля модерн.
Модерн — художественный стиль в европейском и американском искусстве конца ХIХ — начала ХХ века. Стиль модерн следует отличать от общего смысла слова современный и от понятия модернизм. Основной признак стиля модерн — декоративность, основной мотив — вьющееся растение, основная философия — уподобление рукотворной формы природной. Это нашло отражение в архитектуре, в деталях зданий, в орнаменте, получившем необычайно широкое распространение. Идея синтеза искусств пронизывает стиль модерн. Основой синтеза виделась архитектура, объединяющая все другие виды искусств — от живописи до моделей одежды.
В архитектуре модерна проявились сочетание и слияние конструктивных и декоративных элементов. Внутреннее пространство определяет внешний облик здания. Художественный язык модерна был во многом воплощением идей и образов символизма, сочетающихся со сложным стилизованным растительным декором, ритмом гибких текучих линий и плоскостных цветовых пятен. В этом же духе выполнялись и произведения декоративного искусства: панно, мозаики, витражи, керамические изразцы, декоративные рельефы, майоликовая скульптура, фарфоровые и стеклянные вазы.
Прошлое, устремленное в будущее
В современном дизайне интерьеров специалисты условно выделяют два важнейших направления: “историческое” и “авангардное”. Характерно, что в прошлом архитекторы стремились оживить образы античности или средневековья и создавали гостиные и кабинеты, напоминающие залы рыцарских замков, диванные и курительные, имевшие ярко выраженный “мавританский” оттенок. Однако тогда театрализация архитектурных образов основывалась на историзме, то есть на стремлении включить предметное окружение (иногда — и стиль жизни) в контекст мировой истории. Это было чувство приобщения к всеобщему ясному и высокому идеалу — эдакая “архитектурная мода”.
Сейчас происходит диаметрально противоположное. Декорации, создаваемые архитекторами и дизайнерами, служат для утверждения необычности, неординарности, отказа от обыденного хода вещей. Во множестве современных интерьеров — в квартирах и особняках — также появляются элементы, напоминающие о давно ушедшем: огромные, тесаные из камня камины и тяжелые дубовые балки тевтонских замков, классические колонны и карнизы Греции, Рима и эпохи Возрождения, все больше элементов китайской, японской и даже ацтекской архитектуры. Но все это не настоящее прошлое, исторически точное, как в классицизме XIX столетия. Из него “выглядывают” повадки, вкусы, а главное — сознание современного человека, вооруженного новыми технологиями и материалами. Декорации сегодняшних интерьеров — всего лишь средство эмоционально-эстетического воздействия, а отнюдь не реинкарнация давно ушедших эпох. Это подчеркнуто осовремененное прошлое, прошлое, устремленное в будущее.
Второе, диаметрально противоположное направление в современном дизайне — это создание интерьеров, намеренно лишенных каких-либо культурологических привязок. Строгие линии, четкие плоскости, геометрическая ясность или, напротив, неожиданные, казалось бы, противоречащие законам физики, изгибы и ракурсы, обилие стекла, намеренная обнаженность конструкции, контрастные и яркие цвета или, напротив, “голый” металлический блеск. Это как признаки современности, так и свидетельства устремленности в будущее. Многомысленному историзму в современном интерьере, таким образом, противостоит стерильный и лаконичный футуризм.
Осуществленные в интерьерах архитектурные модели обладают высокой степенью свободы. Часто архитекторам приходится создавать свои произведения внутри ранее построенных сооружений. История архитектуры говорит и о том, что пространство — это отнюдь не пустое место, очерченное геометрически определенными границами. Оно изменяется, если его по-разному наполнить. Особенно, если во внутреннем пространстве существует своя шкала ценностей или система ориентиров. Какая-нибудь вещь, декоративный знак или архитектурная деталь могут влиять на смысл создаваемого пространства. Именно это и наблюдается в современном интерьере.
Декоративность плюс аскетизм
Если пытаться дать название стилю современных российских интерьеров, то это, скорее всего, будет неоромантизм. Именно романтическая эстетика легко объединяет прошлое и будущее, а также поощряет уединение и создание личного мира в настоящем. Ей доступны декоративность и аскетизм одновременно. Она позволяет использовать все мировое историческое наследие и стремится предвидеть черты нового, наступающего времени.
Развитие технического прогресса в домостроительную отрасль принесло очень много новых возможностей. Строятся дома с квартирами свободной планировки, владелец квартиры может изменить планировку еще на этапе строительства. Естественно, все это оказывает влияние на дизайн интерьера. С другой стороны, тип дома, его конструктивная часть определяют границы желаемого.
Современные материалы, их правильное применение позволяют создать высоту, объем, воздушность, глубину и т.п. для каждого жилища индивидуальные. Перефразируя классика можно сказать: все счастливые семьи одинаковы, только интерьеры у них разные.
Более подробно об основных тенденциях в современном российском (и не только) дизайне интерьеров мы расскажем в следующих номерах нашей газеты.
Валерий КотельниковКвартира. Дача. Офис