В последнее время нетрудно найти желающих рассуждать об архитектурных стилях столицы. При этом многие москвичи сомневаются, что городские новостройки вообще имеют хоть какую-то "причастность" к архитектуре. Интерьер, экстерьер, дизайн, модные течения и пародия на римскую колоннаду - это доступно и понятно, а вот архитектура... Впрочем, в учебниках истории о современных новостройках вряд ли напишут. Хотя Москве есть чем гордиться.
Равнение на храм
Известно, что первое упоминание о Москве в летописях датировано 1147 годом. Но, как уверяют историки, поселения на Боровицком холме появились еще в IV-III веках до нашей эры. До IX века здесь существовала так называемая дьяковская культура, сведения о которой до наших дней почти не дошли. Позже холм пустовал, а через некоторое время появились вятичи, которые построили на холме укрепленное поселение. Можно сказать, что с этого момента началась не только история Москвы, но и ее архитектура.
В середине XII века этот небольшой портовый городок приобретает важное стратегическое значение на торговом пути с северо-востока Руси в Киев. В 1156 году Москву обнесли деревянными стенами, и она стала крепостью. Вокруг нее стали объединяться окрестные селения и деревушки, что привело к быстрому росту города и процветанию торговли под стенами Кремля. Уже в XIII веке Москва считалась одним из крупных городов Руси.
Об архитектуре того времени судить очень трудно, но, судя по летописям, она была не слишком развита. Если при строительстве храмов зодчие еще старались находить основанные на народном творчестве художественные формы, то жилые дома были весьма утилитарны.
Сильный пожар 1365 года и желание обезопасить город от нападений войск Литовского княжества и Золотой Орды подвигли московских правителей на создание первого крупного архитектурного проекта: белокаменного Кремля.
В XV веке, во времена правления Ивана III, в Россию начали приглашать итальянских зодчих. Вестниками западной культуры стали Марко и Антон Фрязины, Пьетро Антонин Солари, которые возводили стены и соборы Кремля. Тогда же построили первые торговые центры на перекрестках дорог и гостиные дворы. Строительство социальных объектов постепенно начало определять и стиль городской застройки. Появились кирпичные жилые дома и бесстолпные (без внутренних опор) церкви, крытые крещатым сводом, несущим барабан с главой. До наших дней сохранилась церковь Анны, что в Углу (Китай-город, Москворецкая набережная).
В XVI веке в Москве творили Барма, Иван Постник, Федор Конь. Первые два построили храм Василия Блаженного, а третий - башни белого Кремля. Церкви того времени были столпообразными, шатровыми с общим цоколем и крытой галерей (церковь Вознесения в Коломенском). Конец XVI и начало XVII века ознаменованы появлением так называемого "годуновского стиля". Утонченную и аристократичную архитектуру того периода связывают с именем Бориса Годунова, поскольку при нем строительство приобрело статус государственной задачи. В 1584 году по повелению царя был основан Каменный приказ, который начал контролировать городское строительство. В архитектурном стиле преобладали пирамидальные формы, стройность пропорций зданий и изящный декор (собор Донского монастыря, церковь Троицы в Хорошеве и Покрова в Медведкове). Новый стиль применялся не только при строительстве культовых заведений, но и в городских зданиях. К сожалению, из всех гражданских сооружений "годуновского стиля" уцелела - да и то в перестроенном виде - лишь Золотая Царицына палата в Кремле.
В архитектуре XVII века стали обращать внимание на вертикальные композиции, широкое распространение получил многоцветный декор. Так появился новый стиль: узорочье. Для него характерны асимметрия здания, богатый декор, обилие изразцов. Наиболее яркий пример узорочья в Москве - церковь Рождества в Путинках на Малой Дмитровке.
Архитектурный стиль, который появился в конце XVII - начале XVIII века, получил название "московского" или "нарышкинского барокко". Название достаточно условно, поскольку к собственно барокко этот стиль имеет косвенное отношение, отражая усиливающееся влияние зарубежной архитектуры на строительство зданий в Москве. В новом стиле стали возводить церкви (храм Покрова в Филях, Бориса и Глеба в Зюзине, Успения в Печатниках) и загородные особняки. "Нарышкинское барокко" характеризует красно-белая цветовая гамма, живописная пышность декоративного убранства фасадов в сочетании со строгой логичностью многоярусной центрической структуры и большим числом элементов ордерной архитектуры (пилястры, капители и пр.).
Вдоль по-питерски
С началом царствования Петра I строительство храмов, дворцов и роскошных особняков отошло на второй план. Молодой реформатор придавал большое значение европеизации столицы, в связи с чем стали активно строить государственные учреждения и "западные" жилые дома. Причем архитекторам пришлось выстраивать дома "в линию" вдоль улиц, что послужило началом регулярной застройки города. В новых постройках преобладали строгие прямые линии, поэтажные деления фасадов и жесткие симметричная композиции. Характерные строения того времени: Арсенал в Кремле и Монетный двор.
Во второй половине XVIII и первой четверти XIX века главенствующим архитектурным стилем Москвы стал классицизм. Это означало возвращение к ценностям античной культуры: все композиции зданий строго симметричны и четко выражен центр. При этом часто используемые архитекторами античные портики, колонны и фронтоны были исключительно декоративны, а не функциональны, как в античности.
В городе началось активное строительство больниц, театров, учебных заведений. Наибольшее влияние на архитектуру Москвы оказали работы Василия Баженова и Матвея Казакова. В течение семи лет они занимались созданием Большого Кремлевского дворца и одновременно перестраивали сам Кремль и Красную площадь. Благодаря им Кремль превратился в грандиозный общественный центр с главной овальной площадью, к которой сходились основные улицы Москвы. Одним из самых известных творений В. Баженова стал дом Пашкова, а М. Казакова - здание Московского университета на Манежной площади.
После пожара в 1812 году, когда сгорело 2/3 столицы, была создана специальная Комиссия для строения Москвы. Руководил ею Осип Бове, сын выходца из Италии живописца Винченцо Джованни Бова. Основная задача комиссии заключалась в воссоздании города. Возможно, ее деятельность и ограничилась бы реконструкцией сгоревших зданий, но одновременно Александр I поручил составить план восстановления Москвы главному архитектору Царского Села шотландцу Вильяму Гесте. Тот нарисовал вместо города нечто похожее на французский регулярный парк, и русским архитекторам стоило большого труда убедить царя не отдавать Москву иностранцу. Вдохновленная победой, комиссия занялась созданием нового облика древнего города в стиле "московского ампира".
Работы в Москве развернули сразу в нескольких направлениях: был составлен генеральный план города с четким очертанием площадей, улиц и переулков, проведены конкурсы на строительство зданий, архитектура которых отражала бы героические события эпохи, заново спланировали Театральную площадь с величественным зданием Петровского (ныне Большого) театра, обновили Торговые ряды, построили Манеж, а над заключенной в трубу речкой Неглинной разбили Александровский сад. Комиссия разработала план создания Бульварного кольца (вместо Земляного вала) и Садового кольца (вместо Белого города) с площадями на пересечении с радиальными улицами.
Торжественная ордерная архитектура с рядами строгих колонн и посвященной победам скульптурой отражала героическую тему победы над Наполеоном. Вместе с тем основным, что определяло облик восстанавливаемой Москвы, была рядовая массовая застройка. Заслуга О. Бове в том, что он создал новый тип жилого дома - городской особняк. Эти небольшие, в основном одно-, редко - двухэтажные оштукатуренные деревянные дома с 7-11 окнами по фасаду частично сохранились в переулках современной Москвы. Декорировались дома портиком, колоннами и фронтоном. Комиссия разработала строительные правила, которые регламентировали размеры домов и расстояния между ними. Впервые стала применяться стандартизация художественных и строительных элементов и типизация конструкций, определявшая соотношение частей зданий, портиков и колонн. Единство в застройке города было достигнуто однообразной окраской стен в светлые тона (желтый, палевый, розовый, желто-серый), на фоне которых выделялись белые колонны и барельефы. После реконструкции города монументальность дворцов конца XVIII столетия сменилась уютом небольших особняков. Такую Москву еще называют "пушкинской".
Дворянский город постепенно становится торгово-промышленным центром. В начале 30-х годов XIX века начинает зарождаться эклектика. Этот стиль противопоставил строгости и единообразию композиций позднего классицизма широкую свободу выбора архитектурных прототипов. В Москве появились здания нового типа: музеи, вокзалы, банки, торговые, конторские строения, крупные доходные дома. В их архитектуре использованы элементы "европейских", так называемых "исторических", стилей (неоренессанс, необарокко, неорококо, неоготика). Монументальные, представительные, нередко перегруженные декором, причудливыми и вычурными формами здания, тем не менее достаточно органично "вошли" в структуру города (Государственный банк на Неглинной улице, Международный торговый банк на Кузнецком мосту, Политехнический и Государственный Исторические музеи, Сандуновские бани). Кстати, современный облик исторической части Москвы во многом сформирован эклектикой, основные принципы которой соответствовали требованиям укрупнившегося масштаба застройки. Жилые здания начали расти вверх. Дома в десять этажей уже не казались чем-то необычным.
В конце XIX - начале XX века в Москве появились здания в стиле модерн. Их строили архитекторы Федор Шехтель (особняк Рябушинского на Малой Никитской, Ярославский вокзал, отделка здания Художественного театра), Иван Машков (доходный дом Сокол на Кузнецком мосту) и Лев Кекушев (нынешний ресторан "Прага"). Особого внимания заслуживает построенная в 1899-1905 годах по проекту архитектора Вильяма Валькота гостиница "Метрополь". Для декоративного оформления здания Савва Морозов привлек лучшие художественные силы столицы. В верхней части протяженных фасадов помещено майоликовое панно "Принцесса Греза" Михаила Врубеля. Здание опоясывает также выполненная из майолики цитата Фридриха Ницше: "Опять старая истина: когда выстроишь дом, то замечаешь, что научился кое-чему".
В 1903 году на Тверской была построена по проекту Андрея Иванова гостиница "Националь". В то же время Алексей Щусев в неорусском стиле отстроил Казанский вокзал.
Революция, ты научила нас...
В эпоху солидарности всех трудящихся "старые" архитектурные стили презирались, как "буржуазный пережиток прошлого". На смену эклектике пришел русский конструктивизм. Отличительная особенность этого стиля - полное отсутствие декора и самые простые формы (куб, цилиндр). Наиболее яркие примеры той эпохи - здание "Известий", жилой комплекс на улице Усачева и ДК им. Русакова в Сокольниках.
В 1935 году был принят Генеральный план реконструкции Москвы, который первоочередное внимание уделял созданию парадного центра города и реконструкции главных магистралей. В полукольце центральных площадей создали Манежную площадь, на месте сооружений Охотного ряда построили гостиницу "Москва", монументальное здание Совета Труда и Обороны (ныне Государственной Думы). Рядом с домом Пашкова возвели новый корпус Государственной библиотеки имени В. И. Ленина. На месте снесенного в 1931 году храма Христа Спасителя началось строительство грандиозного здания Дворца Советов. Во второй половине 1930-х годов были полностью перестроены мосты через Москву-реку, реконструирована улица Горького (Тверская), созданы крупные парки (Измайловский, Центральный парк культуры и отдыха имени М. Горького, Сокольники), благоустроены бульвары и скверы. К 1941 году городская застройка вышла за пределы Окружной железной дороги, а территория Москвы достигла 32 617 га. Архитектура столицы стала подчиняться одному стилю - партийному. В тот момент он требовал, чтобы любое сооружение подчеркивало правильность коммунистической идеологии, укрепляло боевой дух народа и не оставляло сомнений в светлом будущем страны.
В ходе "социалистической реконструкции" Москвы были уничтожены десятки ценнейших памятников архитектуры: большая часть стены Китай-города, собор Спаса на Бору, ансамбли Чудова и Вознесенского монастырей в Кремле, Казанский собор на углу Никольской улицы и Красной площади, церковь Успения на Покровке, Сухарева башня, сооружения Симонова монастыря.
После войны был разработан 10-летний план строительства в Москве на 1951-1960 годы. Кульминацией "сталинского" стиля стали семь высоток. Одновременно в городе продолжалось строительство новых промышленных объектов (ЗиЛ, АЗЛК), а также научно-исследовательских и проектных институтов. Последние, например, занимают немалую часть зданий вдоль Варшавского шоссе. Плюс к этому в городе огромное место заняли пути 11 железнодорожных линий (а еще есть три речных порта со всеми необходимыми коммуникациями).
Начиная с 20-х годов рост населения Москвы во много раз превышал возможности жилого строительства. Большая часть москвичей к середине 1950-х годов проживала в коммунальных квартирах. Поэтому в "аварийном" порядке началось массовое жилищное и культурно-бытовое строительство в новых районах: Новые Черемушки, Матвеевское, Беляево-Богородское, Коньково-Деревлево и др. Жилищное строительство вышло за пределы официальной городской территории. Понятно, что утилитарные типовые пятиэтажные дома были призваны решить "квартирный вопрос", а не претендовать на какую-либо архитектуру. В 1960 году границей города стала только что построенная Московская кольцевая автодорога (МКАД). В это же время появились Кутузовский и Комсомольский проспекты.
В 1971 году приняли 3-й, рассчитанный на 20 лет Генеральный план развития Москвы. Приоритет строительства по-прежнему оставался за районами массовой жилой застройки (Бибирево, Вешняки, Северное Чертаново, Строгино). При этом высота домов составляла уже 9-16 этажей. В 1960-1980-х годах, уже окончательно "забыв" историческую застройку, начали сооружать "эпохальные" здания торжества идеи развитого социализма: Кремлевский Дворец съездов, высотный комплекс СЭВ на Новом Арбате (ныне здание мэрии), гостиницы "Россия" в Зарядье, "Интурист" на Тверской, здание Верховного Совета РСФСР (ныне Дом правительства РФ).
Олимпиада-80 "подарила" городу массу спортивных сооружений и современных гостиниц. Разумеется, большая их часть самодостаточны и плохо "уживаются" с окружающей застройкой. С середины 1980-х годов к Москве начали присоединять районы за пределами МКАД (Зеленоград, Солнцево, Бутово, Жулебино, Косино).
Мой адрес не дом и не улица...
Сегодня в столице можно найти самые разнообразные стили и столь же оригинальное их совмещение. Москва давно не имеет единой архитектуры, которая, например, присуща Санкт-Петербургу. По мнению специалистов, в данный момент московская архитектура находится на среднеевропейском уровне развития. И это только потому, что строим дешево и не можем понять, что действительно хорошее жилье должно быть соответственно и построено.
Вообще архитекторы выделяют в столице два основных течения: так называемая "московская архитектура" и современная. Эпитет "московская архитектура" подразумевает под собой традиции, накопленные веками. А современное направление основано на воспроизведении модных тенденций мировой архитектуры за последние 15-20 лет. Отдельно можно выделить крупные проекты реконструкции: Манежной площади, Поклонной горы, восстановление храма Христа Спасителя.
В архитектуре административных зданий, крупных банков и фирм просматривается лишь одна тенденция: здание должно быть не хуже, чем на "западе". В лучшем случае банкирам удается реконструировать старый особняк, огородив его забором и шлагбаумами. В стиле современного интернационального "техницизма" достаточно удачно построены и сочетаются с исторической средой Московский Международный банк на Пречистенской набережной и административное здание на Нижней Красносельской набережной. В явном противопоставлении сложившейся застройке, с надеждой на понимание потомков, возведено офисное здание компании "Макдоналдс" в Газетном переулке, здание Газпрома в Черемушках. Попытки создать (возродить) собственную московскую архитектурную традицию подчас принимают гротесковые формы (административное здание на Краснопресненской набережной, административно-культурный комплекс на Саввинской набережной, проект "Московского Сити").
Некоторые историки настойчиво заверяют, что стилистически Москва приемлет абсолютно все. Нынешний облик жилых новостроек уже принято называть "лужковской эклектикой". Стараясь угодить вкусам градоначальника и получить место под строительство, многие компании-застройщики старательно копируют стили окружающих домов. К счастью, не редко удачно. Если разрешена точечная застройка в центре города, то возводят малоэтажные жилые комплексы с претензией на дворянские особняки в новорусском стиле или купеческие доходные дома. Престижные районы (Патриаршие и Чистые пруды, Остоженка, Сретенка, Плющиха, Ордынка, Замоскворечье), современные материалы и оборудование домов выводят их в разряд элитных, самых дорогих жилых зданий Москвы.
Есть компании, которые в архитектуре своих домов частично цитируют сталинские дома. Без сомнения, это привлекает покупателей. Ведь каждому известно, что те же высотки были самыми лучшими и престижными домами в столице. В расчете на иногородних покупателей строятся 30-40-этажные здания в футуристическом стиле. Возводя такие дома, мало кто задумывается, что они далеко не всегда вписываются окружающее пространство. Однако агрессивной рекламой покупателям уже доказано, что жить в таких домах престижно и модно. А просто жить можно в типовых безликих новостройках Митина, Марьина, Бутова.
Приятными с точки зрения архитектуры выглядят огороженные заповедники автономного существования: Рождествено, Куркино, Покровское-Глебово. Как бы то ни было, проектировщикам этих поселений удалось найти свой стиль, однообразие которого удачно сочетается с окружающей зеленью, оставшейся от парков и лесов. Большинство проектов построенных в последние годы жилых зданий претендуют на оригинальность и самобытность, но не более того. Впрочем, застройщику больше и не нужно, поскольку продаются квартиры в доме, а не городская архитектура.
Следуя традициям "Комиссии" 1813 года, столичное правительство постановило, что все городские районы будут обладать собственным... цветом. Теперь каждый дом обязан получить "колористический паспорт", в котором укажут, в какие цвета может быть покрашен дом. Поскольку здания планируют окрашивать "поквартально", то скоро станет возможным визуальная ориентация на местности.
Многие дома, особенно в центре, сейчас отданы под реконструкцию. Это, конечно, очень хорошо: восстанавливается "старая" Москва. Но, что удивительно: после реконструкции по старым чертежам в домах появляются... еще пара этажей и крыша с мансардой. Обидно, что за всеми новостройками пропадает настоящая Москва, со старыми улочками и домами, представляющими архитектурную ценность. При этом в столице работает много талантливых архитекторов. Однако большинство по-настоящему качественных проектов так и остается на бумаге, а те, что осуществляются - подвергаются многочисленным изменениям. В сторону удешевления, поскольку стоимость квадратного метра четко определена и уменьшение расходов на строительство приводит к увеличению прибыли. Это и есть современный столичный стиль - "денежный".
Ирина ЖерноваКвадратный метр