«Водитель! Не спеши! Тебя ждут дома», – белым по черному написано на щите при въезде в подмосковный Подольск. Плакатами такого содержания полезно было бы оснастить не только Варшавское шоссе, но и подавляющее большинство остальных дорог юга Подмосковья, давно нуждающихся в ремонте и реконструкции. Современной высокоскоростной трассой можно назвать разве что магистраль «Москва-Дон», которую называют также Каширским шоссе.
Трасса «Москва-Дон» была открыта два года назад. Эта дорога не может не нравиться: восемь полос, отличное покрытие, полное отсутствие светофоров и перекрестков. Есть и еще один плюс: у жителей таких городов южного Подмосковья, как Видное, Домодедово, Кашира появилась возможность существенно сократить время поездки до Москвы. Если, скажем, от ст. Домодедово до Павелецкого вокзала на электричке нужно добираться 40 минут, то по трассе «Дон» на автомобиле вы за 10–15 минут езды можно оказаться на МКАД.
Да и автомобилисты-дачники стали меньше тратить времени на дорогу. Раньше им приходилось до своих участков медленно и скорбно тащиться по узкому и загруженному Каширскому шоссе.
Рискнем предположить, что в скором будущем автомагистраль М4 (так «Москва-Дон» обозначена в автомобильных атласах) станет своеобразным магнитом для инвесторов. Уже сейчас риэлторы очень оптимистично оценивают перспективы коттеджного строительства в этом направлении. Их можно понять. Уж очень привлекательным выглядит путь, по которому проходит трасса. От Москвы до 105 км она тянется параллельно старому Каширскому шоссе. На этом отрезке построено 14 развязок, 45 путепроводов, сооружен уникальный двухкилометровый мост через Оку и эстакада в городе Видном длиной 860 м. Говорят, что при строительстве дороги в ее основание было уложено 3 млн тонн отходов Ступинской ТЭЦ. Потом эту своеобразную «подушку» покрыли щебнемастичным асфальтобетоном. Результат налицо – ехать по этому дорожному полотну не составляет никаких затруднений. Разве что некоторые мосты и транспортные развязки заставляют водителей крепче держаться за баранку – все-таки на въездах есть ухабы. Хотя дорожные службы стараются их регулярно латать.
На «Москву-Дон» можно попасть через развязку от МКАД (27 км). Отсюда магистраль, обозначенная на картах как М4, тянется от развилки на город Видное в сторону Каширы. На ней почти нет постов ДПС. Водителей это, конечно, радует. Но и для огорчений есть повод: кафе и закусочных мало, так что перекусить им негде. Можно, правда, заехать в Домодедово, но лучше поголодать. В Домодедово приличные дороги, но много светофоров, и пешеходы, о чем время от времени повествует местная пресса, почти бросаются под колеса автомашин. При возвращении на шоссе нужно тоже держать ухо востро: здесь из-за оплошностей водителей часто случаются аварии. Кстати, с особой осторожностью следует двигаться ночью по правой крайней полосе магистрали. На ее обочине нередко останавливаются большегрузные автомобили с выключенными габаритными огнями. Так как большая часть трассы не освещена, есть риск вовремя не заметить трейлер.
Старое Каширское шоссе – не чета молодому «Дону». Оно начинается с трассы «Москва-аэропорт Домодедово», сразу после МКАД. Раньше эта дорога называлась Каширским трактом, который связывал Москву со многими южными городами. Дурная слава о нем ходила годами, окрестные жители говорили, что «разбой и грабеж на той Каширской дороге великие». Постоянные налеты разбойников делали передвижение по трассе весьма опасным. К слову сказать, в 1812 г. по Каширской дороге сначала выезжали из столицы войска и сами жители Первопрестольной, а потом по ней драпали из Москвы поверженные французы.
Но никаких памятных знаков по случаю этих и других знаменательных событий на Каширке не обнаруживается. Это, может, и хорошо: водителям лучше не отвлекаться от дороги. Мало того, что она узкая, в дополнение к этому две полосы постоянно сходятся в одну. Так что за дорожной разметкой нужно следить в оба глаза, иначе лобового столкновения не избежать. Самыми аварийными участками сотрудники ГИБДД считают 35–44 км. Причем виновниками ДТП часто оказываются водители-москвичи, особенно летом, в выходные дни. Хотя, конечно, нагрузка старой Каширки после введения в строй трассы «Москва-Дон» заметно снизилась. Утрата популярности ее не красит, дорога становится все более запущенной. Видимо, срабатывает правило – нечего тратить деньги на ремонт трассы, если у нее есть современный дублер.
При движении по старой Каширке (особенно при пересечении населенных пунктов) водителям стоит воздержаться от нарушений правил и не пересекать сплошную полосу при обгоне. В середине дня сотрудники ДПС здесь «делают статистику». Изъятие прав (а в дальнейшем и 500 руб.) почти гарантировано.
Кстати, на Каширское шоссе и трассу «Москва-Дон» можно попасть и через дорогу, ведущую к международному аэропорту «Домодедово». Она начинается сразу после моста через МКАД. Здесь всего две полосы в каждую сторону, зато установлены разделительные ограждения, трасса освещена и имеет приличное дорожное покрытие. Движение по ней довольно динамичное. Правда, если где-то случается серьезная авария, застрять можно на несколько часов. Не доезжая считанных километров до аэропорта, у поста ГИБДД, надо повернуть направо, проехать через железнодорожный переезд и двигаться транзитом через поселок Востряково. Впрочем, этим маршрутом автомобилисты пользовались и раньше, до введения в строй скоростной трассы «Москва-Дон», объезжая особенно неудобный сорокакилометровый участок Каширки. Сейчас этот маршрут тоже потерял былую популярность.
Симферопольское шоссе (на картах обозначено как М2) на выезде из Москвы состоит из 6 полос и славится хорошей пропускной способностью. Это, однако, не компенсирует качества дорожного покрытия. Оно нуждается в усовершенствовании. Заторы в основном случаются в часы пик или в выходные дни, когда дачники отправляются за город. Главное удобство трассы заключается и в том, что магистраль обходит стороной крупные населенные пункты, избегая тем самым дополнительной нагрузки (в отличие, например, от Варшавского шоссе, которое проходит через Подольск). На Симферопольском направлении, как, впрочем, и на Каширском, коттеджей пока немного, о современной массовой застройке говорить не приходится. А вот разнокалиберных дачных поселений – множество.
Качество дорожного покрытия Симферопольского и узость Варшавского шоссе ограничивают скоростные возможности водителей. Особенно в 40–50 км от Москвы. Здесь на всю катушку не разгонишься. Хотя на Симферопольском движение организовано в три ряда в каждую сторону. Зато здесь масса автозаправок и придорожных кафе. Чем дальше от Москвы, тем дешевле бензин. Только это и радует, в то время как по обочинам все достаточно уныло – закоптившиеся березки и кучи мусора, глазу остановиться не на чем. Примерно на 30 км, неподалеку от Подольска (населенный пункт Покров) – большой авторынок и магазин автозапчастей КЭМП. Сразу после него – пост ДПС, где на высокий столб водружена разбитая машина – крайне агрессивная наглядность для лихачей. Мол, едешь медленно – будешь любоваться пейзажем. Поедешь быстрее – станешь его частью.
Мир и Дом