Категории каталога
Каталог / Мода и стиль / Это интересно / Александр Фролов "Что не город, то норов"

Александр Фролов "Что не город, то норов"

В Московской области период межсезонья. Речь идет не о смене времен года, а о том, что действующие градостроительные документы не соответствуют задачам сегодняшнего дня, а новый Генеральный план развития области находится в стадии разработки, первый этап которого – «Основные направления устойчивого градостроительного развития Московской области» – готовится к общественному обсуждению и утверждению. Об этом и о многих других аспектах архитектурной и строительной деятельности Московской области рассказал главный архитектор Московской области Александр Фролов.

 – В Московской области действует Генеральный план, утвержденный в начале 1990-х гг. Он разрабатывался в прежней общественно-экономической формации и, соответственно, не может в полной мере использоваться сегодня. Поэтому перед новым составом правительства Московской области возникла проблема увязать разработку нового Генерального плана с реальностью и перспективами. Должен быть создан план стратегического развития территории области и соответствующие ему планы развития каждого муниципального образования. Диалектику никто не отменял: от общего к частному, и от частного к общему. А цель одна – повышение уровня жизни на территории Московской области.

– Александр Евгеньевич, вы сказали, что Московская область одной из первых в условиях рынка приступила к решению проблем регионального планирования. В чем его суть?

– Начну с того, что Комитетом министров государств Совета Европы был одобрен документ «Основополагающие принципы устойчивого пространственного развития европейского континента», в котором нашли отражение наиболее острые проблемы, стоящие перед континентом, и стратегические пути их решения. В принятой резолюции содержится обращение ко всем странам и регионам использовать «Основополагающие принципы…» как концептуальную основу вновь принимаемых проектов территориального развития. И правительство Московской области первым в России откликнулось на этот призыв, включив основные положения общеевропейского документа в текст областной целевой программы. Как записано в документе, суть программы – экономическая интеграция государств, старых и новых членов Совета Европы путем обеспечения территориального согласия при более сбалансированном социальном и экономическом развитии регионов. Также речь идет о поощрении развития и совершенствования взаимоотношений города и деревни, об обеспечении более сбалансированных условий транспортного доступа, в том числе путем создания пан-европейской транспортной сети, обеспечивающей надежный доступ в любую точку Европы. Кстати, два пан-европейских коридора (№ 2: Лондон – Париж – Берлин – Варшава – Минск – Москва – Нижний Новгород – Екатеринбург и №9: Хельсинки – Санкт-Петербург – Москва – Псков – Киев – Любашевка – Кишинев – Бухарест – Дмитровград – Александрополь) пройдут по территории Московской области. А что такое еврокоридоры? Это не просто дорога, но мощнейший стимул развития. Все это способствует развитию целого комплекса направлений – приумножению и защите природных ресурсов, природного наследия, повышению роли новых отраслей экономики, например, современного устойчивого туризма и др. Следует отметить, что особая роль в пространственном развитии отводится частному сектору. Поэтому одна из важнейших задач планирования состоит в государственно-частном партнерстве при разработке перспективных планов развития и обеспечении безопасности инвестиций.

– Работа над Генеральным планом Москвы и Московской области, с одной стороны, имеет много общего, так как решает задачи перспективного развития территорий. Но с другой стороны, есть и различия. В первом случае идет речь о мегаполисе, пусть и поделенном на административные округа, а во втором – о многочисленных районах, городах и муниципальных образованиях. В чем заключается специфика разработки Генплана Московской области, и какие проблемы в связи с этим предстоит решать?

– Московская область состоит из 74 муниципальных образований и площадь области гораздо больше, чем Москвы. Москва – город, а Московская область – это обширная территория с большим набором функций, отсюда и несоизмеримые масштабы проблем. Главные из них – это строительство жилья, развитие инженерной инфраструктуры, ремонт и строительство дорог, эксплуатация и первого, и второго, и третьего, организация транспортных потоков, в том числе автомобильных, водных, железнодорожных и авиационных. Это и рекреация, и туризм, и спорт, и здравоохранение, и образование, и сельское хозяйство, и промышленность, и многое другое. Если в планировании города решается весь набор проблем, только в более концентрированном масштабе, то в области все растянуто на больших пространствах. К тому же, если сравнивать стартовые условия ресурсного потенциала Москвы и Московской области, то они изначально были разными. На Москву работал весь бывший Советский Союз, поэтому делайте выводы.

– При разработке Генплана Московской области предусматривается ли задача разработки единой концепции развития с учетом того, что речь идет не об одном городе, а о десятках муниципальных образований с историческими корнями, архитектурой, спецификой экономического развития?

– Действительно, в Московской области, что не город, то норов. Поэтому при разработке этого документа за основу взяты единые «правила поведения», но в то же время каждый город должен не только сохранить свое лицо. Я глубоко убежден, что каждый населенный пункт, больше того, каждый двор и каждый дом должны иметь свое лицо. Поэтому первым этапом разработки Генерального плана области является разработка «Основных направлений устойчивого градостроительного развития Московской области». Это своего рода публичное заявление правительства Московской области о целях и задачах градостроительного планирования, направленных на обеспечение устойчивого развития региона. Общественное обсуждение и утверждение «Основных направлений...» станет для населения и инвесторов выражением государственной гарантии в области градостроительства. То есть, говоря другими словами, эта доктрина правительства Московской области после всестороннего рассмотрения, обсуждения и принятия станет базовым документом, определяющим пути развития региона.

– Разработка и принятие нового Генерального плана развития области займет еще время, но ведь срок его действия ограничен 2020 г. Получается, что в недалеком будущем предстоит пройти весь путь по-новому?

– В 1989 г., когда был поднят «железный занавес», мы общались с нашими коллегами из Германии, и я задал им один, как сейчас понимаю, наивный вопрос: «Сколько времени и денег необходимо, чтобы откорректировать генеральный план города?» Надо отдать должное, со мной работал очень квалифицированный переводчик с огромным стажем работы. Так вот, он 35 минут пытался перевести мой вопрос, а коллеги из Германии не могли его понять по одной простой причине: корректировкой генерального плана в Германии занимаются каждый божий день. Почему? Мы ведь пришли к пониманию, что домашний доктор – это благо. Он наблюдает семью или конкретного человека постоянно. Если все хорошо, лечение не назначается, если плохо – прописываются процедуры, лекарства. То же самое и в городе. Его состояние, перспективы развития отслеживаются постоянно. У нас же сроки действия Генплана нельзя было резко отменить, так как нормативы вдалбливались десятилетиями, поэтому в документе стоит 2020 г. Но я надеюсь на то, что в процессе разработки Генерального плана нам удастся создать систему, которая позволит в режиме реального времени отслеживать изменения, происходящие на территории Московской области или конкретного муниципального образования. Тогда не нужно будет через 20 лет разрабатывать новый Генеральный план.

– Но сможет ли область обеспечить постоянное финансирование таких работ?

– Смею вас уверить, что если все пойдет в том же ключе, в котором сейчас развивается, то деньги будут. Финансирование программы предусматривается из трех  источников: во-первых, это средства из областного бюджета. Кстати, деньги на этот год выделены в полном соответствии с программой. Причем когда происходила корректировка бюджета, то в отличие от других целевых программ, данная сумма осталась без изменения. Это говорит о серьезных намерениях правительства и областной думы. Еще один источник финансирования – это средства из бюджетов муниципальных образований. А, кроме того, – внебюджетные фонды. Мы рассчитываем на то, что в конечном итоге на передний план все же выйдут внебюджетные источники финансирования.

– Кто выступает заказчиком разработки областной целевой программы  «Основные направления устойчивого градостроительного развития Московской области» и кто ее разработчики?

– Государственным заказчиком областной целевой программы является Министерство экономики Московской области. Фактически над программой работает все правительство Московской области, законодательная власть – Московская областная дума и муниципальные образования. К проекту подключены специалисты Академии архитектуры и строительных наук РФ, Совет по изучению производительных сил Академии наук и Министерство экономического развития России и много лучших специалистов России.

– Вы предполагаете, что частные инвесторы, берущие с каждым годом все большую нагрузку по созданию объектов инфраструктуры, взвалят на свои плечи еще и финансирование работ по Генплану?

– Почему бы и нет? Если инвестор заинтересован в создании своего производства, то он должен заниматься и развитием не только инженерной инфраструктуры, но и, скажем, строительством жилья для своих рабочих и специалистов. Я считаю, что средства, направляемые на развитие территорий из внебюджетных источников, должны увеличиваться.

– Практика показывает, что города Московской области развиваются не одинаково. В чем вы видите причину?

– Причин много, но в значительной степени динамика развития той или иной территории, того или иного города или поселения зависит от людей, которые управляют процессом. Можно строить сталеплавильные или другие заводы, где производится тяжелое оборудование, а можно развивать туризм, индустрию развлечений и отдыха и получать от этого доходы. В московском регионе сложился такой принцип, что концентрация ресурсов – денежных, производственных, интеллектуальных – сосредоточена в Москве. Но столица сегодня в значительной степени зажата своими границами, поэтому происходит выплеск этих ресурсов на территорию области. Причем не на окраины, а в ближнее Подмосковье. Поэтому самые высокие темпы развития наблюдаются в таких подмосковных городах, как Одинцово, Красногорск, Мытищи, Королев, Троицк. Но есть, например, динамичное развитие города Ступино, где на средства иностранных инвесторов построено несколько крупных заводов. Это подчеркивает то, что я сказал выше – развитие территории зависит не только от того, что куда-то что-то удачно упало, но и от позиции руководства и жителей города. Ведь на самом деле, чем активнее жители, тем активнее ведет себя городская администрация, а чем активнее позиция администрации, тем больше у этого города появляется возможностей. На мой взгляд, большие перспективы, как туристического и культурно-рекреационного центра есть у Звенигорода, ведь это город с прекрасной природой, мощными историческими корнями.

– Расскажите подробнее о перспективном развитии Звенигорода.

– Сейчас проект находится в стадии разработки, поэтому до тех пор, пока документ не будет утвержден через общественное обсуждение, через активную позицию руководства, оглашать намерения преждевременно. Но если не вдаваться в подробности, то в планах – строительство гостиниц, мотелей, развлекательных центров, лечебно-восстановительных заведений, спортивных комплексов, гольф-клубов, теннисных кортов и многого другого, что привлекает людей для нормального отдыха. Посудите сами, сколько в Московской области нормальных гостиниц? Могу вспомнить только «Москоу Кантри клаб»  в Нахабино, «Новотель» в Шереметьево-2 и «Холидей Инн» – на Истре. Ситуацию нужно исправлять.

– Если предполагается, что строительство гостиниц, спортивных и развлекательных центров возьмут на себя частные инвесторы, то что тогда будет финансироваться за счет бюджета?

– Согласно мировой практике, каждая вложенная в развитие территории бюджетная денежная единица приводит за собой 5–6 единиц внебюджетных средств. Какие функции на себя возьмут инвесторы, а что останется за бюджетом, следует решать в каждом конкретном случае на основе взаимной договоренности и выгоды. Что же касается здравоохранения, образования и т.п., то есть обязательной функции государства, прописанной в Конституции, в основном останется за бюджетом. Уже сегодня в области действует механизм оценки эффективности размещения тех или иных предприятий, к которому подключены областные министерства – Министерство имущественных отношений, экономики, внешнеэкономических связей и др.

– Сформулируйте, пожалуйста, общие тенденции развития территории Московской области.

– В Московской области формируется создание узлов ускоренного градостроительного развития, а также узлов ускоренного развития промышленных, складских, общественно-деловых, рекреационных, рекреационно-жилых, природно-ландшафтных, природно-рекреационных зон. Следует отметить, что перспективное развитие территории планируется с учетом сложившейся ситуации.

– Можно сказать, где будут находиться эти узлы?

– До утверждения документа мне бы не хотелось их называть. В конечном итоге могут возникнуть проблемы с реализацией проектов, либо будут обмануты ожидания тех, кто вложит деньги.

– Уже намечены сроки открытого обсуждения?

– Это произойдет в ближайшее время. Хочу подчеркнуть, что о важности целевой программы говорит и тот факт, что при правительстве Московской области создана специальная межведомственная комиссия по сопровождению и разработке Генплана, а возглавляет ее первый заместитель председателя правительства МО Василий Юрьевич Голубев. В состав комиссии входят министры, депутаты, ученые, архитекторы, ведущие специалисты.

– В последние годы Москва растет вверх, так как на ее территории строятся дома преимущественно высокой этажности. Какова ваша позиция, какой должна быть застройка в Подмосковье?

– Моя личная позиция заключается в том, что среда обитания должна быть адекватной потребностям человека. Представьте себе, жить под Москвой на 25-м этаже! Это нонсенс. Страны, которые могут это себе позволить, не строят многоэтажного жилья. И заметьте, чем выше благосостояние человека, тем острее его желание поселиться в малоэтажном доме. Кстати, даже врачи сейчас говорят, что если человек живет выше 9-го этажа, то у него меняется психология, происходят необратимые процессы в организме.

– Вы можете законом регулировать такие ограничения?

– Не все зависит от Мособлархитектуры. Каждый конкретный случай требует своего рассмотрения. Кольцевая автодорога – граница двух субъектов федерации, но это же не государственная граница! Периферийные районы столицы застраиваются высотными домами, поэтому и в соседствующих с МКАДом районах подмосковных городов высотные дома будут строиться. Но это уже не есть «чистая область» – это зона влияния Москвы.

– Что вы можете сказать по поводу массовой застройки Московской области малоэтажными загородными домами?

– У каждого проекта есть заказчик и архитектор. Так вот, далеко не все зависит от архитектора. Как говорится, сколько денег – столько и песен. И, конечно же, чем более образован заказчик, чем больше подготовлен архитектор к выполнению поставленной задачи, тем лучше конечный результат. Можно пойти разными путями, например, копирования загородного строительства Америки, Канады или Германии. В свое время мы скопировали «Жигули» из автомобиля марки «Фиат-124» и что имеем, то и имеем. Очень хочется, чтобы подобное не произошло с загородным жилищным строительством.

– Вы можете вмешиваться в процесс застройки поселка?

– Вмешаться можем, имеем право и вмешиваемся, но многое зависит от местных органов самоуправления.

– Вы можете назвать значительные проекты, которые в ближайшее время будут реализованы на территории Московской области?

– Уже начата реализация программы по строительству гипермаркетов «Губернское кольцо». Очень важна программа по строительству более тридцати спортивных сооружений, инициированная губернатором области Борисом  Громовым.

– Некоторое время назад появилась информация о том, что правительство Московской области планирует построить для себя в Красногорске комплекс зданий и туда переехать. Что-нибудь сделано в этом направлении?

– Начнем с того, что по Уставу Московской области столицей области является Москва – это первое. Второе, представляете, сколько стоит перевезти все органы управления областью в Красногорск? И третье, комментарий на такой вопрос должно давать правительство Московской области. Я не хочу брать на себя чужие функции. На мой взгляд, говорить об этом еще рано, так как вопрос не готов для общественного обсуждения.

Знаете, кажется, где-то на Востоке своим врагам принято желать жить в эпоху перемен. Это считается чуть ли не самым тяжелым проклятьем. Мы живем в эпоху перемен, но я убежден, что перемены, происходящие, как в России, так и в Московской области, ведут к лучшему. И дай Бог, чтобы эти перемены носили не революционный, а эволюционный характер!      


Мир и Дом

Дополнительные статьи по теме "Это интересно"

У молодца не без золотца

Золотой человек, золотое сердце, золотые рукиПочти в каждом языке есть устойчивые выражения, в которых то, чем говорящий дорожит и восхищается, сравнивается с золотом. А как быть, если закрались сомнения в подлинной ценности этого всеобщего эквивалента? Если вам вдруг показалось, что ваше изделие из золотане вполне золотое?

Реклама:
Где заказать рерайтинг текстов узнай на сайте eTXT.ru