В последние годы Подмосковье испытывает шок от небывалого ранее массового переселения россиян. Одну половину мигрантов составляют москвичи, ринувшиеся туда в поисках дешевого решения жилищной проблемы. Другую - жители всех уголков России, желающие найти лучшие и спокойные условия для жизни. Если оставить в стороне этические, нравственные, социальные и национальные. проблемы, то поток переселенцев может иметь позитивное влияние на ситуацию в области в целом. В частности, он привлекает дополнительные финансы в экономику области и влияет на количество возводимого жилья.
Домик дядюшки Тыквы
Разумеется, большинство строительных площадок разместилось в радиусе 30 км от МКАД. Интересно, что эта зона стала как бы продолжением столицы. Здесь уже работают московские компании, которые вынуждены вступить в жесткую схватку с областными строителями из-за реальной угрозы безработицы в Москве. Круг замкнулся: люди едут в Подмосковье в поисках жилья, в ответ строители увеличивают темпы работы, правительство области пытается регулировать процесс, принимая целевые программы, ситуация на местном рынке недвижимости улучшается, народ едет еще активнее.
Все бы хорошо, но в угоду интенсивному строительству игнорируется инфраструктура. Типичная картина современного подмосковного городка: масса новостроек, плохие дороги, пара магазинов, набитых дешевой водкой, и автобусная остановка.
Ранее принятые областные программы "Свой дом", "Жилище", как и создание собственной системы ипотечного кредитования, - расширяют инвестиционный рынок на территории Подмосковья. В результате застройщики воплощают проекты, которые отвечают всем современным требованиям: хороший подъезд, охрана, наличие коммуникаций (централизованные системы тепло- и водоснабжения, электричество, газ, московский телефон и т. д.). Вот здесь бы и дописать: "...а также развитая инфраструктура", но пока явно рано. Лишь популярные в Подмосковье коттеджные поселки строят с учетом того, что их обитателям нужно быстро добираться до работы и иметь возможность купить все необходимое рядом с домом. Более того, часто в проект сразу закладывают возведение школы, детского сада и спортивно-досуговых центров.
"Отсталость" подмосковных городов заставляет архитекторов проектировать современную инфраструктуру поселков даже в том случае, если они строятся на окраине какого-либо города. Однако в этом случае есть возможность найти компромисс. Все зависит от конкретного места застройки. Например, жилой комплекс "Фетищево" на границе с Подольском. Четырнадцать трехуровневых сблокированных коттеджей обеспечены полным набором инженерно-технических коммуникаций, цифровой АТС, телевизионной сетью и выделенными каналами интернет. Кроме того, рядом с поселком находится школа, детский сад, Дворец спорта, конный завод и лесопарк. Жителям комплекса "Фетищево" будет приятно узнать, что через год в 2 км от поселка будет Подольское водохранилище.
Наиболее престижные направления - запад, северо- и юго-запад (Рублево-Успенское, Минское шоссе, Волоколамское) - отличаются и коттеджами класса люкс, и хорошими подъездными дорогами, и отсутствием проблем с инфраструктурой. Гораздо хуже всегда обстояло дело в восточном направлении. Хотя уже имеются прецеденты комплексного строительства. Например, в Люберцах (поселок Томилино) корпорация "Социальная инициатива" возводит поселок из 500 таун-хаусов. Около каждого блока запланировано построить по детской площадке, в стадии строительства гаражи, магазины, аптека и комбинат бытового обслуживания. Похожие комплексы строятся недалеко от городов Одинцово и Пушкино.
Два мира - две системы
Но все это касается вновь возводимого жилья, к которому потенциальные покупатели предъявляют повышенные требования. Удивляться не приходится: если к строящимся коттеджам не будет хорошей дороги, то их скорее всего даже не поедут смотреть. А как быть тем жителям подмосковных городов, которые живут в обычных типовых многоэтажках и вынуждены довольствоваться уже имеющимися магазинами, школами и поликлиниками, ходить по давно не ремонтируемым обочинам и объезжать старые ямы на дороге? Взять, например, несколько новых домов, сданных в 2000-2003 годах в Мытищах. В микрорайоне Перловка внутри дворов - аккуратные детские площадки, новые скамейки, чистые подъезды. В рекламном проспекте фирмы-застройщика значится привлекательное: "развитая инфраструктура района, 10 минут от ж/д станции Перловка, близко - магазины и рынок". А на деле... Сразу за углом дома - разбитая дорога, рынок около станции небольшой и грязный, с пристанищем бомжей на задворках, около новых мусорных баков - кучи разбросанного мусора и толстые, непуганые крысы.
Есть и города, где строительство вообще практически не ведется (Сергиев Посад, Клин, Ногинск) или ведется очень малыми объемами (Истра - всего два дома, Звенигород - три). Доходы жителей таких городов не позволяют покупать новое жилье по ценам, приемлемым для застройщиков, а отсутствие инвестиций и отчислений в городской бюджет не дает местным властям возможность развивать инфраструктуру.
В качестве примера подмосковных городов с достаточно развитой инфраструктурой чиновники областного правительства любят называть Балашиху, Красногорск, Зеленоград.
Действительно, в случае с Балашихой имеется повод для оптимизма, несмотря на то, что восточное направление считается не слишком престижным. Здесь наименьший уровень радиации в Московской области, достаточное количество магазинов (около ста), кафе и ресторанов (есть даже кафе, где работает повар-француз). В городе с населением 165 тыс. человек более 30 школ и несколько технических вузов. Основные транспортные магистрали - это Щелковское и Горьковское, а также Рязанское и Вишняковское шоссе. Транспортное сообщение в городе налажено неплохо: до столицы можно добраться на машине, маршрутке или электричке меньше чем за час. А ведь именно дороги являются важным фактором, который определяет в конечном счете выбор места жительства при прочих равных условиях.
Хорошо обстоят дела и в столично-подмосковном Зеленограде. Дома, построенные МЖК "Зеленоград", не первый год занимают призовые места в конкурсах на "Лучший московский дворик" и "Лучший микрорайон". Прямо на территории МЖК построена парковая зона с беседками и фонтаном, недалеко есть городской пруд, а на всей территории вечером и ночью дежурят сотрудники охранного предприятия.
Дорога к дому
Денег на строительство новых дорог в области всегда не хватало, но после упразднения в 2003 году дорожных фондов их нет и на латание ям на старых. Платные же дороги, казавшиеся еще лет 10 назад панацеей от всех бед, явно не смогут оправдать ожиданий. Просто потому, что водители не готовы платить деньги за проезд по такой дороге, тем более когда есть альтернатива, пусть даже и в виде разбитой колеи.
В связи с постоянным увеличением трафика на трассах, связывающих Москву и ближайшие подмосковные города, вопрос о дорогах встал особенно остро. В последнее время во всех без исключения подмосковных городах найти достойную, хорошо оплачиваемую работу становится все сложнее. Неудивительно, что жители ближайших к Москве населенных пунктов все настойчивее обращают свои взоры в сторону сытой и богатой столицы. Поэтому по утрам и вечерам все магистрали забиты транспортом. А если к этому добавить летние потоки дачников, то в скором времени движение по трассам в часы пик может вообще остановиться.
Областная программа "Дороги Подмосковья" призвана решить транспортную проблему, т. е. расширить существующие дороги и проложить новые, "оттягивающие" поток машин с одного направления. Однако из-за отсутствия средств ее реализация ограничивается локальными ремонтами мостов и путепроводов. Причем сроки ремонтов затягиваются на долгие месяцы, что приводит к заторам и в конечном счете никак не сказывается на пропускной способности конкретной магистрали. В среднем поездка из области в Москву сегодня занимает не менее 1-1,5 ч. Итого из жизни активных строителей капитализма, гораздо менее ленивых, чем москвичи, и готовых работать за меньшую зарплату, выбрасывается по три часа ежедневно. Плюс накопление хронической усталости. Если эти цифры умножить на (минимум!) 500 тыс. ежедневно приезжающих в столицу областных работников, то потери в пресловутых человеко/часах окажутся огромными.
Года три назад простым и эффективным решением проблемы казалось учреждение сети частных маршрутных такси. Однако и это начинание превратилось в проблему. Во-первых, маршруток на всех в часы пик не хватает. Во-вторых, частникам содержать большее количество автобусов бессмысленно, поскольку большую часть дня они не используются. Для "убыстрения" перевозок нанятые за гроши водители из стран ближнего зарубежья знают только один способ: резкое нажатие на педаль газа. Плохо зная ПДД и особенности местного движения, эти водители постоянно нарушают скоростной режим и создают аварийные ситуации. На дорогах, где каждый день появляются новые ямы и выбоины, а на обочину в дождь выезжать не рекомендуется, такой стиль вождения приводит к авариям с человеческими жертвами. Причем по роковому стечению обстоятельств жутких ДТП с участием маршруток в последнее время стало очень много. Неудивительно, что "разгон" по инстанциям привел к банальным последствиям: террору сотрудников ГИБДД против водителей автобусов. Результат: количество маршруток резко сократилось.
Кроме того, есть еще проблема, требующая вмешательства властей. Те, кому хоть раз удалось дольше положенного засидеться в гостях, поймут, о чем речь. После 23.00 все желающие попасть домой становятся "жертвами" таксистов, которые не стесняются брать втридорога. Причем "бомбилы" сами из Подмосковья. Знаете, сколько их ежедневно приезжает в Москву на заработки? Около 50 тыс.
К электричкам, в которые невозможно втиснуться в часы пик, жители подмосковных городов притерпелись давно. Хотя Московской железной дорогой принят план реконструкции магистралей по нескольким направлениям. Например, в ближайшее время это должно произойти на участке Москва-Мытищи. Под лозунгом "создадим транспортную инфраструктуру нового поколения" подразумевается полная реконструкция станции Мытищи, ремонт ж/д полотна и строительство высокоскоростных электричек. Если все будет идти по плану, то проект воплотят в жизнь к концу 2003 года. Все остальные города, где есть рельсы и вокзал, - покорно ждут своей очереди.
Экспансия торговых сетей
Огромные супермаркеты и маленькие булочные, столовые с клеенками вместо скатерти и пресловутые Макдональдсы - все это есть в подмосковных городах. В последнее время даже с перекосом в сторону гипер...
Одной из программ правительства Московской области по развитию инфраструктуры является "Губернское кольцо". Именно благодаря этой программе в Мытищах и Одинцовском районе открылись французские гипермаркеты сети Auchan, в Люберцах - "Патэрсон", в Химках - ИКЕА, в Теплом Стане - "Мега" и т. д. Всего по области в течение пяти лет планируется построить 20-25 торговых комплексов. Естественно, такие гипермаркеты с парковками и АЗС выгоднее всего строить около автомагистралей и МКАД. Уже сейчас жители ближайшего Подмосковья перестают ездить в столицу за мелкооптовыми покупками. Скорее наоборот: москвичи потянулись за МКАД в надежде выгодно и удобно совершить покупки и запастись продуктами на всю неделю. Спрос рождает предложение: цены в областных "супер" и "гипер" быстро поползли в верх. Экспансия торговых сетей все глубже поражает Подмосковье. В радиусе 30 км от МКАД столичные бренды принялись перепрофилировать былые гастрономы и хозяйственные. Лидируют в этом процессе такие торговые сети, как "Самохвал" и "Пятерочка". В столице они позиционируют себя как дешевые магазины, но по сравнению с областными их цены весьма высоки.
Круглосуточный супермаркет, в котором только хлеба больше 20 видов, не говоря уже об остальных товарах, безусловно, необходим в подмосковном городе, где немало жителей работают в столице и приезжают домой поздно вечером. Но если поблизости от дома нет овощного рынка, закрылись привычные специализированные магазины, а в дежурную аптеку нужно ехать несколько остановок, то словосочетание "развитая инфраструктура микрорайона" в этом случае - изысканное издевательство.
От А до Я
Сходная ситуация - со школами и детскими садами. Население подмосковных городов увеличивается за счет переселения столичных жителей и приезжих. Эта тенденция в ближайшее время сохранится, поскольку власти Подмосковья заинтересованы в росте населения и привлечении инвестиций для развития своих районов. А для этого необходимо строить новые школы, садики и делать капитальный ремонт уже имеющихся.
В относительно благополучном Красногорске в прошлом году на несколько микрорайонов с новостройками не было запланировано ни одной школы. Сейчас строители представляют проекты уже с детскими садами и поликлиниками, но возведены они будут только после сдачи домов в эксплуатацию. Так что скорее всего год-два классы ближайших к новостройкам школ опять будут переполнены.
Конечно, правительством Московской области уже принята программа по возведению новых спортивных сооружений, выделению средств на возрождение ДЮСШ, оборудование открытых хоккейных коробок в каждом районе зимой и футбольных площадок - летом. Работа идет медленно, но верно, и есть надежда, что не только взрослым, но и детям будет где заниматься спортом.
А еще есть грандиозные проекты, такие, как аквапарк в Мякининской пойме, сооружение которого вызывает оправданные возражения. Не в последнюю очередь - из-за прогнозируемого ухудшения экологической обстановки в данном месте. Пока еще данный район сохраняет свой статус как одного из самых чистых и зеленых районов Подмосковья, но как ситуация сложится дальше? На примере подмосковных Химок, уже лишившихся из-за новостроек половины своего зеленого богатства, можно предвидеть последствия подобного "развития инфраструктуры" района. Если власти каждого подмосковного города будут утверждать планы застройщиков, не принимая во внимание удобство жителей, то в скором времени мы получим дворы без зелени, загазованный воздух и водохранилища без рыбы.
На связи!
Недавно, проезжая по мытищинским улицам с безнадежно разрядившимся мобильным телефоном, мы тщетно искали взглядом некогда привычные телефонные кабинки. После вопроса - "а откуда же можно позвонить?" - местные жители отправляли нас к отделению связи, к больнице, к школе... Работающий таксофон был обнаружен только через 2 квартала, но он оказался... монетным. Помните такие? Еще 15 минут мы потратили на поиски жетонов. Потом уже стало понятно, что так необходимые нам таксофоны можно обнаружить либо около крупных магазинов на центральных улицах, либо около ведомственных учреждений.
Как оказалось, такая ситуация характерна не только для Мытищ. Похожие проблемы преследуют жителей всех подмосковных районов. Зато власти некоторых городов уже осознали, что без развития телекоммуникационной инфраструктуры они останутся далеко позади... не мирового прогресса, а нормальных житейских нужд. Поэтому они стали предпринимать срочные меры по созданию общегородских телекоммуникационных сетей. Примером могут служить Зеленоград и Троицк, где создан прецедент всеобщей интернетизации по проекту городских провайдеров. При этом в отличие от московской практики горожанам будут бесплатно предоставляться услуги по подключению и по технической настройке вместе с необходимым оборудованием и бесплатный трафик внутри городской сети. Одновременно местные коммуникационные компании активно развивают телефонизацию своих городов и кабельные сети местного телевидения. За счет созданных сетей вопрос о предоставлении выделенных линий покупателям новых коттеджей в Подмосковье решается уже на стадии подписания договора на строительство.
Два года назад губернатор Подмосковья поддержал инициативу ОАО "Новая инвестиционная политика Московской области" (НИПМО) по созданию базы данных инвестиционных проектов в регионе. Так появился интернет-проект "Инвестируй в Московскую область". На сайте http://www.mosregion.ru можно найти данные не только по инвестициям, но и полный каталог ссылок на ресурсы Московского региона и адресно-телефонный справочник администраций муниципальных образований Московской области. Возможно, это кому-нибудь поможет и...
Когда-нибудь жители Химок и Люберец, Зеленограда и Мытищ, Лобни и Балашихи, а также прочих больших и малых городов Подмосковья смогут зайти на сайт, чтобы посмотреть расписание скоростных электричек, узнать, как идет строительство новой больницы, сказать спасибо родным чиновникам за своевременный вывоз мусора и чистые улицы... Может быть, когда-нибудь инфраструктуру подмосковных городов перестанут "усиленно развивать", а просто сделают ее пригодной для жизни. Когда-нибудь иметь подмосковную прописку будет престижнее, чем столичную. А пока "инфраструктура Подмосковья активно развивается", а проблемы все еще ждут своего решения.
Алексей ДевинКвадратный метр