В Преображенском районе Москвы совершили реформу ЖКХ.
Но она оказалась никому не нужна.
В столице стартовал очередной этап жилищно-коммунальной реформы - в городе активно создаются единые информационно-расчетные центры (ЕИРЦ), призванные упростить процедуру расчетов за жилье. Сделать ее "прозрачной" для граждан, которые все чаще хотят знать, за что конкретно они платят деньги. Правда, пока получается плохо - как уже писали "Известия" ("За что платим?", 18.06.03), ЕИРЦ, по сути, стали всего лишь посредниками между жителями и поставщиками коммунальных услуг. Зато "Известиям" удалось обнаружить в Москве район, где граждане точно знают, сколько воды они пролили и тепла потребили, и платят только за это. Точнее, платили...
- Собственный расчетный центр мы создали еще пять лет назад, - рассказывает директор ДЕЗ "Преображенское" Татьяна Подберецкая. - Просто поняли, что можно не гонять человека из одной конторы в другую с платежками, а объединить все базы данных.
Подобрали помещение на первом этаже панельной многоэтажки, отремонтировали, поставили компьютеры, свели в них всю информацию о жителях района и открыли подразделение ДЕЗ под названием "Расчетно-кассовый центр". Граждане поначалу по привычке занимали очередь за час до открытия, но вскоре приятно удивились и расслабились: новая контора работала не четыре часа в день (да и те попробуй поймай - каждый раз разные), а целый день. Квартплату в ней рассчитывали быстро, вопросы с перерасчетом решали мгновенно, и даже заплатить по полученной квитанции можно было не выходя из помещения - "мы договорились с одним из банков, и тот открыл в нашем центре свой кассовый центр - окошко, где принимали платежи".
В распоряжении новой структуры оказалась вся информация - о количестве проживающих в квартире, о жилищных субсидиях и льготах, причитающихся гражданам, и даже - о ужас - о количестве и качестве услуг, которые поставщики предоставили в каждом отдельном месяце. Дело в том, что еще несколько лет назад, пользуясь льготами по налогу на прибыль, предоставляемыми коммерческим фирмам, которые вкладывались в ЖКХ, Подберецкая умудрилась поставить счетчики воды и тепла в каждый дом.
- Мы не залезали в бюджет города, - рассказывает Татьяна Георгиевна, - работали с инвесторами. Среди них были, например, "ЛУКОЙЛ" и "Газпром". Они получали свои льготы, а мы поставили новую диспетчерскую и систему учета воды и тепла, которой позавидовали даже французы, которые недавно были у нас в гостях.
В 2000 году льготы отменили, но в хозяйстве района "Преображенский" к этому времени успели многое.
- Вот посмотрите. - Подберецкая берет толстую папку с расчетами. - Я могу сказать, сколько воды и какой температуры поставило Мосэнерго в любом месяце в любой дом нашего района. Доказать, что, допустим, в январе недотопили, а в апреле, когда на улице была жара, а станции, по обычаю, спускали лишнее тепло, перетопили.
С момента появления счетчиков жителям Преображенского района в платежках стали проставлять суммы не по нормативам монополистов, а по счетчикам. Что приятно, они оказались заметно меньше. Однако для поставщиков, привыкших перекладывать на горожанина проблемы потери тепла и текущих труб по дороге к квартире, система была смерти подобна: при каждом расчете они теряли по нескольку миллионов рублей. И это только один район - а если в каждом начнется такая революция?
- К примеру, нам выставили счет на 137 миллионов рублей, но я-то знаю, что мы потребили тепла только на 115 миллионов, все остальное нам недопоставили или поставили ненадлежащего качества. Все, что касается нашего долга, я готова платить до рубля. Но отвечать за протечки житель не должен.
Похожая ситуация складывается у ДЕЗ "Преображенский" с Мосводоканалом: кабальный договор, где потребитель отвечает за все, до сих пор не подписан, и мятежный ДЕЗ платит по факту - сколько воды потребили, столько оплачивается.
Новая глава в захватывающей коммунальной эпопее открылась, когда в городе началась кампания по созданию ЕИРЦ. Было издано постановление, по которому всем 125 районам предписывалось действовать по единой схеме. Право начислять платежи передавалось организациям-поставщикам, а ЕИРЦ досталась функция безропотного собирателя цифр, спущенных тепловиками, газовщиками и поставщиками воды.
- Фактически в новой системе ДЕЗ, как управляющая компания и защитник интересов жителей, теряет свое значение - никакой связи с качеством и количеством услуг она не может установить и повлиять на их оплату тоже. Трехсторонний договор, который город требует заключить между ДЕЗ, ЕИРЦ и поставщиком услуг, - исключительно в интересах монополистов. Разумеется, мы отказались его подписать. Идея хорошая, центры нужны, но они должны быть в составе управляющей компании. А так содержать эти ЕИРЦ стоит порядка 63-64 миллионов рублей в месяц. А сейчас собираются создать над ними еще одну структуру - большой ГУП ЕИРЦ, - которая тоже будет стоить городу массу денег.
Татьяна Подберецкая углубилась в инновации: денег на техобслуживание домов все равно не хватает, даже с городскими дотациями, и единственный способ поддерживать порядок у себя в районе - научиться экономить. Вместо капитального ремонта и замены труб в Преображенском районе применяют новую систему их очистки - гидроимпульсную. Действует принципиально новая система ликвидации аварий. С нового сезона собираются подогревать крыши, чтобы не образовывались сосульки, а также сортировать и прессовать мусор - чтобы сэкономить на его вывозе... На каждом шагу Подберецкой удавалось опровергать утверждение, что в существующую систему ЖКХ инвестиции и современные технологии не пойдут.
Но на днях распоряжением префекта Восточного округа Татьяна Подберецкая была уволена с должности за служебное несоответствие.
- Все заслуги Подберецкой - миф, который она сама поддерживает, - утверждает замначальника управления городского заказа (главный по жилищной реформе в Москве) Анатолий Анашкин. - Хотя нас, к примеру, тоже не устраивает то, что ЕИРЦ не являются юрлицами, следовательно, не могут заключать договоры с поставщиками коммунальных услуг. Должно быть так: есть претензии к качеству коммунальных услуг - пожалуйте в ДЕЗ, со всем, что касается их оплаты - в ЕИРЦ. И больше не надо собирать справки о льготах, пособиях, числе прописанных, в базе данных центра вся эта информация будет собрана. Это отдельная услуга - расчетно-информационная, у нее есть стоимость: 9 рублей за операцию по каждой квартире. И я категорически заявляю, что существование ЕИРЦ никак не повлияет на размер квартплаты. Для этого есть другие источники.
Анна ФилимоноваИзвестия