Земли, на которых образован Северный административный округ, всегда были связаны с историей становления и развития Москвы. Здесь проходили торговые пути из Новгорода в Рязань, из Киева в Ростов, из Смоленска в Суздаль. Интенсивное развитие района началось в XVIII веке, когда вдоль Петербургского шоссе появились таможни, почтовые, торговые учреждения, трактиры и постоялые дворы.
Царская дорога
В САО немало известных исторических достопримечательностей. Названия бывших усадеб и сел теперь превратились в имена жилых массивов: Химки-Ховрино, Михалково, Бескудниково, Бусиново, Коровино, Петровско-Разумовское и др. Здесь находится один из интереснейших историко-архитектурных комплексов столицы: бывший "Петровский подъездной дворец".
Издавна в Москве строились деревянные "путевые дворцы" для царей и "сопровождающих лиц". В них царствующие особы отдыхали перед въездом в столицу. Петровский дворец построен на месте села, принадлежавшего Высоко-Петровскому монастырю. Отсюда и название дворца. Его классическая композиция причудливо сочетается с древнерусской и готической архитектурой. Резной белый камень, обильно использованный в декоре, эффективно выделяется на фоне красных кирпичных стен. Дворец напоминает романтический средневековый замок.
Еще до завершения строительства каменного дворца богатые и знатные горожане стали строить рядом с ним свои загородные усадьбы. Вскоре здесь появились дачи генерала С. С. Апраксина, князя М. П. Голицына, княгини Волконской и других именитых особ. По соседству были построены трактиры для обслуживания многочисленных гостей, приезжавших встречать царскую семью. Разумеется, после торжественной церемонии гости не разъезжались, а шумно и весело гуляли до утра.
Со временем светская "тусовка" в придворцовой роще вошла в моду. В 1825 году по проекту А. А. Менеласа рядом с дворцом был разбит Петровский парк. Руководил работами генерал А. А. Башилов (в память о нем названы две близлежащие улицы). В 1837 году в парке построили увеселительный "воксал", включавший танцевальный зал, гостиную, столовую, читальни, бильярдные, комнаты для игр в карты и другие помещения для развлечений. В наши дни Петровский парк, сохраняющий пейзажную планировку, занимает 22 га, и, хотя он уже не столь роскошный, как в давние времена, гулять в окружении лип, лиственниц, тополей, дубов и кленов по-прежнему приятно.
Не менее знаменита, чем Петродворец, усадьба в Петровско-Разумовском. В разные времена она принадлежала известным дворянским фамилиям: Шуйским, Нарышкиным, Разумовским. В 1860 году владение выкупили у последнего хозяина, некоего аптекаря Шумахера, и основали в нем Петровскую землевладельческую и лесную академию. Сегодня это Московская сельскохозяйственная академия имени К. А. Тимирязева, которая стала не только очагом науки, но и одним из центров русской культуры и общественной жизни. В ней хранятся миллионы томов книг и сотни тысяч музейных экспонатов. Здесь работал первый главный садовник России академик Рихард Иванович Шредер. За 40 лет своей деятельности он, если так можно выразиться, "перекопал" всю местность. В частности, заложил дендрологический парк и посадил знаменитую Лиственничную аллею. Сюда часто наведывался Лев Толстой, здесь учился будущий писатель Короленко, десятки лет преподавал профессор Тимирязев.
Небо - наш родимый дом
Сейчас север столицы - один из крупнейших научно-промышленных центров Москвы, где сосредоточены предприятия, охватывающие практически все отрасли промышленности, 170 научно-исследовательских институтов и научных центров, 18 высших учебных заведений. Интересна одна особенность: в САО много организаций, связанных с авиацией. Это заводы, конструкторские бюро, институты и аэродром. Сотни тысяч рабочих, служащих, свыше 20 тыс. студентов Московского авиационного института, слушатели Военно-воздушной академии имени Н. Е. Жуковского спешат сюда по утрам.
Чем объяснить столь повышенное внимание к авиации? Недалеко от Ходынки, ставшей в XIX веке местом проведения выставок (в том числе Всероссийской художественно-промышленной выставки, от которой сохранился только Царский павильон), любители бегов и скачек основали соответственно - Беговое и Скаковое поле. Об этом сегодня напоминают названия улиц и комплекс Московского ипподрома. На этих полях прошли первые соревнования велосипедистов, а вскоре вблизи конюшен выстроили велосипедный завод.
Ну, от велосипеда недалеко и до аэроплана. Велосипедный завод "Дукс" не отстал от веяний времени и быстро освоил производство летательных аппаратов. К 1917 году он производил для нужд царской армии 75-100 машин ежемесячно. И старты первых, изготовленных из дерева "крылатых машин" проходили именно на ипподроме.
Постепенно полеты авиаторов перенесли с ипподрома на Ходынское поле. С Ходынки в 1922 году был совершен первый международный рейс между Москвой и Кенигсбергом. В небе над Ходынкой продемонстрировал широкой публике первый советский металлический самолет Андрей Туполев.
В 30-е годы Ходынский аэродром стал Центральным. Вокруг него складывалась инфраструктура, тесно связанная с авиацией. Разумеется, аэродром, заводы и конструкторские бюро всегда принадлежали Минобороны, поэтому вокруг Ходынки расположились несколько военных городков. Сегодня на их месте развернулось жилищное строительство. На Ходынском поле предполагается возвести 465 тыс. кв. м жилья повышенной комфортности, из них 120 тыс. кв. м будет передано Минобороны для улучшения жилищных условий столичных чиновников-офицеров. (Подробнее о строительстве на Ходынке см. статью "Ходынка: битва закончилась, строители собирают дома" в № 24(130) от 2.07.2003 года.)
Московский Север не крайний
До октябрьской революции (граница Белокаменной проходила по Окружной железной дороге) наибольшее приращение город получил именно с севера и северо-запада. Вышедший тогда справочник "Вся Москва" отметил эту тенденцию: "...в отличие от Лондона, Парижа, Берлина, растущих преимущественно на запад, в Москве больше всего растет северная часть ее внешнего пояса: за период с 1897 по 1912 год население выросло здесь на 101,7%, тогда как во всей Москве - на 50%..." Забегая вперед, стоит отметить, что именно в этом направлении в 1958 году был заложен и первый спутник столицы город Зеленоград.
Уникальная страница в жилищном строительстве Москвы: возведение в 1923 году поселка художников и писателей "Сокол": этакая тихая деревенька в шумном городе. На Ленинградском проспекте стоит своеобразный памятник: жилой шестиэтажный дом, где на практике были доказаны возможности крупноблочного домостроения. В народе его назвали "кружевным" из-за ажурных железобетонных ограждений и лоджий, украшенных решетками с "растительным" орнаментом (художник В. Фаворский). Дом построен в 1940-1941 годах по проекту известных архитекторов А. Бурова и Б. Блохина. Уникальность сооружения в том, что именно его возведение ознаменовало переход к индустриальному жилищному строительству. Но в отличие от безликих, однотипных, монотонных по архитектуре жилых домов 50-60-х годов проекты, которые создавал творческий коллектив Блохина и Бурова, были действительно красивыми и удобными для жителей, имели индивидуальные архитектурно-планировочные и художественные черты при невысокой себестоимости их строительства.
Одной из крупнейших стройплощадок в 60-е годы стал район Химки-Ховрино. Позже были застроены Бескудниково и Дегунино. В 1969 году на Ленинградском шоссе началось строительство микрорайона "Лебедь". По проекту А. Меерсона, Н. Селивановой и Е. Подольской предполагалось возвести "Дом нового быта" - жилой комплекс с полным коммунальным обслуживанием, а также с мастерскими, общими гостиными и столом заказов. На этом районе отрабатывались новые типы конструкций зданий и городской инфраструктуры.
Нынешние границы Северного административного округа простираются от Белорусского вокзала до Московской кольцевой автомобильной дороги, включая в себя расположенные особняком территории Молжаниновского района и аэропорт Шереметьево. Округ - самый густонаселенный в Москве и самый застроенный. Свободных площадей для строительства практически уже не осталось. Выполнять обязательства по общемосковской программе строительства "северянам" сложнее, чем другим. Приходится искать новые архитектурные и градостроительные подходы.
Одной из приоритетных задач САО является реконструкция пятиэтажных домов первого периода индустриального домостроения и переселение их жителей в благоустроенные квартиры. Одну из первых хрущевок в городе сломали именно здесь еще в 1991 году. Начиная с 1994 года были сданы в эксплуатацию новые жилые дома в проезде Черепановых, на улице Космодемьянских, Бескудниковском бульваре, Коровинском шоссе и Яхромской улице. Работа по волновому переселению жильцов пятиэтажек ведется и в других микрорайонах.
"Жилищная проблема остается самой острой, - признается зам. префекта САО А. Бочаров, - и хотя в этом году мы сдадим в эксплуатацию 600 тыс. кв. м, этого конечно же для нас мало. Префектура особые надежды возлагает на вывод и перепрофилирование промзон, которых на территории округа очень много". Перспективный проект - реконструкция двух кварталов в районе Левобережный, где на месте сносимых пятиэтажек (а в округе находится более четверти всех устаревших московских "хрущоб") будет возведено 800 тыс. кв. м современного жилья. Также утвержден градостроительный план застройки Молжаниновского района. Там вместе со строительством жилья обоснуются гольф-клуб, "технопарк", автодром, гостиницы и сеть кафе.
Сейчас жилищный фонд округа составляет 18,5 млн кв. м. В течение 20 лет он должен увеличиться до 24,6 млн кв. м. При этом планируется снести ветхие дома площадью почти 2 млн кв. м. Ожидается, что к 2020 году средняя обеспеченность вырастет с 21,1 до 27 кв. м на человека. Однако и численность жителей, как предполагается, возрастет с 880 до 910 тыс. человек.
Дышите глубже
К 2020 году в САО планируется построить 11 школ и 13 детских дошкольных учреждений, поликлинику в Ховрине и ряд торговых объектов в районах массовой жилой застройки. Будет возведено 20 физкультурно-спортивных комплексов, в том числе аквапарк и горнолыжную трассу в пойме реки Сходня. Скрасят досуг жителей САО плавательные бассейны на Лобненской и Левобережной улицах, спортивно-развлекательный комплекс и теннисный центр на площади Туманяна. Любопытно, что центр строит Фонд развития тенниса в России. Рядом с кинотеатром "Ереван" и стадионом "Молния" построят детские спортивно-развлекательные комплексы. В Головинском районе намечен большой комплекс природоохранных мероприятий: очистка прудов, благоустройство набережной реки Лихоборки и Кронштадтского бульвара.
Проект реконструкции зоны Химкинского водохранилища предусматривает вывод лесобиржи, хладокомбината, множества мелких и средних предприятий. В результате освободятся 35 га земель, где планируется построить комплекс жилых высотных зданий. В основу проекта положена концепция, разработанная творческой мастерской "А. Меерсон и партнеры". Им же принадлежит план реконструкции стадиона "Динамо".
Восточный берег Химкинского водохранилища предполагается отвести под зону отдыха. Здесь появятся конноспортивный центр, лодочные станции, яхт-клуб, велодром, детский центр, рестораны и кафе.
Масштабные преобразования ждут Северный грузовой порт. Планируется вывести за пределы города открытые площадки, на которых сейчас складируется пищевая и техническая соль. Прекратится и транспортировка леса с Лесобиржи. Северный порт будет заниматься в основном контейнерными перевозками, поэтому сейчас активно разрабатывается проект строительства специального терминала. Над территорией порта будет сооружена мощная платформа, связанная с основными магистралями, транспортными подъездами и пешеходными переходами. На ней построят корпуса гостиниц, офисов, паркингов и мотелей. Таким образом, все портовые сооружения окажутся скрытыми под платформой и не будут нарушать эстетическую гармонию окружающего пространства.
В ближайшем будущем в САО планируется создать природный комплекс "Особо охраняемых территорий" в составе ландшафтного заказника "Химкинский", природно-исторического парка "Покровское-Стрешнево" и Дегунинского лесопарка. Несмотря на "особый" статус, комплекс благоустроят под места массового отдыха. Будет проведена работа по реабилитации и благоустройству долин малых рек: Лихоборки, Таракановки и Бусинки.
Завершится обустройство парка Дружбы в комплексе с общественным центром на улице Лавочкина. Под чутким руководством местных экологов районные власти создадут новые и благоустроят уже существующие скверы, бульвары и все 67 парков.
Если все грандиозные планы удастся реализовать, лет через десять САО станет благоустроенным округом столицы и, можно уже не побояться этого слова, "легкими" Москвы.
Александр МаксимовКвадратный метр