Категории каталога
Каталог / Мода и стиль / Это интересно / "Они остановятся, если их повезут"

"Они остановятся, если их повезут"

ОБЩЕСТВЕНЫЙ СОВЕТ

Комплексное благоустройство - это, вкратце говоря, благоустройство плюс цветовое и световое оформление. Этим ремонтно-дизайнерским работам в рамках города без нормативно-регулирующей базы не обойтись. И еще одна, пожалуй, из наиболее острых проблем города: как будем разруливать пробки на дорогах ? Об этом шла речь на недавно прошедшем под руководством вице-мэра Валерия Шанцева Общественном совете при мэре столицы. Благоустраиваться - так кварталами!

Благоустраиваться-так кварталами!

Нынешним летом генеральной схеме комплексного благоустройства предстоит последний экзамен на Правительстве Москвы, после чего она она получит статус нормативного документа Генплана развития столицы до 2020 года. О том, что это за нормы и правила и как они будут служить благому делу украшения нашего города, главный архитектор столицы Александр Кузьмин рассказал на фоне многочисленных красочных планшетов, наглядно иллюстрирующих результаты настоящих и будущих трудов на этом поприще.

С чего начинается любая серьезная программа? С профессионально выполненного проекта, конечно. Как рассказал Александр Кузьмин, уже можно свидетельствовать, что сложился настоящий рынок проектных услуг. Так, если еще несколько лет назад свои услуги в этой сфере предлагали около ста фирм, ныне на плаву порядка 25 организаций, оказавшихся самыми конкурентоспособными и востребованными. В нынешнем году, к примеру, по программе "Мой двор, мой подъезд" ими было подготовлено 5 тысяч пакетов таких документов при средней цене 5 тысяч рублей за один проект. Грамотный проект включает в себя все аспекты дворовой жизни - обустройство детских и спортивных площадок, зон тихого отдыха, парковку машин, выгул собак, мусорные контейнеры, озеленение, мощение, освещение, в том числе антивандальное.

Даже при таком кратком перечне потребностей понятно, что в рамках отдельного двора всех проблем не решить. Играть в волейбол можно и в соседнем дворе, а собак вообще лучше выгуливать подальше от спящих окон... И потому не случайно отмечается важная тенденция - префектуры все осознаннее от "мелкомасштабных" работ на точечных объектах переходят к комплексному проектированию благоустройства достаточно обширных территорий. Так, в Северо-Восточном округе в программу "Мой двор, мой подъезд" в нынешнем году включили санацию прилегающих к жилым кварталам набережных Яузы.

Если с дворами профессионалам ныне все относительно ясно (украшайте, сколько сил и средств хватит!), другие общегородские территории были проанализированы по иным критериям. Условно говоря, их можно разделить на участки, где ничего не будет строиться, на земли, где строить не будут долго и, наконец, на стоящие в строительных планах ближайших лет. Такое знание ситуации позволяет выбирать тип благоустройства и, соответственно, определять затраты.

Надо полагать, никогда не придут монтажники-высотники на аллеи Бульварного кольца. И потому именно с них несколько лет назад город начал благоустройство по самым основательным меркам: с перекладкой коммуникаций, санацией почвы, посадкой элитных деревьев, устройством фонтанов и хорошим мощением. Так же основательно идет обновление Садового кольца, площадей и главных магистралей столицы.

По мнению специалистов, к благоустройству особо ценных территорий надо подходить, как к "большой архитектуре" - здесь тоже необходимо проводить конкурсы. Ведь во многом именно благодаря отбору лучших проектов Поклонная гора превращается в красивейший городской парк. Чего, кстати, пока не скажешь о многих других зонах отдыха столицы.А вот переживающий реконструкцию детский Черкизовский парк был приведен в качестве убедительного положительного примера.

Зато территории заводов, которым через несколько лет придется потесниться, явно ни к чему украшать вековыми липовыми аллеями и дизайнерскими изысками. Что отнюдь не исключает устройство здесь хорошего временного благоустройства и озеленения. Еще сложнее обстоит дело с санитарно-защитными зонами - участками отчуждения вдоль железных дорог, магистральных путепроводов и разного рода буферами между промпредприятиями и жилыми кварталами: кому за них отвечать? Специалистами Москомархитектуры сейчас подготовлена и передана в Гордуму документация по таким территориям. Будем надеяться, наши законодатели определят, кто же эти пустыри должен содержать в надлежащем виде.

Колористический паспорт города - предмет особой гордости его разработчиков. Даже при беглом осмотре всех схем, разработанных городскими художниками для оформления города, изумляешься, до чего кропотливая это наука... Скажем, дома в центре, где много исторических ансамблей, должны подстраиваться под этих старичков. На периферии, в районах массовой застройки, свои требования к цвету. А есть еще "раскраски" временные - летом городские косогоры зеленеют, зимой (относительно) белеют. Свой цвет должны иметь и праздники - морозный Новый год, светлую Пасху и рыжую, как блин, Масленицу, чествовать, разумеется, следует разными средствами.

Малые формы - большие проблемы. Особенно если вспомнить, что к ним относятся не только скамейки с вазонами, но и киоски, и вывески, и реклама. Про эту последнюю в который раз довелось услышать, что вот-вот, и в центре столицы большеразмерных экранов с полуголыми девами и томными денди поубавится раз в пять: их обещают сослать на обочины МКАД. Однако, чтобы не пришлось любимой плакать, крепче за баранку держись, шофер!

Еще один важнейший аспект оформления города - то, что раньше именовалось монументальной пропагандой. Москва не просто многомиллионный мегаполис и привлекательный туристический центр. Прежде всего - это столица России. "Старожилы упомнят", несомненно, как еще в середине 80-х довольно замызганные фасады и карнизы чуть не всех общественных зданий сердца нашей Родины венчали кумачи со стереотипными лозунгами и огромные панно с ликами тружеников и тружениц в касках... Ныне вместо долдонных "Коммунизм - это молодость мира" или "Народ и партия едины" глаз не меньше мозолят разные "самсунги", "тинькоффы" или саморекламные картинки в предвыборные кампании.

На городском уровне еще можно, конечно, отметить памятные знаки на границах всех округов и районов. Раздвигая шеренги коммерческой рекламы, встают иногда вдоль магистралей панорамные фотографии столицы и лубочные изображения московского герба. А вот на федеральном уровне сделано пока очень мало. Даже на правительственных трассах, не скудеющих великолепными кавалькадами наших избранников и правительственных мужей, не увидишь достойных работ, посвященных нашей Родине России. И тут уже надо думать всем миром, от историков и педагогов до психологов и политологов - дело-то государственной важности.

Уговорами пробки не разрулить

Прогнозисты утешают: если за последние годы число автомобилей на столичных улицах увеличилось почти втрое и теперь приближается к трем миллионам, то в обозримом будущем сумма слагаемых замрет "всего" где-то на четырех миллионах. Впрочем, очевидно, замрет в пробках.

На днях в экспрессе до родимой Рязани (славной не только "пирогами с глазами", но и отличными военспецами) я прослушала убедительную лекцию о том, что вполне неуязвимые и надежные вертолеты-"невидимки" у нас есть и будут. И именно на них скоро будут летать над городом VIPы отечества - поскольку легче создать ПРО и даже НЛО, чем разрулить переулки старого центра Первопрестольной. Тут даже военспецы обнаружили пессимизм.

Городские власти, впрочем, не сдаются и бьются, как лягушка из притчи, колотившая лапками по молоку в кувшине, пока не сбила его в комок масла. Про первую ласточку "перехватывающей стоянки" на 320 мест у станции метро "Пролетарская" мы уже рассказывали. Как и про то, что пока там весьма просторно. Но, может, мы пока только начали бить лапками в этой затее?

...На генплановских схемах, где цвет погуще - там пробки плотнее. Многие начинаются, кстати, еще на периферии города. Это не случайно: порядка 600 тысяч машин ежедневно въезжают сюда со стороны области, причем тяга жить на природе у москвичей только возрастает... В результате идущие со стороны Рязанского проспекта автомобили в часы пик застревают уже в районе станции метро "Выхино", по Волгоградке они едва дотягивают до станции "Кузьминки". Третье кольцо, как видим, панацеей не стало, да и Четвертое кольцо не спасет мегаполис от пробок.

Сегодня градостроители один из выходов для смягчения ситуации видят в компромиссе между городом и автовладельцами: мы вам -платные автостоянки, вы нам - согласие передвигаться по столице "безлошадно".

В общем, предложение такое: за семь лет город строит у периферийных станций метро 130 автостоянок на 130 тысяч машино-мест. (В более отдаленной перспективе называется цифра в 380 тысяч). И вся эта армия спешившихся сознательных водителей и пассажиров - числом тысяч в 200 (потом в 500?) радостно штурмует все, что движется общественным порядком: метро подземное и легкое, скоростные трамваи и прочие обычные тихоходы... Проектировщики заманивают удобствами: на перехватывающей стоянке у "Планерной", к примеру, автовладельца чуть не у машины будет ждать эскалатор метро.

Не менее остра проблема и с теми машинами, которые до центра все же добираются. Они не только давно оккупировали тротуары, но и все увереннее наступают на проезжую часть. Сегодня не диво увидеть дюжину троллейбусов, застрявших из-за какого-нибудь "джипа широкого" на повороте к Воздвиженке или Лубянке. Нахалов теперь запрещается даже передвигать... Изучив буквально каждый "квадрат" центровых территорий, столичные специалисты готовы втиснуть в центр порядка 80 тысяч парковочных мест. Еще 40 тысяч мест нашли у торговых зон и у строящихся гостиниц. Но все это пока на бумаге.

Еще одна разработка, привлекшая внимание Общественного совета: Мосинжпроект предложил использовать естественную выемку в районе железной дороги у Бутырского вала для сооружения парковки над рельсовыми путями. Вообще тенденция парковаться "вторым этажом" будет, по-видимому, развиваться. Уже есть адресные проекты устройства стоянок над отстойно-разворотными площадками Мосгортранса, над различными магистралями.

Все это позволит снизить загрузку уличной сети на 10-15 процентов. С учетом, что ежедневно в столице приобретается 600-800 автомашин, результат весьма скромный. Более того, трудно убедить человека оставить машину на парковке (или вообще стараться реже ею пользоваться), не предложив ему взамен что-то получше вместо битвы у дверей автобусов и метро в часы пик.

"Перехваты" отнюдь не изобретение москвичей. Такие парковки давно на вооружении развитых стран. Однако, как известно, и там можно на встречу к английской королеве из-за пробки опоздать...

И все же чужой опыт - тоже хорошо. Как рассказал начальник Управления транспорта и связи А.В.Беляев, недавно побывавшая в нашем городе делегация транспортников Земли Северная Вестфалия своих секретов в этом деле не таит. Там почти десять лет работали над этой проблемой. Первое - это, конечно, средства. Деньги на программу были получены из трех источников примерно в равных долях: из федерального и муниципального бюджетов плюс частные инвестиции. Вначале наладили бесперебойную, с правом преимущественного проезда, удобную систему общественного транспорта, затем построили перехватывающие парковки с массой всяких дополнительных услуг... И потихоньку белые воротнички привыкли ездить на службу на "своих" автобусах, точных, как часы. Вот и весь секрет: водители остановят машины, если дальше их повезут без помех.

И все же кое-какие проблески в пробочном тоннеле есть и у нашего города. Например, в Подмосковье с энтузиазмом была встречена новость о проекте скоростной электрички из Мытищ. Тогда на самом деле найдется немало желающих вместо толкотни на дорогах домчать до центра единым духом по железке. А еще лучше - на вертолете.


Алла ШугайгинаМосковская правда

Дополнительные статьи по теме "Это интересно"

У молодца не без золотца

Золотой человек, золотое сердце, золотые рукиПочти в каждом языке есть устойчивые выражения, в которых то, чем говорящий дорожит и восхищается, сравнивается с золотом. А как быть, если закрались сомнения в подлинной ценности этого всеобщего эквивалента? Если вам вдруг показалось, что ваше изделие из золотане вполне золотое?

Реклама:
Где заказать рерайтинг текстов узнай на сайте eTXT.ru