Дмитрий Логунов, директор по связям с общественностью сети универсамов эконом-класса «Пятерочка»:
– Арендные ставки в центре города очень высоки, поэтому здесь трудно выставлять большой ассортимент товаров. Это под силу только магазинам класса «люкс», имеющим торговую наценку не 25 – 30%, как в обычных супермаркетах, а 40 – 50%.
Владимир Карнаухов, член совета директоров ЗАО «Седьмой континент»
– В центре могут окупить себя только сетевые магазины, и то при одном условии – если есть парковка. Для магазинов-одиночек иметь торговые площади в центре нерентабельно. Поэтому они и исчезли. У нашей сети есть магазины в центре, и они себя вполне окупают. Кроме того, мы открыли уже три магазина «Пять звезд». Это магазины класса «люкс», своеобразные продуктовые бутики. В «Пяти звездах» меньше ассортимент, но товары продаются только самые высококачественные – в любом супермаркете они относятся к более высокой ценовой группе. Продуктовые бутики работают уже год, вполне себя окупают, и мы планируем открыть еще несколько таких магазинов. Все зависит от наличия торговых площадей в центре.
Александра Славянская, гендиректор компании «РАО Консалтинг»:
– Окупаться в центре вполне могут и небольшие магазины. К примеру, в центре Москвы в одном из переулков есть маленький продуктовый магазинчик, который с каждого квадратного метр площади получает $6,5 тыс. прибыли в год. Это очень неплохой показатель. «Выжить» в центре может любой магазин – вне зависимости от того, сетевой он или одиночный. Все зависит от старания владельцев.
Евгений Шидяев, директор по коммуникациям ТД «Перекресток».
– Смогут ли власти запретить перепрофилирование магазинов в центре Москвы? На мой взгляд, все зависит от того, кому эти магазины принадлежат – если городу, то это политическая воля московских властей. Будут ли они окупаться? Все опять же зависит от властей – они должны создать условия для того, чтобы продовольственные магазины имели возможность работать в центре. Всем известно, насколько высоки арендные ставки в центральной части города. Только «Патэрсон», «Седьмой континент» и «Рамстор» из всех опрошенных розничных сетей заинтересованы в открытии магазинов в самом центре.
Октам Аликулов, директор по развитию «12 месяцев»:
– С одной стороны, я считаю, что у продовольственных магазинов в центре города нет никаких шансов, с другой – придерживаюсь мнения, что администрация города не должна вмешивать в бизнес. Понятно, что продовольственные магазины постепенно исчезают из центра, и это обидно, но арендные ставки, которые установлены там, «потянуть» сможет далеко не всякий. Мы проводили опрос, чтобы выяснить, кто отоваривается в продуктовых магазинах в центре, и оказалось, что их основные клиенты – бабульки. Были очень удивлены и спросили у них: «Откуда берете деньги»? Оказалось, дети помогают. Впрочем, большинство бабушек отовариваются в центре лишь изредка – чаще они садятся на метро и едут куда-нибудь на рынок.
Алексей Мауергауз, председатель совета директоров «Патэрсон»:
– Продуктовые магазины в центре города не способны нести такое арендное «бремя». Что касается нас, то с нашим уровнем цен и обслуживания мы можем рассматривать подобные предложения и открывать магазины в центре. Мы это «потянем» и готовы вести переговоры с владельцами действующих продовольственных или непродовольственных магазинов, а также любых других помещений, которые можно переоборудовать под продуктовые магазины.
Столичная вечерняя газета