Замоскворечье – так называли и называют сейчас москвичи местность напротив Кремля за Москвой-рекой. Это один из красивых и престижных районов столицы. Здесь что ни дом, то памятник архитектуры. Но у красоты старинных особняков есть и обратная сторона: дореволюционные постройки находятся в ветхом состоянии. Это одна из острых проблем района. О том, как она решается, рассказывает глава управы района Замоскворечье Сергей Носков.
- Да, старый жилой фонд требует, чтобы им срочно занялись. В районе много ветхих и аварийных помещений, из которых надо расселять людей, проводить реконструкцию, капитальный ремонт. Это одна из серьезных проблем на сегодняшний день. Конечно, есть большие программы не только по строительству и полной замене старого фонда на новый, но и программы по реконструкции и капитальному ремонту без отселения граждан.
Не секрет, что много домов постройки не только довоенной, но даже дореволюционной, - 1903 - 1904 годов. Встречаются дома и позапрошлого века. Есть и другие проблемы. Район Замоскворечье развивался как промышленная часть города. Здесь большое количество промышленных территорий, складов, хладокомбинатов.
Конечно, дальнейшее развитие в таком направлении района Замоскворечье не устраивает столицу. Поэтому нужна реабилитация территории, вывод промышленных предприятий с несвойственными функциями для центральной части города, а на освобождающихся территориях, наверное, надо больше строить жилья, культурно-общественных заведений. Так, недавно на территории бывших предприятии был построен Дом музыки.
- В старом купеческом районе были и промышленные предприятия. Сохранились ли они сейчас или выведены из центра?
- В Замоскворечье находится знаменитая фабрика «Парижская коммуна». На сегодняшний день это рентабельное предприятие производит огромное количество промышленной продукции. Здесь трудится до 10 тысяч человек. Есть еще одно крупное предприятие - Камвольный комбинат. Сегодня комбинат реабилитируется и приобретает другие функции. Есть предприятия, которые надо выводить из центра по экологическим мотивам. Что касается хладокомбинатов, то желательно переводить их на другие технологии, чтобы они были более безопасными для жителей района.
- Как в районе идет снос ветхого жилья, которого на вашей территории почти треть?
- В первую очередь под снос пойдет квартал 12-16 по Большой Ордынке. Постановление правительства на отселение из этих домов жильцов уже есть. Но на сегодняшний день оно приостановлено. Нет такого дома, куда можно было бы переселить жителей. Не хочется их переселять на окраины.
Всего будет подлежать сносу, реконструкции и капитальному ремонту почти 110 домов. Из них 25 домов с отселением жильцов, в остальных будет произведен капремонт без отселения. Эта программа рассчитана до 2005 года.
- Новая застройка будет вестись по городскому заказу?
- У нас все жилье является городской собственностью. Муниципалитет, как самоуправление, не имеет достаточных средств, чтобы строить свою собственность или начинать реконструкцию домов. Направление взято на городское жилье, которое предполагается для распределения: часть бесплатно, большая часть по программе субсидий. Тогда большая часть построенной жилплощади отходит инвесторам, а процентов 30 -40 отдается городу.
- Какова финансовая система управы? Из каких источников идут доходы и какой объем финансирования в этом году?
- В 2003 году мы полностью перешли на бюджетно-казначейский принцип. Теперь все деньги, которые нами расходуются, проходят через казначейство. Раньше у нас были свои бюджетные фонды, теперь мы - бюджетная организация со своим финансированием. У нас только бюджетные источники доходов. В данном случае собирает доходы правительство Москвы через определенные налоги, такие как налоги с предприятий, налоги с граждан, налоги с доходов. Конечно, большая доля бюджетных налогов - это средства за аренду городской собственности и городской земли.
Есть доходы от рекламного бизнеса. Есть еще несколько мелких источников доходов. Все деньги распределяются по сметам, которые утверждаются в префектуре округа и являются непосредственным финансовым документом. Финансирование в этом году практически не отличается от 2002 года. На все районные программы нам утверждено чуть более 80 млн. рублей. Если же брать наш бюджет, то он в основном финансируется городом, затем префектурой и частично самой управой района.
- На какие цели управа использует имеющиеся в ее распоряжении финансовые средства?
- Все статьи расходов утверждаются заранее исходя из сложившихся программ. Большое количество средств - около 60% - нацелено на жилищно-коммунальное хозяйство. Это благоустройство территорий, затем программа «Мой дом, мой подъезд», затем ремонт квартир, подъездов, содержание жилого фонда. Почти 30% выделено на социальные программы - такие как материальная помощь населению, организация концертных и благотворительных программ, приобретение для школ, библиотек оборудования, книг и т. д. Оставшаяся небольшая часть бюджета -10 - 15% - это содержание аппарата, непредвиденные, неучтенные расходы.
- Поддержка малоимущих, пенсионеров осуществляется из этих 80 млн. рублей или есть другие источники финансирования социальных программ?
- Конечно, если бы мы ограничивались только своими бюджетными деньгами, эта программа была бы далеко не полной. У нас на территории управы есть ресурсы, которые не всегда проявляются в денежном выражении...
У нас много ресторанов, увеселительных заведений. Они рентабельны. Мы используем их потенциал и привлекаем для социальных нужд. В ресторанах регулярно устраивают благотворительные обеды, проводятся увеселительные мероприятия, на которые выделяются бесплатные билеты. Бытовые службы, парикмахерские дают бесплатные талоны для пенсионеров и малообеспеченных жителей. Накануне Пасхи мы обратились к нашим предприятиям, и они предложили малообеспеченным гражданам и пенсионерам около 3 тыс. куличей - в денежном выражении это огромные суммы.
- Достаточно ли лечебных учреждений на территории района? Часто ли поступают жалобы граждан на неудовлетворительное обслуживание?
- Есть проблемы. Часть поликлиник и амбулаторий размещены в старых и даже нежилых помещениях. Есть сложности с одной детской поликлиникой. Это старое помещение, которое надо капитально ремонтировать. Мы ведем работу с Управлением здравоохранения, и часть вопросов была решена. Если год назад было много обращений по недостатку лекарств, по вопросу бесплатных рецептов, то сегодня такие обращения стали единичными.
- Какие сложные вопросы вы видите в жилищно-коммунальном хозяйстве и как, на ваш взгляд, их надо разрешить?
- Очень сложная проблема - это большое количество ветхих домов старой постройки с деревянными перекрытиями, в которых 30 - 40 лет не было капитального ремонта. И если мы будем делать прежними темпами 2-3 дома год, то многие здания из разряда ветхих перейдут в разряд аварийных. Здесь нужен решительный рывок, чтобы суметь до 2010 года сделать по максимуму и эти дома реконструировать или капитально отремонтировать заменой коммуникаций и перекрытий. Иначе процесс будет необратимым. Многие дома мы потеряли, их придется сносить. А отселение жильцов - это затратный механизм. Это очень серьезная на сегодняшний день проблема для района.
Вторая проблема в том, что не так сильно развита транспортная структура. Внутренние улицы Замоскворечья извилистые, тесные. А есть совсем маленькие улицы, которые непригодны ни для парковки автомобилей, ни для проезда.
- На территории управы есть отдел внутренних дел. Как вы с ним взаимодействуете?
- У нас полное понимание в вопросах безопасности с руководством ОВД. На оперативных совещаниях мы обсуждаем эти вопросы и говорим руководителю отдела, на что надо обратить внимание для поддержания общественного порядка. Проблема общественной безопасности у нас постоянно на контроле. В этом году мы серьезно начали работать с системой видеонаблюдения. Я думаю, что в 2003 году весь район будет оснащен этой системой, все 310 жилых домов. Это позволит милиции держать все под контролем. На сегодняшний день все подъезды оснащены домофонами. Под постоянным контролем находятся чердаки и подвалы, все они опечатаны и опломбированы.
- Как управа влияет на структуру и развитие торговой сети района?
- У нас есть магазины, которые мы курируем. Они работают с нами потому, что мы, как административные органы, участвовали в их становлении. У нас два таких социальных магазина, в которых цены немного ниже. Но это не наши магазины. Директора этих магазинов пытаются сделать для жителей доброе дело, понизив цены. Мы же, со своей стороны, даем им небольшие привилегии, скажем, в предоставлении помещений и аренды. Мы хотим, чтобы торговые точки, которые размещены на нашей территории, не мешали жителям и чтобы не было перепрофилирования.
Это очень серьезный вопрос. Конечно, каждый коммерсант для получения хорошей прибыли пытается сделать свой магазин отвечающим высоким требованиям. Поэтому иногда вместо дешевых продовольственных магазинов появляются дорогие бутики. Если это в наших силах, мы пытаемся запретить перепрофилирование продмагов на рестораны, бары или закрывать дорогие бутики.
- В чем вы видите роль управы в развитии района?
- Славное, чтобы все районные службы работали стабильно. Чтобы то, что положено по закону, по нормативам, выполнялось на 100%. Если те законы и правила, которые установлены, скажем, по эксплуатации жилого фонда, общественному порядку, экологии, управой будут соблюдаться, это приведет к процветанию района. Хотелось бы в этом году закончить программу системы видеонаблюдения и на новом качественном уровне провести программу благоустройства района.
У нас 59 муниципальных дворов. Это огромный объем работы по благоустройству. Хочется делать не абы как, а так, чтобы жители гордились, что у них такой хороший двор, чтобы они видели, куда вложены денежные средства. Постараемся эту программу осилить. Хотелось бы выполнить программу по школам. На сегодняшний день дети составляют 20% населения района. Это очень хорошо.
Проблем много. Но самое главное, чтобы все это соответствовало тому градостроительному плану района, который Жители обсуждали и утверждали. Если у нас сегодня имеется 12,5 гектара зеленых насаждений, то до 2020 года запланировано увеличить их в 3 раза - до 36 гектаров. Это серьезные изменения в состоянии района. На сегодняшний день у нас много промышленных предприятий. Запланировано уменьшить их в три раза. Строительство нового жилья, улучшение качества жизни людей - все это позволит по-другому развиваться району. Такая вот долгосрочная программа.
Василий ПотапченкоТверская, 13